Партия Зеленых в ФРГ решила добиваться эффективности военных инвестиций, чтобы деньги, которые отпускаются казной бундесверу, не пропадали зря, а действительно направлялись на программы усиления военной мощи Германии. Немецкие зеленые в настоящее время сосредоточены на работе над законом, регулирующим систему военных закупок.
Как отмечают аналитики в СМИ ФРГ, после окончания холодной войны немецким вооруженным силам не везло с депутатами бундестага, с представителями общественных движений. Политики старались особенно не вникать в нужды оборонной сферы. Завершение соперничества между советским и атлантическим военными блоками и глобализация, по мнению большинства политиков, принимающих решения в Берлине, освободили их от обязанности уделять больше внимания вопросам обороны. После четверти века сокращений и бюджетных сокращений расходы на оборону начали расти только в 2016 году. Однако пока что меры, направленные на усиление бундесвера и роста его рядов, не приносят ощутимых сдвигов.
Немецкие СМИ годами пишут о проблемах с готовностью вооружений, а программы модернизации военного оборудования страдают от многочисленных проволочек. Последний известный пример тому - отмена тендера на тяжелые транспортные вертолеты. Строгие требования, предъявляемые вооруженными силами, привели к астрономическому увеличению затрат. Еще одним скандалом стал отказ Минобороны ФРГ от запланированного контракта на новые автоматические винтовки.
Зеленые хотят снизить риск того, что проблемы повторятся снова. Представитель оборонной политики Тобиас Линднер, представитель партии зеленых по оборонной политике, представил газете Frankfurter Allgemeine Zeitung проект закона о планировании обороны (Verteidigungsplanungsgesetz), а затем обсудил его более подробно на своем веб-сайте. Предположения просты: каждые десять лет Бундестаг должен устанавливать от десяти до пятнадцати наиболее важных программ модернизации и закупок для армии, а затем составлять их долгосрочные бюджеты. Такой подход предусматривает последовательное и предсказуемое финансирование, не позволяя политикам залатать бюджетные дыры, отбирая деньги у Бундесвера.
В законопроект включаются суровые механизмы контроля. Бюджет каждой программы должен иметь верхний предел. С одной стороны, это должно заставить военных выдвигать реалистичные требования, с другой - затруднить производителям повышение цен. Таким образом, немецкий парламент также получит лучший контроль над военными расходами. В то же время закон заблокирует распространенную ныне практику получения оборонными компаниями средств из других проектов.
Как заметил Линднер, такая практика уже приводит к вытеснению более мелких проектов крупными. Результатом таких разбирательств являются постоянные жалобы солдат на состояние и качество индивидуального снаряжения, от шлемов и униформы до обуви и нижнего белья, не говоря уже об эффективности оружия и снаряжения.
Закон о планировании обороны имеет еще более серьезные последствия. Необходимость определения десятка или около того ключевых программ вынудила бы Бундестаг серьезно и регулярно обсуждать политику страны в области обороны и безопасности - эту тему на парламентском форуме предпочитают избегать. Линднер приводит в пример Белую книгу обороны 2016 г. Правительство подготовило документ за закрытыми дверями и ни разу не вынесло его на обсуждение общественности.
Конечно, Закон о оборонном планировании не претендует на замену последовательной долгосрочной стратегии безопасности. Однако это может помочь частично определить его. С другой стороны, Рейнхард Мюллер, журналист Frankfurter Allgemeine Zeitung, подчеркивает, что «зеленые» никоим образом не решают важную проблему регулирования условий использования вооруженных сил Германией. Этот вопрос имеет ключевое значение, поскольку ввиду антивоенной позиции значительной части социал-демократов и отсутствия единого мнения среди христианских демократов Германия становится бесполезным союзником
Инерция Берлина в оборонных вопросах ведет к напряженности в отношениях с ближайшим партнером, которым является Франция, где раздаются голоса за создание собственного танка следующего поколения, не обращая внимания на совместный проект MGCS. Трения касаются всех общих оборонных проектов, в первую очередь боевых самолетов FCAS.
Между тем, большинство левых в Германии не хотят слышать о более активном участии в обеспечении глобальной безопасности, выступают против вооружения дронов и хотят выйти из программы «Совместное использование ядерных материалов в НАТО». Это только подрывает авторитет Германии как союзника и партнера в области безопасности, в то время как даже Индия, Япония и Австралия требуют от Берлина большего участия.
Инга Хэслер
Читайте нас: