Автор рассматривает цель проведения и предпосылки со стороны России специальной военной операции на территории Украины. Анализируется особенности механизма денацификации в контексте исторической памяти. Отдельно рассматривается роль спецслужб и посольств США, осуществляющих уголовно-правовую юрисдикцию на территории других государств, в том числе и для устранения неугодных лиц.
Президентом РФ Путиным В.В. было принято решение о реализации специальной военной операции на территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года.
Целью данной операции является защита людей, подвергающихся издевательствам и геноциду со стороны Киева. Для этого, по словам Путина, Москва будет стремиться в том числе к демилитаризации и денацификации Украины.
В идеале нужно освободить Украину, зачистить ее от нацистов, от пронацистски настроенных людей и идеологии», – сказал Песков в ответ на вопрос, как можно понимать слова о необходимости денацификации страны.
Он также
Предпосылки для проведения специальной военной операции на территории Украины
Как отмечается в Резолюции (принятой в г. Берлине 15.12.2009 - 17.12.2009 на Международной конференции «Уроки Второй мировой войны и Холокоста») в последние годы память о Второй мировой войне подвергается искажению в спекулятивных политических целях. Попытка поставить знак равенства между СССР и фашистской Германией, отрицание холокоста, героизация принимавших непосредственное участие в геноциде гитлеровских пособников, забвение побед Красной Армии, необоснованные обвинения советских солдат и партизан в мифических преступлениях – все это не может не вызывать серьезные опасения.
В данной Резолюции речь идет о недопустимости возведения в ранг «героев Украины» боевиков запрещённых в России террористических группировок ОУН* и УПА*.
В свою очередь, стороны американских и европейских «партнеров» реализуется политика, направленная на пересмотр итогов войны для открытия пути к пересмотру решения Нюрнбергского процесса 1946 г.
Речь идет об отказе от тех его решений, которые сформировали основы современной политической морали и международного права: отсутствие срока давности за преступления против человечности, признание преступными всех эсэсовских формирований, признания наличия у нацистов планов «окончательного решения» еврейского вопроса, запрет на деятельность нацистских организаций и т. д.
Попытки пересмотра итогов Второй мировой войны, отрицания холокоста, героизации нацистских преступников и пособников прямо ведут к росту неонацистских, ксенофобских и антисемитских настроений в обществе.
Как отмечается в Замечаниях властей Российской Федерации по вопросу приемлемости жалобы «Украина против Российской Федерации (Крым)», представляемых в Большую палату Европейского суда по правам человека (представлены в г. Москве 29.12.2018) внешние усилия, направленные на «смену режима» на Украине, имели место начиная с 1991 года.
К ним относились переводы огромных сумм денежных средств на Украину для поддержки оппозиции, включая поддержку оппонентов президента В. Януковича в ходе «оранжевой революции».
Насильственные действия набирали обороты, в феврале 2014 года Европейский союз и Германия попытались разрешить кризис путем переговоров. Однако их усилия не были одобрены повсеместно: «Правый сектор» отказался вступать в переговоры, а Америка была намерена сместить правительство В. Януковича, как следует из перехваченных телефонных переговоров, имевших место примерно 7 февраля 2014 г. между помощником государственного секретаря Соединенных Штатов Америки по делам Европы и Евразии В. Нуланд и послом Соединённых Штатов Америки на Украине Д. Пайеттом.
В ходе разговора В. Нуланд и Дж. Пайетт обсуждали утверждение Арсения Яценюка в должности премьер-министра, а также удерживание вне правительства Виталия Кличко и Олега Тягнибока, с сохранением их поддержки. Виктория Нуланд очень хотела, чтобы вице-президент Соединенных Штатов Америки Джо Байден курировал новое правительство Украины. Она также хотела, чтобы украинское правительство было одобрено и поддержано Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Пан Ги Муном. Она сказала следующее: «…это было бы здорово, я думаю, чтобы помочь скрепить все это и дать Объединённым Нациям помочь скрепить это и, вы знаете, к черту Европейский союз».
В дальнейшем, события представляли собой типичный образ действия при смене режима власти.
В Постановлении Международного суда ООН (ICJ) в деле «Никарагуа против Соединенных Штатов Америки», Международный суд ООН (ICJ), Reports 1986, с. 14, § 118, процитировал руководство Центрального разведывательного управления по ситуации разжигания революционных действий: В разделе «Контроль массовых скоплений и собраний людей» даются следующие указания: «Если возможно, для выполнения особых, специфических "заданий" нанимаются профессиональные преступники. Другим даются особые задания, чтобы создать "мучеников" для дела, что приведет к столкновению демонстрантов с властями, к волнениям и стрельбе, в ходе которых погибнут один или несколько человек, которые и станут «мучениками» в конфликте – этой ситуацией нужно пользоваться незамедлительно против правящего режима, чтобы создать еще большие конфликты».
27 февраля 2014 тогдашний вице-президент США Д. Байден сообщил А. Яценюку, что временное правительство будет иметь полную поддержку Соединённых Штатов Америки.
Затем Госсекретарь Соединенных Штатов Америки Д. Керри посетил г. Киев 4 марта 2014 г. и встретился с А. Яценюком и его ультраправыми сторонниками, включая Олега Тягнибока из «Свободы».
Провал попытки покушения на президента В. Януковича, единственным конституционно возможным способом смещения его с должности был импичмент, но эта процедура так и не была осуществлена. В. Янукович не был обвинен ни в преступлении, ни в измене, что могло быть единственным законным поводом начать процедуру импичмента. Отсутствовало заключение следственной комиссии. Не проводилось голосование в парламенте (с требуемым большинством голосов) с целью предъявления обвинений президенту, Конституционный суд не проверял надлежащий характер расследования, Верховный суд не подтверждал, являлись ли рассматриваемые действия уголовно наказуемыми и/или изменой, и не проводилось окончательное голосование по вопросу о смещении президента. Таким образом, отсутствовал конституционный способ назначения новых министров и прочего.
Поэтому новое правительство было неконституционным и повсеместно считалось таковым в Восточной Украине и в Крыму. Также правительство не отвечало требованию представления интересов. Все ключевые посты занимали представители Западной Украины.
«Историческая миссия нашей нации в этот переломный момент – вести за собой белые расы мира в заключительном крестовом походе за их выживание. Поход против возглавляемых семитами низших рас» (замечания властей Российской Федерации по вопросу приемлемости жалобы "Украина против Российской Федерации (Крым)", представляемых в Большую палату Европейского суда по правам человека (представлены в г. Москве 29.12.2018)).
Более того, какое-либо сомнение о характере людей, участвующих в таких объединениях, должно развеяться у любого разумного человека при рассмотрении того, что эти люди сделали (и что им позволили делать) с русскими протестующими в г. Одессе.
Власти Украины полагали, что административная практика заключается в похищениях гражданских лиц, бесчеловечном обращении, незаконном лишении свободы, лишении гражданских лиц права на свободу передвижения, нанесении ущерба имуществу гражданских лиц и прочем.
Необходимо отметить, что действия киевского режима, подконтрольного США и Западу, создали непосредственно угрозу суверенитету, территориальной целостности, национальным интересам России, жизни и здоровью наших граждан. На протяжении восьми лет Вооруженные силы Украины (начиная с 2014 г.), националистические батальоны и их иностранные инструкторы убивали мирных жителей Донбасса: женщин, детей, стариков, целенаправленно разрушали инфраструктуру Донецкой и Луганской народных республик. Все эти преступления имеют документальные подтверждения.
Спустя восемь лет политика геноцида украинских властей и бездействия международных институтов (прежде всего речь идет о такой авторитетной организации, как ООН) заставило Россию принять тяжелое решение в отношении денацификации на Украине.
На самом деле, итог войн отражается на формах участвующих в них государств, но чаще всего это касается потерпевших поражение.
Например, поражение Германии и ее союзников во Второй мировой войне повлекло за собой комплекс демократических преобразований.
В Германии был проведен комплекс мероприятий, получивший название «денацификация», который предусматривал: ликвидацию национал-социалистической партии; роспуск всех нацистских учреждений; запрет на ведение любой нацистской деятельности и пропаганды; уголовное преследование лиц, виновных в военных преступлениях против мира и человечности; освобождение нацистов со всех руководящих постов; отмена фашистского законодательства; изъятие нацистских доктрин из системы народного образования и т. д. (Дымарский В. О политическом экзорцизме // Российская газета от 08.11.2007).
Неотъемлемым элементом денацификации усилиями победивших союзников проводилась активная просветительская работа. В принудительном порядке немцев возили в концлагеря, чтобы они собственными глазами увидели преступления, совершаемые своими соотечественниками. Самым мощным фактором искоренения нацизма стали экономические успехи Германии и повышение уровня жизни населения.
Процедура денацификации является очень сложной.
Речь идет о комплексе мероприятий по очищению государственной, общественно-политической и экономической жизни от последствий господства фашистского режима с целью демократических преобразований страны.
В ходе денацификации осуществляется: уничтожение национал-социалистической (фашистской) партии, ее филиалов и подконтрольных ей организаций; роспуск всех нацистских учреждений и обеспечение того, чтобы они не возродились ни в какой форме; предотвращение всякой нацистской деятельности и пропаганды; привлечение к суду лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности, а также активных нацистов; удаление нацистов со всех постов; отмена нацистского законодательства; устранение нацистских доктрин из системы народного образования и др. (Стецовский Ю. «Фашизм в современной Европе. «Адвокат». 2008. № 1).
Приведём другой пример.
В Австрии после освобождения от фашизма в 1945 г. и осуществленных в первое послевоенное десятилетие решительных мер по денацификации противодействию проявлениям неонацизма по-прежнему уделяется значительное внимание (доклад МИД России «Неонацизм – опасный вызов правам человека, демократии и верховенству права. Москва. Апрель. 2015).
Международно-правовые обязательства Вены по борьбе с нацизмом вытекают из положений Государственного договора о восстановлении независимой и демократической Австрии от 15.05.1955 г., в соответствии с которым (ст. 9 и 10) государство обязалось искоренить из австрийской политической, экономической и культурной жизни все следы нацизма, предотвратить возрождение таких организаций в любой форме, а также всякую нацистскую и милитаристскую деятельность и пропаганду на территории страны.
Конституционным законом «О запрете национал-социалистских организаций» 1947 г. установлен запрет деятельности НСДАП, а также всех созданных под ее началом военных союзов и иных организаций. Любые «действия в национал-социалистском духе» недопустимы и квалифицируются как уголовное преступление.
Важную роль в воспитании населения, в первую очередь молодежи, в духе осознания и неприятия преступлений национал-социализма играет государственный мемориальный комплекс на территории бывшего концентрационного лагеря «Маутхаузен». На его базе по линии МВД Австрии ведется образовательно-воспитательная работа с молодежью в целях поддержания памяти о Войне и недопущения повторения ужасов нацизма. Ежегодно в мае в годовщину освобождения лагеря проводятся поминальные мероприятия с участием руководства Австрии, местной общественности, многочисленных зарубежных гостей.
Нацизм и историческая память
Реабилитация нацизма на Украине преследует своей целью изменение сознания и воли значительного количества людей, подмену их ценностных ориентиров, формирование у них чувства социальной вражды, склонение к социально деструктивному поведению.
Отрицание геноцида в отношении русского населения на территории Украины оказывает негативное влияние, прежде всего, на детей и молодежь, дезинформируя по поводу опасности деструктивной (человеконенавистнической) идеологии, ведет к эскалации современных форм нетерпимости, основанных на социальных, расовых, национальных и иных предубеждениях.
Кроме того, недопустима ситуация фальсификации событий и итогов Второй мировой войны со стороны США и коллективного Запада, обеления злодеяний нацистских преступников и их пособников и нивелирование исторической памяти.
Интересным представляется опыт Республики Беларусь.
В рамках законодательного регулирования деятельности по недопущению реабилитации нацизма и в целях защиты конституционного строя, обеспечения национальной безопасности, сохранения исторической памяти и недопущения фальсификации истории, был принят закон «О недопущении реабилитации нацизма» (Закон от 14.05.2021 № 103-З).
Реабилитация нацизма признается преступлением против мира и безопасности человечества.
Кроме того, власти Республики Беларусь отмечают важность формирования у учащихся коллективной исторической памяти, умения противостоять попыткам фальсификации событий Великой Отечественной войны и реабилитации нацизма.
В частности, в инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «Об изучении в учреждениях общего среднего образования материалов о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» от 30.08.2024 г. отмечается, что одной из важнейших задач изучения в учреждениях общего среднего образования вопросов геноцида белорусского народа во время Великой Отечественной войны и послевоенный период, является углубление знаний об истории своей семьи, судьбах близких и родных людей, формирование у учащихся исторической памяти.
Международный военный трибунал для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергский процесс) вошел в историю человечества как «Суд народов».
В соответствии с Уставом Международного военного трибунала от 08.08.1945 г. приговор Нюрнбергского трибунала является окончательным и не подлежащим пересмотру.
Приговор Нюрнбергского трибунала является международным актом, давшим юридическую оценку на основании фактов, документов, живых свидетельств и доказательств чудовищным преступлениям гитлеровцев как преступлениям против мира, военным преступлениям и преступлениям против человечности – наиболее тяжким и опасным деяниям, нарушающим общепризнанные принципы и нормы международного права.
Наконец, приговор Нюрнбергского трибунала, а также иные документы, свидетельствующие о чудовищных зверствах фашизма, являются актами, обеспечивающими в том числе сохранение и защиту исторической памяти о жертвах Второй мировой войны, напоминанием о злодейских преступлениях гитлеровцев и главных военных преступниках.
Насилие против граждан иностранного государства: роль спецслужб и посольств США
Федеральная служба безопасности совместно со Следственным комитетом задержала группу членов запрещенной в России неонацистской террористической организации National Socialism / White Power («Национал-социализм / Белая сила, власть») — граждан России, планировавших по заданию Службы безопасности Украины убийство общественного деятеля, известного журналиста Владимира Соловьева.
Ранее о предотвращении покушения на известного российского журналиста заявил Владимир Путин. При этом он подчеркнул, что нападение готовилось по указке из Киева. Президент
Попытаемся разобраться в схеме работы иностранных спецслужб в тандеме со своими представительствами (посольствами и консульствами) при устранении неугодных лиц иностранного государства.
На самом деле, для спецслужб США (в частности, ЦРУ) является привычной практика, именуемая «экстраординарная рендиция». Другими словами, задержание (в том числе, устранение) и внесудебный перевод лица (похищение людей на территории иностранных государств) в секретный объект содержания под стражей в целях допроса, во время которого часто применяются незаконные методы.
Обстоятельства, окружавшие экстраординарную передачу иностранных граждан, являлись предметом различных докладов и расследований, включая доклады, подготовленные Диком Марти в качестве докладчика по результатам расследования, проведенного Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ) по предположениям о существовании тайных мест лишения свободы, подведомственных ЦРУ, в некоторых государствах – членах Совета Европы («доклады Марти»).
В «докладе Марти» речь идет о программе рендиции, секретных американских объектах содержания под стражей, в которых гражданин содержался, пытках и бесчеловечном и унижающем достоинство обращении.
Более того, отмечается, что иностранные государства позволяют ЦРУ перемещать с их территории граждан, несмотря на наличие достаточных оснований полагать, что имеется реальная угроза применения к нему смертной казни и дальнейшего жестокого обращения и одиночного заключения, а также что он не будет иметь возможности справедливого судебного разбирательства.
Распространенной практикой США является также делегирование своей уголовно-правовой (законодательной) юрисдикции на зарубежные представительства (посольства и консульства).
В решении 1973 г. по уголовному делу по обвинению американского дипломата (сотрудника посольства США в Республике Экваториальная Гвинея Эрдоса) в убийстве сотрудника этого же посольства, совершенном на его территории, указывается, что на территорию посольства США распространяется особая территориальная юрисдикция этой страны, поскольку США осуществляют в отношении данной территории так называемое практическое верховенство. Кроме того, со ссылкой на дело в отношении Арчер (1943 г.) суд определил, что посольства и консульства США являются частью территории США независимо от вещных прав на соответствующие здания.
Интересным представляется практика деятельности специальных агентов-следователей Бюро дипломатической безопасности Госдепартамента США, аккредитованных в зарубежных представительствах США (в частности, в посольствах) в качестве региональных офицеров безопасности – следователей и обладающих статусом консульских должностных лиц. К их полномочиям среди прочего относится расследование дисциплинарных проступков и уголовно наказуемых деяний, совершаемых сотрудниками представительств на их территории (в основном фактов нарушения должностных полномочий, коррупции, так называемого домашнего насилия, насилия на рабочем месте, нарушения законодательства о гостайне, шпионажа, проверки по фактам смерти); насильственных преступлений в отношении представительства, его персонала и их семей, в том числе террористических атак.
В Бюро
Другими словами, посольство США в тандеме с ЦРУ осуществляет свою уголовно-правовую юрисдикцию на территории других государств, в том числе и для устранения неугодных лиц.
Приведём небольшой пример.
В 2008 г. по уголовному делу по обвинению бывшего сотрудника ЦРУ Э. Уоррена, аккредитованного при посольстве США в Алжире, в изнасиловании алжирских гражданок в своем жилище в Алжире агенты Бюро опросили потерпевших и произвели обыск в данном жилище (Аффидевит агента Бюро дипломатической безопасности С. Бэнкера для получения ордера на обыск в Окружном суде США округа Колумбия).
Поэтому недопустимо на территории зарубежного представительства, представляемым государством, процессуальное насилие, определяемое как применение физической силы к лицу при проведении процессуальных действий или ограничение его личной свободы.
Читайте нас: