Лента новостей

13:42
Эрик Принс: Пентагон не способен побеждать
13:40
Американская помощь сама по себе не спасет Украину
13:37
Госдума одобрила запрет для иноагентов участвовать в выборах
13:28
Mysl Polska: Польша нуждается не в войне, а в мире
13:26
Пострадавшие в столкновении десантных катеров американские моряки вернулись к службе
13:15
Международные уголовники: Запад продвигает двойные стандарты
13:08
Учения ВС РФ с нестратегическим ядерным оружием направлены на отрезвление западных «инфантильных дебилов»
12:59
Путин поручил провести учения по использованию тактического ядерного оружия
12:58
Кремль объяснил проведение учений по применению тактического ядерного оружия
12:49
InfoBrics: Украина множит потери на поле боя
12:31
Бронь и отсрочка не спасают украинцев от мобилизации
12:30
В Москве задержана журналистка и писательница Надежда Кеворкова
12:28
Комментарии американских читателей к заявлению Макрона об отправке на Украину войск, «если Зеленский попросит»
12:21
СВР: Запад начал активно искать замену Зеленскому
12:19
Медведев предрек мировую катастрофу из-за отправки западных войск на Украину
12:15
В Санкт-Петербурге прошла генеральная репетиция Парада Победы на Дворцовой площади
12:09
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 6 мая, день
11:51
Украинские БПЛА атаковали два микроавтобуса в Белгородской области, погибли шесть человек, 35 ранены
11:17
Французские легионеры понесли первые потери под Часовым Яром
11:08
Путин поздравил всех православных с Пасхой
10:58
Военные РФ проведут тренировку по применению нестратегического ядерного оружия
10:40
ВС РФ приближают блэкаут в Харькове
10:13
НАТО провело для России две «красные линии»
10:05
Названы условия вовлечения американских военных в конфликт на Украине
10:03
Jerusalem Post: затруднительное положение Зеленского
09:20
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 06.05.2024
08:39
Россию заподозрили в подавлении сигналов GPS над Финским заливом
08:21
США планируют вести войну против России и Китая из космоса?
05:13
Как не потерять «Адмирала Нахимова» и «Петра Великого»
05:03
Как Аляска готовилась к войне
04:22
Конфликт на Украине: в Москве выставили военные трофеи, захваченные на фронте
02:11
Россия ответит на враждебные действия со стороны Прибалтики, — МИД
02:08
Двойные стандарты Запада в отношении Украины и Израиля
01:35
Как дебилизируют население Украины
00:31
Стоит ли России помогать украинским ухылянтам?
23:19
Эксперты рассказали о семи главных секс-грехах. Возможно, один из них лежит на вас
20:06
Сенатор Пол: чтобы дать деньги Украине, мы должны взять их взаймы у Китая
19:58
Си Цзиньпин прибыл во Францию на встречу с Макроном
19:34
На ветрогенераторы в Германии начали ставить деревянные лопасти, но на мельницы они похожи не стали
19:33
Спрос на первый российский RISC-V-микроконтроллер MIK32 «Амур» превзошёл ожидания
18:49
Умер сыгравший короля Теодена во «Властелине колец» актер Бернард Хилл
18:22
Экс-помощник главы Пентагона: Макрон забросил в ДНР солдат Иностранного легиона
18:14
Швейцария отказалась от поставок оружия Украине
17:47
Тернопольский чиновник сознался в разграблении Украины
17:46
Украина оценила ущерб своей энергетике в $1 млрд
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Подводное недоразумение или почему так происходит?

Подводное недоразумение или почему так происходит?


Все новостные каналы уже уделили внимание инциденту с участием японской подводной лодки «Сорю» и сухогрузом «Океан Артемис», который произошел 8 февраля.




Лодка каким-то непостижимым образом всплыла под грузовым судном и ударилась о него боевой рубкой.



Три члена экипажа получили незначительные травмы, не требующие срочной госпитализации. На лодке были повреждены горизонтальные рули и выведено из строя оборудование связи, которое находилось в боевой рубке. Причем, повреждено настолько, что лодке пришлось тащиться в надводном положении до зоны действия сотовой связи и докладывать о происшедшем по мобильному телефону.

Смешно, если бы не было столь грустно.

Возникает закономерный вопрос: как подводная лодка, оснащенная радарами, гидроакустическими станциями и прочей полезной аппаратурой, могла допустить такое столкновение?

Получается – запросто.

И ведь это не единичный случай в мировой практике.

07.01.2008 года. Индийская подводная лодка «Sindhughosh», бывшая советская Б-888, столкнулась с торговым судном «Leeds Castle» при попытке всплытия. Повреждена боевая рубка.

03.02.2009 года. Британская «Vanguard» и французская «Le Triomphant» столкнулись под водой. Французы сами дошли до базы, а британскую лодку пришлось буксировать. Учитывая наличие на борту «Вэнгарда» 16 ракет с ядерными боеголовками, все могло быть значительно хуже.

19.03.2009 года. Американская подлодка «Hartford» и десантный транспорт-док «New Orleans» столкнулись в Ормузском проливе неподалеку от берегов Ирана. 15 человек из экипажа подлодки получили ранения, транспорту пробили топливную цистерну.

13.10.2012 года. Американская подводная лодка «Montpelier» и крейсер «San Jacinto» (тип «Тикондерога») столкнулись во время учений. Полностью разбит обтекатель гидролокатора подлодки, возможно, поврежден и сам гидролокатор.

11.01.2013 года неизвестное рыболовецкое 9предположительно) судно снесло перископы американской подводной лодке «Jacksonville» в Ормузском проливе.

20.07.2016 года британская подводная лодка «Ambush» столкнулась с неизвестным судном в районе Гибралтара.

18.08.2016 года американская ПЛ «Louisiana» столкнулась с судном снабжения в проливе Хуан-де-Фука.

И теперь в дружную семью умеющих не заметить ничего вокруг себя влились японцы. Поздравляем.
И все-таки, почему они сталкиваются? Понятно, что океан – это очень небольшая лужа типа Аральского моря, потому две лодки могут запросто там пересечься.



Но есть и более вменяемые объяснения.

Например, вариант, когда на японской лодке вообще не видели «Океанскую Артемиду». Это могло произойти в том случае, когда сухогруз догонял лодку с кормы. «Сорю» не имеет кормового гидролокатора. Его роль берет на себя буксируемая ГАС, которая была убрана. Это нормально, если подводная лодка собиралась всплывать, а судя по всему, «Сорю» как раз и шла на всплытие.



Есть гидролокаторы бокового обзора, но они не так эффективны в направлении кормы, да еще и существует практика смещения секторов обзора боковых гидролокаторов в сторону носа. Это делают в том случае, если лодка входит в район, где повышенное движение. Лодка подходила именно к такому району.

Естественно, имеет место (скорее всего) и человеческий фактор. То, что сухогруз «подкрался» с кормы, совершенно не снимает ответственность с дежурной смены «слухачей». Они явно расслабились в это время.

Есть еще один вариант. Это эффект Вентури. Явление не то чтобы уникальное, но встречающееся в мировой практике. Это когда разрежение, создаваемое крупным, и необязательно быстро идущим кораблем, «подсасывает» лодку вверх и направляет в корпус надводного корабля.

Такой случай произошел в 2007 году с американской подводной лодкой «Newport News» на юге все того же злополучного для американских подводных лодок Ормузского пролива.

«Ньюпорт Ньюс» был эффектом Вентури поднят выше и ударился в корпус японского танкера «Могамигава». «Ньюпорт Ньюс получил значительные повреждения в носовой части. Кстати, командир был отстранен от командования и пошел под суд, но физики доказали его невиновность.

Однако, это все лирика.

Главные претензии надо предъявлять акустикам японской лодки. Да, «Океанская Артемида» могла войти в зону «слепого пятна» в кормовом секторе, но что или кто мешал видеть сухогруз ДО того, как он вошел в «мертвую зону»?

Как бы корабль не маленький…

Подводное недоразумение или почему так происходит?


Причем, говорить о том, что экипаж лодки не понял сигналов гидролокатора, тоже говорить как-то странно. Лодка находилась в районе континентального шельфа, если бы под килем была океанская глубина, более привычная для экипажей атомных подводных лодок, то можно было бы говорить о непривычных условиях работы.

Но небольшие глубины континентального шельфа как раз более привычны для акустиков дизельных подводных лодок. Ну или стирлинговых, если точнее. Ибо мелководье (с точки зрения «взрослой» АПЛ) является зоной оперирования дизель-электрических подводных лодок.



Так что очевидно, что столкновение и повреждение «Сорю» целиком и полностью лежит на гидроакустиках японской лодки. И столкновение невозможно оправдать, потому что оно произошло среди дня, в условиях нормальной погоды.

Так что основной рабочей версией можно принять следующее: гидроакустики «Сорю» просто проглядели «Океанскую Артемиду», лодка находилась на перископной глубине либо выходила на нее и была «подсосана» крупным сухогрузом в его корпус.

В целом – реально могло быть и хуже.



Однако продолжение цепочки аварий и ЧП говорит о том, что далеко не все в подготовке экипажей современных подводных лодок в мире прекрасно. По-прежнему возникают глупейшие ситуации, который чудом не заканчиваются трагедиями.

Кстати, очень радует отсутствие в списке аварий и ЧП российских лодок. Единственный случай с Б-276 «Кострома» и американской «Батон Руж» в феврале 1992 года. Да и то, там американцы приложили все усилия, чтобы устроить катастрофу.

В итоге хочется сказать только то, что подводная лодка именно благодаря своей скрытности является источником повышенной опасности в море. Что должно по идее накладывать на государства обязательства по качественной подготовке экипажей.



Иначе список поврежденных при контактах с надводными кораблями подводных лодок будет расти и дальше. А это, согласитесь, не очень желательно.

Роман Скоморохов


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх