В 1540 году в этот день был аннулирован брак английского короля Генриха VIII с его четвертой женой Анной Клевской. Этот брак, просуществовавший всего шесть месяцев, был заключен, чтобы скрепить союз между Генрихом и братом Анны - могущественным германским протестантским принцем Клевским.
Надо отметить, что не всем женам этого монарха, которого Чарльз Диккенс называл не иначе как кровавым и сальным пятном в истории Англии, повезло так, как Клевской. Джейн Сеймур, например, умерла при родах, Анна Болейн была казнена по обвинению в заговоре, а Катрин Говард – по обвинению в супружеской измене.
К выбору каждой новой жены Генрих VIII подходил по-своему достаточно серьезно. Так, для своего четвертого супружеского эксперимента он решил избрать не простую подданную, а какую-нибудь «голубую кровь» из владетельных домов Европы. Окружив себя портретами разных принцесс, король подолгу проводил время в мечтаниях, заочно сравнивая их достоинства и тщательно выбирая.
Надо сказать, что придворная живопись того времени хоть и называлась свободным художеством, но имела один существенный недостаток: она рабски льстила. Поэтому когда Генрих послал Ганса Гольбейна, знаменитого художника XV века, узнать, какова его будущая немецкая жена, тот несколько идеализировал ее образ. И вместо дебелой девы, ростом и дородностью способной поспорить со своим массивным женихом, изобразил чуть ли не Юнону.
Плененный портретом, Генрих послал формальное посольство сватов за оригиналом, и когда Анна Клевская торжественно прибыла в свои будущие владения в январе 1540 года, с нетерпением отправился ей навстречу.
– Что это за фламандская кобыла?! – в ужасе орал король окружающим после первого же свидания с новой королевой.
В первую минуту король решил обезглавить Гольбейна. Разумеется, с формулировкой «за государственную измену». Положение спас министр Кромвель, напугавший короля призраком войны с немецким государством и, с другой стороны, развернувший перед Генрихом картину величия Англии, находящейся в великом европейском союзе. Король скрепя сердце успокоился.
Но через полгода сожительства с Клевской он все-таки решил развестись. Генриху приглянулась легкомысленная девица Екатерина Говард, и он недолго думая повенчался с нею тайно, еще до развода с Клевской. «Я действую по вдохновению свыше!» – объяснял король окружающим. И окружающие, понятное дело, соглашались.
В одно прекрасное утро пока еще законной супруге Анне было предложено поехать в Ричмонд, чего будто бы требовало ее здоровье. А спустя несколько дней королевские послы принесли «вынужденно приболевшей» известие, что она больше не королева. На оскорбительное предложение Генриха о расторжении брака и замене титула королевы титулом приемной сестры, но с приличной пенсией Анна неожиданно ответила простодушным согласием. Причем с такой радостью и ликованием, что Генрих пришел в неистовство. Тем не менее суровой расправы над ней было решено не совершать (опять-таки из политических соображений), и брак был благополучно расторгнут. Зато решено было казнить настаивавшего на этой женитьбе Кромвеля.
В 1762 году в этот день Петр III подписал манифест о своем отречении.
В результате произошедшего накануне переворота императрицей была провозглашена Екатерина II. А Петр в сопровождении караула гвардейцев был отправлен в Ропшу в 30 верстах от Петербурга, где и погиб при невыясненных обстоятельствах. По официальной версии, причиной смерти императора был приступ геморроя, усилившийся от продолжительного употребления алкоголя. По другой версии, Петр был то ли намеренно, то ли случайно (во время завязавшейся драки) убит охранявшими его гвардейцами. Существует также предположение, что он умер от инсульта, вызванного шоком.
Новой императрице с готовностью присягали не только полки гвардии, но и Сенат и Синод. Немка Екатерина с годами стала русской патриоткой, уверовавшей в богоизбранность русского народа и его особую миссию. В основе имперского сознания лежала убежденность в праве России – наследницы Византии – распоряжаться судьбами других народов.
«По крайней мере, сравнивая все известные нам времена России, едва ли не всякий из нас скажет, что время Екатерины было счастливейшее для гражданина российского, - писал Карамзин. – Едва ли не всякий из нас пожелал бы жить тогда, а не в иное время».
«Меня обворовывают точно также, как и других, - жаловалась императрица в письме к госпоже Бьелке в 1775 году, - но это хороший знак и показывает, что есть что воровать».
Этот день 1945 года стал звездным часом Лаврентия Берия – ему было присвоено звание маршала Советского Союза. А 8 лет спустя, в 1953 году, он был арестован и именно 9 июля – спустя две недели после ареста - состоялся его первый допрос.
Поначалу он часто писал письма в Президиум ЦК, но затем было получено указание запретить выдавать ему бумагу и карандаш, что и было исполнено. Сумбур в изложении, многочисленные исправления, помарки, зачеркивания, ошибки свидетельствуют о состоянии стресса и отчаяния, в котором находился бывший шеф госбезопасности. Условия содержания под стражей, видимо, оказывали на него сильное психологическое давление. Берия писал о том, что всегда был "беспредельно предан партии Ленина - Сталина, подбирал для работы принципиальных, преданных делу и партии людей. Умоляю Вас, не лишайте меня возможности быть активным строителем на любом маленьком участке славной нашей Родины, и Вы убедитесь, что через 2-3 года я крепко исправлюсь и буду Вам еще полезен..."
Сегодня исполнился бы 61 год Бону Скотту, первому вокалисту австралийской группы "Эй-Си-Ди-Си".
Певец как-то сказал, что не умрет, пока не станет знаменитым. После выхода в 1979 году альбома «Хайвэй ту хелл», одноименная песня с которого уже звучит, группа стала известной на всех континентах, а спустя несколько месяцев Бон Скотт после длившейся всю ночь вечеринки захлебнулся во сне собственной рвотной массой.
160 лет назад, в 1847 году, родился основоположник научной гинекологии в России Владимир Снегирев. Он первым начал рассматривать гинекологические болезни как заболевания всего организма. Его труд "Маточные кровотечения" врачи всего мира называют энциклопедией гинекологии.
В 1933 году в Сталинграде родился кинорежиссер Элем Климов. По накалу страстей и сделанных им картин, событий его семидесятилетней жизни хватило бы на несколько судеб.
В страшном октябре 42-го, мальчишкой, по его собственному более позднему признанию, он «побывал в аду», когда с мамой и новорожденным братом уезжал из пылающего города в эвакуацию. Наверное, оттуда пронзительное видение военной темы в его последнем фильме «Иди и смотри».
В кино Элем Климов пришел не сразу, а после окончания знаменитого своими талантами во всех областях искусства Московского авиационного института, который окончил в 1957-м. Поработав в молодежной редакции Всесоюзного радио и телевидения, а также в филармонии, поступил во ВГИК, в мастерскую Ефима Дзигана. В 64-м, после окончания киноинститута, пришел на «Мосфильм». И почти сразу же снял свой дебютный фильм, ставший классикой комедии, — «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». В его фильме «Агония», снятом в 1974 году, но вышедшем на экраны только в 85-ом, дебютировал в кино Алексей Петренко.
Восьмидесятые — самые трагические годы для Элема Климова: в автокатастрофе погибла его нежно любимая жена, сокурсница по ВГИКу и соратник по кино, режиссер Лариса Шепитько. Элем не только снял едва начатый Ларисой фильм «Прощание» (по повести Распутина «Прощание с Матерой»), пронзительное кинополотно о беспамятстве, но и сделал полный любви, тоски и светлой памяти фильм «Лариса», посвященный Шепитько. И вся оставшаяся жизнь проходила у Климова под знаком памяти любви к рано ушедшей жене. Он много, до самозабвения, до болезни, работал, так и остался один и вырастил их с Ларисой сына.
В 1938 году в Днепропетровске родилась всенародно любимая актриса Лия Ахеджакова. Она окончила Государственный институт театрального искусства имени Луначарского, в 1970 года удостоилась звания заслуженной, а в 1994-ом – народной артистки России.
Удивительно, но в кино у нее почти нет главных ролей, тем не менее зрители помнят и любят всех ее героинь — завклубом в кинофильме «Москва слезам не верит», или учительницу в «Иронии судьбы», или неподражаемую Верочку в «Служебном романе» (за эту роль Лия Ахеджакова была удостоена Госпремии).
Эльдар Рязанов снимал Ахеджакову почти во всех своих фильмах и однажды даже сравнил ее с великим Чарли Чаплиным. А между тем ее киносудьба до встречи с Рязановым складывалась совсем не блистательно. Маленький рост, неправильные черты лица и писклявый голос отпугивали режиссеров. Длительное время все роли актрисы сводились к зайчикам, мальчишкам, пионеркам, чертикам и лягушкам.
«Все, о чем я мечтала, не сбылось, зато сбылось что-то другое, о чем я не знала, что оно есть на свете, - говорит Ахеджакова. - Никогда даже в мыслях не было, что я буду сниматься в кино и у очень хороших режиссеров, что буду работать в «Современнике» и уж тем более, что у меня будет кусочек земли и на нем будут расцветать цветы, посаженные моими руками».
Читайте нас: