В 1851 году скончался французский художник и один из создателей фотографии (изобретатель дагеротипии) Луи Жак Дагер.
«Я не рассчитываю на материальные выгоды. Если меня и поддерживает что-либо, так это честь открытия одного из прекраснейших завоеваний века», -говорил Дагер. 11 лет опытов – и первый практически пригодный способ фотографии был получен. Он был назван «дагеротипия» - по имени создателя. Желающие сфотографироваться должны были сохранять неподвижность в течение получаса. Изображение было зеркальным и видимым только при особом освещении. Но Дагер был прав – он открыл новую эпоху.
В 1905 году родился Лев Кассиль. Он писал для детей, писал о спорте, писал повести, репортажи, статьи, фельетоны. Причем некоторые из известинских фельетонов имели очень широкий резонанс. Они даже были собраны в книжку под названием "Щепотка Луны", изданную в 1937 году. "Щепотка Луны" - потому что во время одного из своих заданий Кассиль подружился с Циолковским. Ученый называл его "мой литературный рыцарь". Кассиль много писал о Циолковском, переписывался с ним (к сожалению, все письма погибли) и романтическая идея, что можно выйти в космос, долететь до Луны, Льва Абрамовича страшно увлекала. Слава богу, он дожил до момента, когда человек высадился на Луну. Умер писатель в 1970 году.
По произведениям Льва Кассиля снято несколько фильмов, в том числе «Вратарь», «Брат героя», «Удар, удар, еще удар», «Ход белой королевы»…
В 1925 году президиум ЦИК учредил Телеграфное Агентство СССР (ТАСС).
Новое агентство приняло на себя основные функции Российского Телеграфного агентства как центрального информационного органа страны. ТАСС "пользовалось исключительным правом собирания и распространения информации вне пределов Союза ССР, а также правом распространения иностранной и общесоюзной информации в пределах Союза и руководило работой республиканских информационных агентств". Сообщения ТАСС получали 4 тысячи советских газет, теле- и радио редакций и более тысячи зарубежных СМИ. Телеграфное Агентство Советского Союза имело одну из самых крупных в мире корреспондентских сетей: 682 корпункта внутри страны и 94 отделения за рубежом, около двух тысяч журналистов и фотокорреспондентов... Сейчас правопреемником ТАСС является Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС), которое было учреждено в январе 1992 года.
10 июля 1941 года началась оборона Ленинграда. В этот день немецкие и финские войска атаковали город с юго-запада и с севера. Почти одновременно были нанесены удары на лужском, новгородском и старорусском направлениях, в Эстонии, на петрозаводском и олонецком направлениях. Битва за город продолжалась по 9 августа 1944 года и стала самой длинной в Великой Отечественной войне. Для сотен тысяч ленинградцев эта битва оказалась единственной.
«Для руководства Германии захват Ленинграда имел важное военно-политическое значение, - можно прочитать в учебниках по истории. - Потеря города означала изоляцию северных районов СССР и утрату морских баз для Балтийского флота». На деле же осада Ленинграда обернулась величайшей трагедией в его истории.
В августе 41-го развернулись бои на ближних подступах к городу. 30 числа немецкие войска вышли к Неве, перерезав железнодорожное сообщение Ленинграда со страной. 8 сентября, овладев Шлиссельбургом, фашисты полностью окружили город с суши. Сообщение с Ленинградом поддерживалось теперь только по Ладожскому озеру и по воздуху.
На фронт можно было доехать на трамвае... Вера Инбер в стихотворении, написанном осенью 1941 года, передает это чувство ленинградцев:
Холодный, цвета стали,
Суровый горизонт...
Трамвай идет все дале,
Трамвай идет на фронт.
Фанера — вместо стекол,
Но это — ничего,
И граждане потоком
Вливаются в него.
Кстати, автору этих строк Вере Инбер в первый день обороны Ленинграда – 10 июля 1941 года – исполнился 51 год. Находясь в осажденном городе, поэтесса запечатлела героическую оборону города в стихотворном сборнике «Душа Ленинграда», поэме «Пулковский меридиан», в ленинградском дневнике «Почти три года».
В послевоенные годы Инбер писала произведения для детей, публиковала свои поэтические сборники — «Путь воды», «Книга и сердце», «Анкета времени» и другие. В 1957 году вышел сборник ее статей о литературном труде — «Вдохновение и мастерство», в 1967-ом — книга воспоминаний «Страницы дней перебирая». Писательница скончалась в 1972 году.
В 1984 году в этот день на пресс-конференции в Милане кинорежиссер Андрей Тарковский объявил о своем решении не возвращаться на Родину. Он утверждал, что чиновники Госкино чинят препоны для его творчества, как в СССР, так и за границей... Режиссер слишком дорожил своим временем, словно предчувствуя, что жить остается совсем немного. На Западе Тарковский успел снять только один фильм - "Жертвоприношение". Он вообще снял всего 7 лент, если не считать студенческих работ. Но каждая из них стала шедевром... Ингмар Бергман объяснял это так: "У Андрея удивительная способность открывать невидимые двери туда, куда другим вход закрыт".
Музыкальная дата: в такой же день 1968 года Эрик Клэптон объявил о распаде группы "Cream" (Крим). Прощальное турне первой супергруппы завершилось в ноябре того же года концертом в лондонском "Альберт-Холле". Что касается Эрика Клэптона, то карьера музыканта и вне «Крим» сложилась блестяще.
В 1726 году родился талантливый русский архитектор Александр Филиппович Кокоринов.
Он был учеником Растрелли. Петербургские Академия художеств и Министерство юстиции были построены при его непосредственном участии. На портрете 1769 года кисти Левицкого он улыбается вежливо и спокойно, как подобает важному сановнику, – ведь Александр Филиппович только что назначен ректором императорской Академии художеств, с которой к этому времени было связано почти 10 лет жизни (он был ее первым директором, потом профессором, теперь вот стал ее первым ректором).
Кокоринов изменил систему обучения в Академии. Возродил интерес к ней не только в высшем свете, но и среди мелкопоместного дворянства, купцов и горожан. К сожалению, ректором Академии Кокоринов был недолго: через три года после написания Левицким парадного портрета Александр Филиппович, измученный интригами, ревизиями и проверками, покончил с собой.
В 1830 году родился один из крупнейших французских живописцев Камиль Писсарро. С юных лет он решил стать художником и последовательно добивался этой цели: учился в Парижской Школе изящных искусств, затем в Академии художеств… Несгибаемый Писсарро никогда не сходил с избранного пути и был единственным автором, который предоставлял свои работы на все выставки импрессионистов.
Он любил писать деревню и крестьян за сельскими трудами, нивы, пастбища, огороды. Он считал, что задача живописи - обновить видение, расширить сферу наблюдения, открыть красоту в простых вещах.
Писсарро говорил: «Не забывайте, у меня крестьянский характер, я меланхолик, резок и груб в своих работах. Я могу нравиться только на большом расстоянии, да и то лишь тем, у кого найдется крупица снисходительности ».
Его называют «патриархом импрессионизма», но при жизни и после смерти он оставался в тени своих более знаменитых единомышленников. Писсарро был, как писал один из критиков, «образцом для действительно одаренных и проницательных авторов». Именно ему обязан своим художественным воспитанием Поль Гоген, а Сезанн почитал его, как отца, называя кем-то «вроде доброго Бога».
В 1834 году родился американский художник Джеймс Эббот МакНилл Уистлер. В отрочестве он шесть лет провел в Санкт-Петербурге, куда его отец, военный инженер, был приглашен для строительства Николаевской железной дороги, соединившей две столицы.
Пребывание в России подарило ему первые яркие зрительные впечатления. В России родилось его желание стать художником. Впоследствии творчество этого американца оказало большое влияние на русских мастеров рубежа веков. Наибольшее увлечение его работами переживали члены «Мира искусства».
В портретах и в пейзажах Уистлера главное — впечатление зыбкости, текучести всегда приглушенных полутонов. В качестве подписи он использовал монограмму в виде бабочки, как символ собственного образа – художника ускользающей красоты, исповедующего "искусство для искусства".
В 1888 году родился Джорджо де Кирико - итальянский художник и теоретик модернизма. Он говорил: «То, что я слышу, – ничего не значит; существует только то, что я вижу своими глазами, – и даже более того, то, что я вижу с закрытыми глазами».
В 1910-е годы Джорджо де Кирико создал свои самые значительные произведения – серию видов пустынных городских площадей и натюрмортов, состоящих из совершенно не связанных друг с другом предметов. Художник наполнил самые обыденные ситуации ощущением ирреальности и смутной тревоги.
Он сформулировал теоретическое обоснование так называемой метафизической живописи и оказал огромное влияние на Макса Эрнста, Ива Танги и Сальвадора Дали. Андре Бретон утверждал: «Только произведения де Кирико дали возможность выразить программу сюрреалистов средствами изобразительного искусства».
В 1895 году родился немецкий композитор Карл Орф. Его сценические действа представляют собой синтез искусств: прежде всего, музыки и театра. Якобы упрощая музыкальный язык, Орф апеллировал к седой архаике, к древним мистериальным действам, к эпохе сражений богов и титанов. Он использовал тексты на древних языках, средневековые песнопения и сюжеты античных трагедий. Композитор воплотил на сцене древние мифы и предания. Его кантата «Кармина Бурана» построена на простых мотивах, но эта музыка завораживает так, как может заворожить только первобытный ритуал.
Читайте нас: