С момента обретения Финляндией независимости её вооружённые силы отличались очень бережным отношением к вооружению, которое большей частью закупалось за границей. Как правило, устаревшие образцы техники после снятия с вооружения частей первой линии не отправлялись в переплавку, а служили в качестве учебных — порой десятки лет. К тому моменту, когда наступал либо полный физический износ, либо моральное устаревание, ставший в остальном мире раритетом самолет или танк с чистой совестью можно было отправлять в музей — причем, как правило, в отличном состоянии и своим ходом!
Наглядным примером такого подхода может стать история финских «Штугов» StuG III. В ожидании неизбежного советского наступления летом 1943 года финны закупили у немцев 30 машин самой многочисленной модификации Ausf.G и укомплектовали сформированный в феврале 1943 года батальон штурмовых орудий, а летом 1944 года получили вторую партию из 29 самоходок.
К 9 июня 1944 года, когда началось советское наступление на Карельском перешейке, три десятка «Стурми», как ласково окрестили свои машины финские самоходчики, не участвовали в боях, но были хорошо освоены экипажами.По сути, они были главным средством противодействия многочисленным Т-34, ИС-2 и СУ-152. Вторая партия из 29 «Штугов» к этому моменту только начала прибывать в Финляндию, и поучаствовать в боях не успела.
В итоге ценой потери восьми «Стурми» финны заявили об уничтожении 87 советских танков и самоходок — по сути, всего в нескольких серьёзных боях. Уцелевшие финские «Штуги» не участвовали в Лапландской войне с бывшими владельцами-немцами — слишком неподходящей для действий бронетехники была местность. Впереди их ожидала долгая мирная жизнь.
После 1945 года большая часть финских «Штугов» отправилась на хранение — в боеспособном состоянии для тренировок поддерживалось около 10 машин. В 1960 году все имевшиеся на хранении самоходки расконсервировали, отремонтировали с использованием закупленных у норвежцев деталей и узлов танков Pz.Kpfw.III и перевели в учебные части, где они служили до 1966 года. Объёмные закупки в СССР танков Т-54 и Т-55 позволили отправить ветеранов на покой.
До наших дней в музеях, частных коллекциях и на базах хранения уцелело 35 финских «Штугов» из 59 — просто феноменальный результат! Остальные, кроме утраченных в 1944 году, погибли в качестве мишеней на армейских полигонах или стали источником запчастей для более везучих собратьев. Впрочем, и этот счёт нельзя назвать окончательным — в число 35 музейных машин входят три самоходки, восстановленные финнами именно из полигонных тактических объектов и проданные на аукционах. Сегодня теперь уже экс-финские машины можно видеть в Бовингтоне, Мюнстере, Дрездене, Кобленце, Гейдельберге.
Ниже представлен видеоролик с тест-драйвом «Стурми» с финским порядковым номером Ps.531-18 и именем «Кирсти» (Kirsti) из партии поставки 1943 года, хранящейся в запасниках танкового музея в Пароле.
Редакция Warspot
Подпишись: