Арифметика финских «Cтурми»

С момента обретения Финляндией независимости её вооружённые силы отличались очень бережным отношением к вооружению, которое большей частью закупалось за границей. Как правило, устаревшие образцы техники после снятия с вооружения частей первой линии не отправлялись в переплавку, а служили в качестве учебных — порой десятки лет. К тому моменту, когда наступал либо полный физический износ, либо моральное устаревание, ставший в остальном мире раритетом самолет или танк с чистой совестью можно было отправлять в музей — причем, как правило, в отличном состоянии и своим ходом!

​Финские «Штуги» выдвигаются к линии фронта на Карельском перешейке, 4 июня 1944 года. Машины батальона штурмовых орудий после получения были перекрашены — вместо темной желтой немецкой окраски на них нанесли трехцветный камуфляж, порядковый номер формата Ps.531-XX спереди и сзади, опознавательный знак в виде характерной для финских танкистов свастики с укороченными лапами в пяти позициях (лоб и корма корпуса, борта рубки, маска орудия сверху). Большинство машин также обзавелись собственными именами — их писали на заслонке смотрового прибора механика-водителя. Малочисленность финской авиационной и бронетанковой техники в наши дни позволяет проследить судьбу каждой машины — так, известно, что идущая первой Ps.531-27 после войны была расстреляна в качестве мишени на полигоне, а потом восстановлена и в 2007 году продана с аукциона. Следом за ней ползёт Ps.531-17, которая в бою у Куутерселькя 15 июня получила два снаряда и была подорвана экипажем - Арифметика финских «Cтурми» | Warspot.ru
Финские «Штуги» выдвигаются к линии фронта на Карельском перешейке, 4 июня 1944 года. Машины батальона штурмовых орудий после получения были перекрашены — вместо темной желтой немецкой окраски на них нанесли трехцветный камуфляж, порядковый номер формата Ps.531-XX спереди и сзади, опознавательный знак в виде характерной для финских танкистов свастики с укороченными лапами в пяти позициях (лоб и корма корпуса, борта рубки, маска орудия сверху). Большинство машин также обзавелись собственными именами — их писали на заслонке смотрового прибора механика-водителя. Малочисленность финской авиационной и бронетанковой техники в наши дни позволяет проследить судьбу каждой машины — так, известно, что идущая первой Ps.531-27 после войны была расстреляна в качестве мишени на полигоне, а потом восстановлена и в 2007 году продана с аукциона. Следом за ней ползёт Ps.531-17, которая в бою у Куутерселькя 15 июня получила два снаряда и была подорвана экипажем

Наглядным примером такого подхода может стать история финских «Штугов» StuG III. В ожидании неизбежного советского наступления летом 1943 года финны закупили у немцев 30 машин самой многочисленной модификации Ausf.G и укомплектовали сформированный в феврале 1943 года батальон штурмовых орудий, а летом 1944 года получили вторую партию из 29 самоходок.

К 9 июня 1944 года, когда началось советское наступление на Карельском перешейке, три десятка «Стурми», как ласково окрестили свои машины финские самоходчики, не участвовали в боях, но были хорошо освоены экипажами.По сути, они были главным средством противодействия многочисленным Т-34, ИС-2 и СУ-152. Вторая партия из 29 «Штугов» к этому моменту только начала прибывать в Финляндию, и поучаствовать в боях не успела.

​Именно самоходчики «Стурми» стали самыми результативными финскими танкистами. На фото экипаж командира батальона штурмовых орудий лейтенанта Бёрье Бротелла (Börje Brotell), который на своей машине с номером Ps.531-18 и собственным именем «Буби» (Bubi) в боях 25-29 июня 1944 года заявил об уничтожении шести Т-34 и одной ИСУ-152 — победы отмечены семью белыми полосками на стволе орудия. 11-12 этот экипаж заявил еще четыре Т-34-85, что сделало Бротелла самым результативным финским танковым асом, разделившим славу с наводчиком Олли Соймала (Olli Soimala). После первых столкновений с советскими танками, в начале июля финны обвесили свои самоходки импровизированной бронёй из брёвен по бортам, лоб дополнительно усилили гусеничным траками. При этом финны снимали бортовые экраны-«шурцены», видимо, считая их неэффективными. В настоящий момент машина лейтенанта Бротелла установлена в качестве памятника в гарнизоне танковой бригады в Пароле - Арифметика финских «Cтурми» | Warspot.ru
Именно самоходчики «Стурми» стали самыми результативными финскими танкистами. На фото экипаж командира батальона штурмовых орудий лейтенанта Бёрье Бротелла (Börje Brotell), который на своей машине с номером Ps.531-18 и собственным именем «Буби» (Bubi) в боях 25-29 июня 1944 года заявил об уничтожении шести Т-34 и одной ИСУ-152 — победы отмечены семью белыми полосками на стволе орудия. 11-12 этот экипаж заявил еще четыре Т-34-85, что сделало Бротелла самым результативным финским танковым асом, разделившим славу с наводчиком Олли Соймала (Olli Soimala). После первых столкновений с советскими танками, в начале июля финны обвесили свои самоходки импровизированной бронёй из брёвен по бортам, лоб дополнительно усилили гусеничным траками. При этом финны снимали бортовые экраны-«шурцены», видимо, считая их неэффективными. В настоящий момент машина лейтенанта Бротелла установлена в качестве памятника в гарнизоне танковой бригады в Пароле

В итоге ценой потери восьми «Стурми» финны заявили об уничтожении 87 советских танков и самоходок — по сути, всего в нескольких серьёзных боях. Уцелевшие финские «Штуги» не участвовали в Лапландской войне с бывшими владельцами-немцами — слишком неподходящей для действий бронетехники была местность. Впереди их ожидала долгая мирная жизнь.

После 1945 года большая часть финских «Штугов» отправилась на хранение — в боеспособном состоянии для тренировок поддерживалось около 10 машин. В 1960 году все имевшиеся на хранении самоходки расконсервировали, отремонтировали с использованием закупленных у норвежцев деталей и узлов танков Pz.Kpfw.III и перевели в учебные части, где они служили до 1966 года. Объёмные закупки в СССР танков Т-54 и Т-55 позволили отправить ветеранов на покой.

​Советские офицеры и солдаты рассматривают подбитый и брошенный финский «Штуг» - Арифметика финских «Cтурми» | Warspot.ru
Советские офицеры и солдаты рассматривают подбитый и брошенный финский «Штуг»

До наших дней в музеях, частных коллекциях и на базах хранения уцелело 35 финских «Штугов» из 59 — просто феноменальный результат! Остальные, кроме утраченных в 1944 году, погибли в качестве мишеней на армейских полигонах или стали источником запчастей для более везучих собратьев. Впрочем, и этот счёт нельзя назвать окончательным — в число 35 музейных машин входят три самоходки, восстановленные финнами именно из полигонных тактических объектов и проданные на аукционах. Сегодня теперь уже экс-финские машины можно видеть в Бовингтоне, Мюнстере, Дрездене, Кобленце, Гейдельберге.

Ниже представлен видеоролик с тест-драйвом «Стурми» с финским порядковым номером Ps.531-18 и именем «Кирсти» (Kirsti) из партии поставки 1943 года, хранящейся в запасниках танкового музея в Пароле.

Вернуться назад