Лента новостей

01:38
Блогер показал, как пройти Baldur’s Gate 3, не делая в бою абсолютно ничего
01:32
Американской верхушке плевать на американцев
00:02
Нехитрая загадка образа Зеленского
23:37
«Сдержать агрессию Запада»: что известно о новейшей российской ракете средней дальности «Орешник»
23:36
Орбан призвал страны Запада отнестись серьёзно к запуску «Орешника»
23:12
Генетики Пентагона нацелились на создание суперсолдат для биологической войны
22:31
Путин предупредил о продолжении боевых испытаний «Орешника»
21:53
Правого экс-президента Бразилии обвиняют в подготовке госпереворота
21:45
Страны Евросоюза готовят население к войне с Россией
21:02
«Уэбб» открыл в ранней Вселенной три огромные галактики — учёные не понимают, почему они так быстро сформировались
20:58
В Думе хотят оставить только вахтовую и целевую миграцию
20:57
В Санкт-Петербурге мошенника из МЧС не отпускают на СВО
20:56
ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 22 ноября
20:55
В российских городах отменяют выступления комика Гурама Демидова, который высмеял Иисуса Христа
20:53
России требуется скорейший мир, так как солдаты заканчиваются и у нее
20:45
Путин объявил о серийном производстве ракет «Орешник»
20:34
Выступление Путина на совещании с руководством Минобороны
20:24
FPV-дрон уничтожил БМП Marder ВСУ в приграничном районе Курской области — видео
20:05
Еврокомиссар призвал страны ЕС поддержать арест Нетаньяху и Галанта за военные преступления
20:04
The Times: Германия поставила Украине 4 тысячи роботов-убийц
19:55
Путин отметил успех проведения испытаний «Орешника»
19:44
Повторился Иловайский разгром - Новости
19:38
Выращенное в лаборатории фуа-гра оказалось вкуснее и намного гуманнее традиционного
19:15
46 мирных жителей Курской области, которых похитили боевики ВСУ, вернулись в Россию
19:08
Зарубежные СМИ назвали заявление Путина об Орешнике предупреждением Западу
18:58
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 22 ноября, вечер
18:38
Мобилизация смертников
18:26
«Это правильный и долгожданный ответ». Володин поддержал нанесение ракетных ударов по агрессорам
18:25
Агония киевского режима в Харьковской области: власть понимает, что теряет регион
18:24
Всемирный банк даст Украине в долг 4,8 миллиарда долларов
18:23
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации с 16 по 22 ноября
18:11
В Минобороны России обсудили перспективы межведомственного взаимодействия в интересах укрепления обороны
18:06
Народная примета: «Если орехов много — зима будет суровой», или Готов ли Запад получить «Орешником» по лбу?
17:53
Перехватить невозможно: что известно о баллистическом комплексе «Орешник»
17:41
США ввели санкции против десятков российских банков
17:33
Лавров: Байден стремится «нагадить» Трампу по демократической традиции
17:21
Мотострелковые подразделения Ленинградского военного округа отрабатывают практические занятия по штурму укреплённых позиций условного противника
17:08
Выращенное в лаборатории фуа-гра гораздо вкуснее и намного гуманнее традиционного
17:05
«Его вертолётам не было равных»: Надежда Миль — об отце и о его вкладе в отечественную авиацию
16:58
«Стрелы Путина»: зачем России еще одна гиперзвуковая ракета «Орешник»
16:44
Совет Украина-НАТО собирается на заседание из-за удара «Орешником»
16:43
The Daily Telegraph: Зеленский изменил своё поведение после победы Трампа
16:42
Обстановка в Курской области по состоянию на 22 ноября
16:41
Туск заметил вступление конфликта на Украине в решающую фазу
16:30
«Орешник» — новейшее российское средство сдерживания
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»История»Первый позор Гитлера: как немцы просчитались 22 июня

Первый позор Гитлера: как немцы просчитались 22 июня


В 1941 году границу СССР охраняли 485 пограничных застав. 22 июня все они — от Баренцева до Чёрного моря, по плану «Барбаросса», должны были быть уничтожены. Немцы были уверены, что на это у них уйдет не более 30 минут. Но расчет нацистов оказался неверным. Шли часы, дни, недели, а пограничники продолжали оказывать ожесточенное сопротивление.

В год 70-летия Великой Победы из сотен тысяч пограничников — тех, кто первыми встали на пути гитлеровских войск, в живых остались единицы. Телеканал «Звезда» разыскал одного из них — Михаила Акимовича Могилевского.

Собака, фотограф и учебное ружье

Михаил Могилевский в июне 1941 года служил на 1-ой заставе 79-го Измаильского пограничного отряда на берегу реки Прут. Это был участок границы СССР и Румынии.

«Нет, никаких предчувствий по поводу того, что должна начаться война в конце июня 1941 года, у меня не было, а какие вообще могут быть предчувствия у 18-летнего парня? «Дедов», которых мы должны были заменить, почему-то, не демобилизовали. Конечно, мы на это обратили внимание, но они молчали, и мы молчали. «Деды», некоторым из которых тогда уже было по 26 лет, никому не жаловались, а кому тогда было жаловаться? Сталину?», — говорит ветеран Великой Отечественной войны.

Воскресного дня 22 июня Михаил ждал с особым чувством, он должен был отправиться в увольнительную. Командир разрешил ему сфотографироваться.

«В ночь с 21-го на 22-е июня я засыпал с мыслью о том, как я завтра утром возьму с собой учебное ружье, служебную собаку и сфотографируюсь «при полном параде». Но в половине четвертого ночи началась стрельба… Я был вторым номером пулемета Дегтярева, поэтому быстро оделся и помчался занимать заранее выбранную позицию. Вот почему из «военных» фотографий у меня на руках есть только один снимок, который я успел сделать еще в «учебке»», — вспоминает Могилевский.
«Сообразительные» румыны

Михаил Акимович считает, что всю заставу спасла «сообразительность» румынских солдат.

«Румынский десант, сумевший незаметно переправиться на наш берег, первым делом «взял языка» — нашего политрука Фесенко. Если бы это были немцы, то, я думаю, что они бы просто забросали казармы гранатами, и все… Фесенко оказался не только политически грамотным: он раскачал лодку, в которой его переправляли на тот берег, и смог вплавь перебраться назад. В 3:30 бой уже был в самом разгаре», — вспоминает ветеран пограничных войск.

В первые же минуты боя румынские артиллерийские батареи открыли огонь по советской стороне — Рени, Измаилу, Килии, Вилково. Первым на 1-ой заставе погиб ее начальник и часовой, охранявший штаб. Командование взял на себя чудом спасшийся политрук. К нашей границе через реку Прут потянулись румынские десантные катера, баркасы и шлюпки.

На помощь пограничникам первыми пришли моряки-черноморцы из Дунайской флотилии, катера которой прибыли накануне на усиление границы. В 4:20, в нарушение устава, не запрашивая вышестоящее начальство, оценив критичность складывающейся ситуации, командующий Дунайской флотилии, контр-адмирал Николай Абрамов самостоятельно отдал приказ открыть ответный огонь.

«После введения в действие корабельной артиллерии и артиллерии прикрытия обстрел с румынского берега несколько ослабел», — вспоминает Могилевский.

Бессмертный взвод лейтенанта Кощея

Корабли и береговые батареи Дунайской флотилии 22 июня выпустили за день свыше 1600 снарядов крупных и средних калибров. Снарядов уже почти не осталось, а с румынской стороны обстрел советской территории не прекращался. Противник, только встретив яростное сопротивление со стороны пограничников, отказался от планов форсировать Прут.

Уже вечером первого дня войны моряки после совещания с пограничниками решают атаковать врага в районе высоты Сатул-ноу. Группой первого броска выбирают взвод лейтенанта Кощея.

О планируемой операции в 22:30 было сообщено Военному совету Черноморского флота. И примерно через час, в 23:35 22 июня 1941 года, было получено «добро» на проведение операции. Все светлое время 23 июня велась предварительная артподготовка.

«24 июня мы переправились на ту сторону, заняли все пикеты, 800 солдат взяли в плен. Я думаю, что если бы разрешили развить эту операцию, то мы дошли бы и до нефтяных скважин, и война бы кончилась, — нечем Гитлеру было бы «поить» свои танки и самолеты», — говорит пограничник Могилевский.

При атаке румынских позиций основные потери среди личного состава понес только взвод лейтенанта Кощея. Отвага его бойцов обеспечила советскому десанту успех в этой героической, но очень рискованной операции. В 8 часов утра 26 июня после ожесточенных боев пограничники подняли красный флаг на колокольне в городе Килия-веке.

Совместная операция Дунайской флотилии и пограничников 79-го Измаильского отряда, в период с 24 июня по 19 июля 1941 года, явилась самыми удачными действиями советских войск в начальный период войны. В то время, когда на протяжении всего огромного фронта происходили непрерывные катастрофы разного масштаба, приморский участок Южного фронта оказался единственным местом, где противник в течение почти месяца так и не пересек государственной границы. Более того, советскими войсками был захвачен 70-километровый участок вражеской территории.

Приказ об отступлении

«Мы получили приказ об отступлении через две недели после захвата румынской территории. Пешим порядком прошли через всю Бессарабию, потом поездом нас подвезли до Одессы, а оттуда – срочно перебросили в Кировоград для прикрытия отступающих из Киева войск, но через несколько дней нас немцы выгнали.

Мы получили приказ действовать, как партизаны, в бой не вступать. Мы ловили грузовики с удиравшими от войны директорами колхозов и совхозов, сами передвигались только ночью. Добрались до Днепропетровска, а под Лозовой, об этом никогда в прессе не писали, был настоящий бой. Я был среди 270 тысяч красноармейцев, попытавшихся вырваться из окружения. Перед этим боем старшина, почему-то выдал нам чистое белье, как сейчас помню», — говорит Михаил Могилевский.

В группе, с которой прорывался к своим молодой пограничник Могилевский, насчитывалось около 3 тысяч человек. Вышло из окружения, по его словам, только 190 человек.

«Знаете, как грейдер разгребает волны снега, так и мы прорывались. Я сам был ранен: осколок мины вырвал кусок ноги размером с ладонь. Я достал свой медпакет, подвязал мышцу, и – в путь! Боль страшная, мышца выпадает из повязки, думал даже застрелиться. Вдруг из окопа кто-то выскакивает и бежит на меня… Я его «на мушку взял» и потерял сознание», — вспоминает ветеран.

Михаилу Акимовичу повезло – он дошел до своих. Была операция, после которой 9 месяцев он провел в военном госпитале. За это время его успели «похоронить», — родственники получили известие: «Красноармеец М.А. Могилевский пропал без вести». На фронт пограничник больше не вернулся — в связи с тяжёлым ранением был комиссован.

Ни шагу назад!

В 1945 году 45 пограничных застав Красной Армии держали оборону до двух месяцев. Ни одна из них не оставила свои позиции без приказа.

До недавнего времени Михаил Могилевский отмечал День Победы в украинском городе Часов Яр. Там его бывший сослуживец, который работал директором школы, открыл музей Славы 79-го пограничного отряда. Сразу после смерти Ильи Брижниченко новая директриса музей закрыла.

«И вот Вы представляете, звонит мне Илья и говорит, что эта … директриса новая боевые награды, которые хранились в музее, на сторожевую собаку повесила, для «красоты»! А мы с ним весь Донбасс «по-пластунски» прошагали, понимаете?», — возмущается ветеран Великой Отечественной войны.

Михаил Акимович считает, что в ХХI веке фашисты вернулись на Украину, только теперь в облике националистов, и очень переживает за Донецк и Луганск, мысленно ветеран Великой Отечественной «воюет» на их стороне.



Опубликовано: legioner     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх