Осада Троицкой Лавры в 1608 году. Литография 1852 года
Марина Мнишек и самозванец
Правительство Речи Посполитой сначала не принимало всерьёз Лжедмитрия II. Тщетно «стародубский вор» домогался заключения союзного договора с Сигизмундом. Польское правительство сомневалось в успехе самозванца.
С другой стороны, король не имел ресурсов и денег для серьёзной войны с Россией. Речь Посполитая была истощена внутренними сварами.
Однако лёгкие победы самозванца изменили мнение Сигизмунда. Польский король приказал занять Чернигов и Новгород-Северский. Эти планы не встретили поддержки правящей верхушки. Великий коронный гетман Станислав Жолкевский отмечал неготовность армии к войне. Король отложил вторжение.
Но с его разрешения крупный магнат Ян Пётр Сапега набрал большой отряд и вторгся в Русское государство. В августе 1608 года Сапега пересёк границу и захватил Вязьму.
Тем временем в Москве был подписан русско-польский мир. Мирный договор оказался клочком бумаги, как только отряд Сапеги пересёк границу. Но Василий Шуйский уже освободил семью Мнишек, включая Марину Мнишек (жена первого самозванца). Старый Мнишек дал клятву, что он никогда не признает нового самозванца своим затем, и они покинут пределы Русского государства.
Мнишек нагло врал. В секретной переписке с королем он убеждал его, что «царь Дмитрий» спасся. И нужно оказать ему военную помощь.
Люди, хорошо знавшие первого самозванца, пытались предостеречь Марину Мнишек от «ошибки». Однако блеск русской «шапки Мономаха» затмил ей глаза. Она желала быть русской царицей. Лжедмитрию II сообщили, что «жена» вскоре приедет к нему.
Мнишеки под конвоем направились к границе, но двигались очень медленно, по глухим просёлкам. Всё это время сносились с самозванцем. У самой границы Юрий Мнишек покинул русский конвой, который тут же атаковали тушинцы.
Вместе с Сапегой Мнишеки в сентябре прибыли в район Тушино. Пан Юрий планировал стать гетманом (главнокомандующим) и главой правительства «царька». Однако гетман Ружинский разрушил его планы.
Несколько дней шёл торг. Затем отец продал дочь за круглую сумму. «Дмитрий» обещал пану миллион злотых. Правда, стать фактическим супругом Марины Лжедмитрий мог только после захвата престола и выплаты денег. Самозванец посетил стан Сапеги.
Внешность «мужа» вызвала отвращение у Марины, но ради русского престола она закрыла глаза на его недостатки. Вскоре «царица» торжественно въехала в Тушино и стала играть роль любящей супруги. Вопреки воле отца она стала невенчанной сожительницей самозванца. Разозлённый пан покинул лагерь самозванца и вернулся в Польшу.
Эта комедия не могла обмануть польских шляхтичей и наёмников, которые хорошо знали Лжедмитрия I. Второй самозванец был его бледной тенью.
Но простой народ был в восторге. Весть о приезде «царицы» разнеслась по всей стране.
Пламя гражданской войны вспыхнуло с новой силой. В Пскове горожане арестовали воевод и признали власть «Дмитрия». Снова начались волнения в Поволжье. Тушинцы без боя занимали замосковные города, власть Лжедмитрия признали Переяславль-Залесский, Ярославль, Кострома, Балахна и Вологда. Тушинцы при помощи городских низов заняли Владимир, Ростов, Суздаль, Муром и Арзамас. Со всех концов страны в Тушино спешили отряды посадских людей, крестьян, холопов и казаков.
Художник М.П. Клодт. Марина Мнишек и её отец Ежи Мнишек под стражей в Ярославле (1883)
Тушинской лагерь
Вождём русской части Тушинского лагеря стал атаман Иван Заруцкий.
Некоторыми чертами судьба Заруцкого напоминала жизнь Болотникова. Родившись в мещанской семье, мальчиком он попал в плен к крымским татарам. Был в неволе, смог бежать, подался в донские казаки. Вместе с донцами служил «царю Дмитрию», воевал на стороне Болотникова. Когда царская армия осадила Тулу, Заруцкий был отправлен на поиски «царя», чтобы привести подкрепления к Болотникову.
Атаман обнаружил «царя» в Стародубе. Под началом Заруцкого была большая сила – тысячи донцов и запорожцев. Однако он не стал ссориться с поляками, предпочёл договориться. Современники отмечали его хитроумие.
В Тушино Заруцкий стал главой Казачьего приказа и своевременно подавлял все признаки недовольства «царьком» и поляками у казаков и мужиков. Атаман отлично ладил и с тушинской Боярской думой. Вольного казака возвели в бояре, пожаловали вотчинами и поместьями. По сути, он был и главнокомандующим при «царьке». Пан Рожинский (Ружинский) большую часть времени проводил в запоях. Поэтому Заруцкий ведал разведкой, выставлял дозоры и принимал подкрепления.
Одновременно в Тушино прибывали новые отряды из Литвы и Польши. Слухи об успехах самозванца облетели Речь Посполитую. Шляхта и авантюристы всех мастей спешили принять участие в грабеже Руси, которая считалась сказочно богатой.
Находниками верховодили Ружинский и Сапега. Они полностью контролировали «царька» и разделили Русь на сферы влияния. Пан Ружинский был главным в Тушино и в южных городах. Сапега планировал захватить сокровища Троицы и города к северу от Москвы.
Наёмники и авантюристы презирали «царька», но им нужно было его имя, чтобы прикрывать им свои преступления. Отряды Ружинского отрезали Москву от южных и западных городов. Сапега осадил Троице-Сергиев монастырь (
В Тушинском стане было довольно много русских бояр. Они там себя отлично чувствовали. Лидирующие позиции занимали Романовы и Салтыковы. Ростовский митрополит Филарет (Фёдор Романов) сначала попал в плен к тушинцам, но быстро освоился. Самозванец вернул ему сан патриарха.
При Филарете быстро сплотилась вся «перелетевшая» в Тушино родня – Троекуровы, Сицкие, Черкасские. Боярскую думу возглавили боярин Михайло Салтыков и князь Дмитрий Трубецкой. К тушинскому «царю» бежали и многие дворяне, в поисках богатства и чести (должностей).
Самозванец щедро жаловал перебежчиков и выдавал грамоты на владения землей. Часто щедрость была только на бумаге, свободных денег у Лжедмитрия не было (все захваченные богатства быстро «осваивали поляки и другие воры). Поэтому, обманутые в своих надеждах, беглецы возвращались в столицу.
Бывало, что «тушинские перелёты» по несколько раз переходили от Шуйского к «Дмитрию» и обратно. Царь Василий старался не ссориться с «сильными людьми» и не казнил «перелётов», использовал их сведения для своих целей и разоблачения самозванца. С простыми же ворами не церемонились, топили по ночам в проруби.
Когда наступила зима, тушинцы прошлись по окрестностям, выбрали самые богатые деревни и выгнали из домов их жителей. Дома разобрали и перевезли в Тушино.
Тушинские воры отбирали у населения всё, что желали. Правда, первоначально народ ещё верил «Дмитрию». Самозванец не скупился на обещания. Обещал освободить от царских повинностей, даровать различные вольности.
Так, жители Ярославля направили в Тушино большую казну и подводы с продовольствием. Обещали выставить тысячу всадников. Но их пыл быстро угас, когда сначала их ограбили воины Ружинского, а затем и Сапеги.
Ян Пётр Сапега (1569–1611)
Битва за Нижний Новгород
Заняв Ярославль, тушинцы попытались захватить Нижний, чтобы пробиться на Нижнюю Волгу и контролировать всю великую реку. Они утвердились в Балахне, под боком у Нижнего Новгорода.
В Поволжье восстали нерусские народности. Нижний оказался в окружении, связь с Москвой была утрачена. Город не сдался. Власть перешла к Земскому совету (наследие Ивана Грозного – русская «горизонталь» власти). В совете участвовал воевода Репнин, дворяне, старосты и земские люди. Совет опирался на посадскую общину.
Вскоре Нижний стал ядром сопротивления «Тушинской России». Нижегородцы разгромили наступающих тушинцев, отбили Балахну и очистили от воров уезд. Их успехи встревожили Тушино, против Нижнего направили отряд под началом князя Вяземского.
Нижегородцы не испугались противника, снова разгромили тушинцев. Вяземского взяли в плен и повесили в городе. В начале 1609 года нижегородцы отбили Муром и добились перехода на свою сторону Владимира. Но для дальнейшего наступления сил было мало.
Москва в это время имела связь только с Рязанщиной. По Коломенской дороге везли продовольствие и прибывали подкрепления. Осенью 1608 года тушинские воры дважды пытались захватить Коломну, чтобы полностью блокировать столицу, лишить её помощи и припасов.
Местный воевода Пушкин попросил у московского правительства поддержки. Ему на помощь был направлен воевода Дмитрий Пожарский (он в это время находился в Москве). Он разгромил тушинцев под Коломной.
Мятеж в Москве
25 февраля 1609 года противники Шуйского попытались организовать переворот. Толпа вооруженных людей проникла в Кремль и ворвалась в зал заседания Боярской думы.
Восставшие потребовали низложить глупого и нечестивого царя. Члены Думы с вооруженными людьми не спорили. Когда толпа двинулась из дворца на площадь, бояре разбежались по усадьбам.
Восставшие захватили и избили патриарха Гермогена. Заговорщики не смогли спровоцировать восстание столичного посада. Основная масса горожан осталась равнодушной к восстанию.
Пока восставшие шумели на площади, царь Василий успел вызвать верные ему войска из лагеря на Ходынке. Когда мятежники бросились к царскому дворцу, было уже поздно. Шуйский затворился во дворце и заявил, что добровольно не откажется от стола. Толпа стала расходиться, вскоре прибыли войска и восстановили порядок. Многим мятежникам пришлось бежать в Тушино.
Весной 1069 года ситуация снова накалилась.
Тушинцы осадили Коломну и прервали единственную столичную коммуникацию. Начался страшный голод (город был переполнен беженцами). Каждый день с улиц убирали сотни тел. Голодающие собирались у царской резиденции и требовали Василия к себе.
Против Шуйского был организован новый заговор. Его планировали убить во время Пасхального торжества. Заговорщики рассчитывали на широкую поддержку дворян и посадского населения. Одни из участников заговора (Бутурлин) выдал Шуйскому все замыслы его противников. Дело провалилось.
Разложение Тушинского стана
Успехи тушинцев достигли высшей точки, но практически сразу же начался быстрый спад. У «Тушинской России» не было твёрдых основ. Её раздирали противоречия. У бояр и дворян были свои интересы – свалить Шуйского, самим занять престол либо посадить родственника, добиться чести и богатства.
Поляки и литовцы прибыли с целью грабежа Русской земли, что вызвало всё усиливающееся сопротивление народных масс. Началась партизанская, народная война против интервентов. Казаки, в своей массе «воровские», также жили разбоем и насилием. Интересы мужиков никто в расчёт не принимал.
В результате «царьку» подчинилась огромная территория, но удержать её он не мог. Имелась своя Боярская дума, приказы (центральные учреждения), войско, однако нормального управления и порядка не было. В частности, сбор податей фактически был прямым грабежом народа.
У самозванца не было денег, чтобы оплатить услуги наёмников. Он выдавал им грамоты на кормление и сбор налогов. Польские паны полностью контролировали финансы тушинского царька, его супруги и двора. Поляки в это время отбросили всякие условности и распоряжались на Руси как на захваченной территории. Разбой, насилие и террор.
Им не нужны были вотчины и чины. Они имели реальную власть (силу) и пользовались ею. Наёмникам нужно было только золото. Они брали любое добро, провиант и фураж, насиловали женщин и девушек. Убивали всех, кто оказывал сопротивление. Также вели себя и другие воры. Волна насилия затопила Русское царство.
Понятно, что настроение народа стало меняться. Вера в «доброго» царя пошатнулась.
Стало очевидно, что за «Дмитрием» стоят захватчики и воры. На собственном печальном опыте (сожженные деревни, изнасилованные и увезённые в рабство девушки, убитые отцы и братья и т.д.) люди убеждались, что власть литовских людей и тушинских воевод несёт только смерть, разорение, насилие и голод.
Любое сопротивление тушинцы давили террором. Русский народ ответил народно-освободительным движением.
Стоит помнить, что при царе Иване Грозном было создано земское самоуправление. Именно эта «горизонталь» власти и сыграла решающую роль в борьбе с захватчиками, грабителями и ворами, в восстановлении Русского государства.
В Вологде тушинцы не продержались и нескольких недель. Вслед за Вологдой последовали Галич и Кострома, Двинская земля и Поморье.
Весной 1609 года ополчение очистило от воров Поволжье. И отбросили отряд Лисовского от Ярославля.
Самсонов Александр
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: