В Прибалтийском регионе в рамках операции НАТО «Атлантическая решимость» началась активная фаза целого ряда учений «Saber Strike-2015», «Baltops-2015», «Noble Jump», а также «Trident Joust». Это отличный повод для легитимизации длительного нахождения на территории стран Балтии и Польши войск Альянса, а также техники США и стран Западной Европы.
У ведущих аналитиков и военных специалистов нет сомнений – США, используя НАТО, превращает страны региона, потерявшие за четверть века около двух миллионов граждан (что составляет около трети населения!), в одну из самых милитаризированных областей Европы.
Судите сами. Ускоренными темпами идет наращивание национальных армий, увеличение иностранных контингентов. Объявлено о закупках современных боевых вертолетов, ПЗРК, ПТРК, боевых бронированных машин, а также самоходных орудий на десятки миллионов евро.
Кроме того, в Литве уже есть решение правительства об увеличении вооруженных сил и формировании новых подразделений. Для их укомплектования литовский парламент в конце марта текущего года срочном порядке вернул обязательный призыв в армию. Президент страны Даля Грибаускайте утвердила принятые Сеймом поправки, согласно которым уже в 2015 году в армию планируют призвать до 3,5 тысяч человек. При этом документ увеличивает предельную численность литовской армии с 16,8 до 21,9 тысяч военнослужащих. Литовские политики аргументировали это решение необходимостью усилить национальную безопасность из-за угрозы российской агрессии. Обязательный призыв в армии сохранится в течение пяти лет. Куда же направят призывников, когда в стране менее десяти воинских подразделений батальонного уровня?
Для этого, согласно новым планам военного строительства, принятым в конце мая, в 2016 году будет сформирована новая мотопехотная бригада (!) сухопутных войск. До настоящего времени в Литве существовала всего одна бригада.
Новое воинское соединение будет дислоцироваться на западе страны. В 2016 году в составе бригады уже будут функционировать штаб и два механизированных батальона. В перспективе она будет включать три механизированных батальона и один артиллерийский. Кроме того, в состав уже существующей бригады 1-й мпбр «Железный волк» войдет батальон логистики.
Естественно, что с ростом численности вооруженных сил литовские военноначальники добавили и ряд новых должностей. Только в следующем году будет введена еще одна генеральская, три – соответствующие воинскому званию полковник и более 10 – подполковник. В последующем до конца 2021 года будут введены еще четыре генеральских, двадцать полковничьих и около 80 подполковничьих должностей.
Кроме планомерного увеличения и переоснащения национальных вооруженных сил в регионе выросло и количество подразделений задействованных в составе сил быстрого реагирования.
Правительства всех стран региона, включая Польшу, с недавних пор принимают такие решения, которые можно расценить исключительно как подготовку к войне. Так, 27 мая польский сейм принял решение увеличить расходы на оборону, определив нижнюю планку в два процента от ВВП. До этого из Бюро национальной безопасности Польши (БНБ) пришла информация, согласно которой в стране разработан план эвакуации правительственных чиновников и их семей на случай войны. Всего в списках значилось 3 843 человека. Это был не какой-то общий план эвакуации населения, а конкретно военно-политического руководства страны и их родственников.
За последние полгода в регионе объявлено о создании сети натовских командных центров Сил быстрого реагирования, в Варшаве подписано соглашение об интеграции систем противоракетной обороны, увеличены иностранные контингенты в регионе, внесены изменения в планы строительства вооруженных сил и другие законодательные акты.
Для чего такими ускоренными темпами начало развиваться военное строительство в странах, граничащих с Россией и Беларусью? Неужели западные политики не хотят мира, продолжают нагнетать обстановку и возрождают гонку вооружений? Анализируя внешнюю политику балтийских республик становится очевидно, что у них просто нет права голоса и выбора.
Литва, Латвия и Эстония являются своего рода тараном НАТО по отношению к России, а таран, как известно, должен быть крепким. Вот, с молчаливого одобрения Альянса, и происходит его усиление. Вильнюс, увеличивая количество подразделений и численность войск, твердо намерен стать одним из главных военно-политических игроков не только в балтийском регионе, но и натовским форпостом во всей Восточной Европе. А значит – не просто членом НАТО, а прямым союзником Вашингтона.
Владимир Вуячич
Читайте нас: