Лента новостей

21:16
Министры обороны стран НАТО услышали Зеленского и пообещали ему новые поставки систем ПВО
20:42
ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 19 апреля
20:41
Россиянку, вдову ликвидированного нациста «Азова» принудили к контракту с бригадой
20:34
Россия прокладывает новые торговые пути в Азию, чтобы ослабить санкции
20:06
Жители Украины активно «сливают» россиянам координаты мест дислокации украинских военных и их техники
20:05
Лавров впервые озвучил роль Харькова в будущей демилитаризованной зоне
20:04
Немецкий производитель дронов намерен открыть еще один завод на Украине
20:03
В Донецке сообщили об убийстве американского ополченца Рассела Бентли
19:57
Никита Хрущёв: портрет в чёрно-белых тонах
19:18
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 19.04.2024
18:54
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации в период с 13 по 19 апреля
17:47
В Латвии уволили украинских учителей, потому что дети беженцев из Украины знают только русский
17:46
«Нарративы Кремля», открытки СССР и «процесс российских шпионов»: Украина и Эстония продолжают шагать по стези русофобии
17:45
Евросоюз ежегодно теряет €300 млрд, которые безвозвратно уходят в США
17:39
Мобилизация на Украине: беспредел «в законе»
17:36
Президент Казахстана Токаев запретил вейпы в стране
17:24
Главное в военных СМИ за неделю: перестановки на верфях ОСК, робот-эвакуатор для передовой, закладка танкера проекта 23630
17:07
«Из 85 получаешь 35, ну 40 потолок». В ДНР рассказали о зарплате водителей в 65−85 тыс. рублей при 12−16 часах работы в день
17:06
Мигранта, убившего жителя Москвы, поймали в Ростовской области вместе с подельниками
17:05
Ректора Института русского языка имени Пушкина уволили за работу на мигрантов
17:04
Анналена Бербок и Биньямин Нетаньяху поссорились из-за Палестины
16:56
Финский премьер Орпо отказался общаться с русскоязычными гражданами на границе
16:22
В Париже мужчина пригрозил взорвать себя в консульстве Ирана
16:21
Угрожавшего взорвать посольство Ирана в Париже мужчину задержали
16:01
Впервые введены санкции ЕС против израильских поселенцев
15:49
Разгром ж/д инфраструктуры: последствия ракетных ударов в Днепропетровске и области (ФОТО)
15:46
Украина проиграла, а Голливуд с Вашингтоном не в курсе
15:44
Украинские военные обокрали мужчину на блокпосту
15:42
Путин подписал закон о проведении Всемирных игр дружбы
14:48
Медведев прокомментировал подготовку покушения на Зеленского в Польше
14:46
Нормандия-80: Хотели плюнуть в Россию, а плюнули в своих ветеранов
14:39
Орбан: вмешиваясь в конфликт на Украине, НАТО лезет не в своё дело
14:38
Львовские военкомы избили мужчину, который не захотел умирать за интересы Зеленского и его западных кураторов
14:37
Премьер Франции пугает французов негативными последствиями за отсутствие поддержки Украины
14:29
Парламент Гагаузии попросил вернуть русскому статус языка межнационального общения
13:57
Помогут ли боевикам ВСУ британские боевые лазеры?
13:53
Лавров объяснил недопустимость Швейцарии как площадки для переговоров по Украине
13:27
Forbes опубликовал список обедневших российских миллиардеров
13:23
Бессилие украинской ПВО
13:19
Переговоры, которые могли положить конец военному конфликту на Украине
12:51
ПАСЕ начала травлю Русской Православной Церкви, назвав ее инструментом пропаганды
12:44
На празднование 80-летия высадки в Нормандии приглашена Россия, но не Владимир Путин
12:42
«Какой позор»: американцы прокомментировали очередной ляп Байдена
12:31
Флот Венесуэлы вооружился противокорабельными ракетами иранской разработки
12:14
США провалились с проектом самолёта F-35, который оказался слишком дорогим, сложным и ненадёжным
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»Шойгу продлил полет «Белого лебедя»

Шойгу продлил полет «Белого лебедя»


Недавнее заявление Шойгу о необходимости возобновления производства стратегических ракетоносцев Ту-160 вызвало в обществе неоднозначную реакцию. Одни радовались, что этих необыкновенно красивых машин в нашей армии станет больше. Другие хмурились, прикидывая, насколько это решение замедлит производство ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации). Стратеги НАТО рефлекторно поежились, а те, кому по должности положено, заныли о нехватке теплых туалетов.
 

Однако министр обороны заявление сделал, значит, строить будут. В этом сомневаться не приходится. Осталось только разобраться, как сочетается строительство дополнительных «Белых лебедей» с разработкой и выпуском перспективного комплекса дальней авиации. Ту-160, конечно, не атомный подводный крейсер, но тоже товар штучный. Всего на данный момент у нас таких 16 штук. И все именные. Последний вставший в строй ракетоносец носит имя Виталия Копылова, под руководством которого Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) освоило серийное производство этих машин.


Стоят такие ракетоносцы очень недешево, что вызывает законные вопросы у всех, кто ждет появления в нашей армии ПАК ДА. Однако главком ВВС Виктор Бондарев считает, что других вариантов, кроме как параллельного наращивания парка Ту-160 и разработки нового перспективного ракетоносца, быть не может.


В перспективе министерство обороны планирует заказать еще не менее 50 Ту-160 и модернизировать все имеющиеся. Но, чтобы понять причины этого заказа, стоит сначала разобраться, что из себя представляет Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА), который в теории должен заменить стоящие сейчас на вооружении самолеты дальней авиации.


Самолет будущего


Работы над перспективным стратегом начались еще в 2009 году. Выбор Минобороны вполне ожидаемо пал на конструкторское бюро Туполева, с которым был заключен контракт на проведение НИОКР по теме ПАК ДА. Эскизный проект был закончен уже в 2012, а к 2014 году Михаил Погосян заявил об успешном завершении работ над проектом.


Несмотря на всеобщие ожидания и высказывания Рогозина, гиперзвукового бомбардировщика проектировать не стали. Самолет получился исключительно дозвуковым. При выборе между скоростью и пониженной радиолокационной заметностью победила малозаметность. Самолет выполнен по схеме «летающее крыло» и отличается формой корпуса, способствующей рассеиванию лучей локаторов.


Нельзя не признать, что такой подход логичен для ракетоносца. Времена свободнопадающих бомб постепенно уходят в прошлое, самолет становится платформой для запуска ракет, а потому ему совершенно необязательно пролетать прямиком над целью. Достаточно выйти на расстояние пуска ракет, а в этом деле не всегда скорость важнее скрытности перемещения.


Правда, в качестве компенсации относительной тихоходности, перспективный ракетоносец может получить гиперзвуковое вооружение, но первые образцы ожидаются к началу 20-х. Однако и сам ПАК ДА должен подняться в воздух не раньше 2019 года. Пока же идет разработка узлов будущей машины.


Концерн «КРЭТ» занят авионикой и системами бортового радиоэлектронного оборудования. В целях уменьшения расходов на производство планируется использовать некоторые узлы, уже обкатанные на Т-50, однако систему радиоэлектронной борьбы обещают принципиально новую.

Полным ходом идут работы над двигателем. Самарское предприятие «Кузнецов» уже полгода как гоняет на испытаниях готовую модель. По заявлениям пресс-службы предприятия, удалось добиться характеристик, приближенных к требуемым. Конструкторские работы продолжаются.


Развитие белого лебедя


В то же время идет модернизация стоящих на вооружении Ту-160. Началась она в 2012 году и проходит в три этапа. Первый уже пройден — это замена оборудования, произведенного еще в Советском Союзе, на российское. На втором этапе происходит замена уже российского радиолокационного и навигационного оборудования девяностых годов на современные аналоги. И к 2017 году в войска должны поступить модернизированные двигатели НК-32 с обновленными электронными схемами. Кроме того, проводится последовательный капитальный ремонт всех имеющихся в наличии машин.


Здесь надо отметить, что созданный в восьмидесятых ТУ-160, как и другие передовые отечественные разработки, обладает большим потенциалом для модернизации. Этот подход зародился еще во времена Великой Отечественной войны.


Самолет попросту еще не раскрыл весь свой потенциал, поэтому нет ничего удивительного в постоянно вносимых усовершенствованиях. Появляются новые технологии радиоэлектронной борьбы, усовершенствуется навигационное оборудование, улучшается аппаратура связи. В конце концов, разрабатываются новые системы вооружений.


За время своего существования Ту-160, который изначально позиционировался исключительно как ракетоносец, получил возможность использовать свободнопадающие бомбы разных калибров, морские мины и бомбовые кассеты. А принятая на вооружение практически одновременно с ним ракета Х-55 была модифицирована до Х-555. В результате мощность заряда выросла, а точность попадания увеличилась в 5 раз. Правда, на 500 километров уменьшилась дальность действия, но это удалось компенсировать конформными баками.


А нужно ли это?


Так зачем же модернизировать, а уж тем более, строить дополнительно пусть даже и очень хороший самолет, если его все равно должен заменить ПАК ДА? Тратить немаленькие деньги, обучать пилотов, содержать, ремонтировать? На то есть три вполне разумные причины.


Во-первых, поскольку перспективный ракетоносец будет дозвуковым, то логично предположить, что идет он, в первую очередь, на замену Ту-95. То, что в США решили продлить эксплуатацию ровесника нашего девяносто пятого — Б-52 аж до 2040 года, совсем не означает, что и нам стоит цепляться за самолет, разработанный в начале пятидесятых. Он снят с производства 13 лет назад и куда больше, чем Ту-160, подходит для кандидата на постепенный вывод из состава вооруженных сил.


Во-вторых, первый полет ПАК ДА намечен на 2019 год. А государственные испытания на 2021. Пока пройдут все испытания, пока произведут заметное количество новейших ракетоносцев и обучат экипажи. Это еще несколько лет. В итоге он станет полноценной силой ближе к концу двадцатых. Хорошо бы, чтобы за это время имеющиеся в наличии Ту-160 не пригодились, но Министерство обороны не может подходить к вопросу государственной безопасности с такой обывательской точки зрения.


В-третьих, инфраструктуру необходимо поддерживать. Если на ближайшие 5-7 лет казанский авиастроительный завод перейдет от постройки ракетоносцев на выпуск конверсионных кастрюль и чайников, то сможет ли он вернуться к былому уровню производства? А двигателисты, специалисты по авионике, ракетам? В конце концов, обслуживание стратегического ракетоносца — задача не из легких, аэродромные техники тоже должны заниматься своим делом. Уже сейчас то тут, то там возникают разговоры о том, что нарушена преемственность поколений, а если сделать перерыв еще на несколько лет, то молодым специалистам будет попросту не у кого учиться.


Так что когда следом за ПАК ДА начнет поступать в войска сверхновый гиперзвуковой орбитальный ракетоносец, тогда можно будет подумать об отправке Ту-160 на заслуженный отдых. А пока «Белый лебедь» определенно нужен. И уж точно не в количестве 16 штук.



Опубликовано: legioner     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх