290 лет назад родился величайший русский полководец, гений военного искусства Александр Васильевич Суворов. Полководец не проиграл ни одного сражения. Неоднократно громил превосходящие силы неприятеля. Прославился своей «Наукой побеждать» и заботой о солдатах. Чем завоевал бесконечное доверие и любовь армии.
Русский военный историк Богданович отмечал:
«Суворов был и всегда будет представителем нашего воинства. Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди и укажут полкам нашим новые пути к победе и славе. Но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов наших, мы вспомним Суворова».
Юность и начало службы
Александр родился 13 (24) ноября 1730 года в семье генерал-аншефа Василия Ивановича Суворова и Авдотьи Федосеевны. Его отец начал службу денщиком у царя Петра Великого, служил в Тайной канцелярии, во время Семилетней войны некоторое время был генерал-губернатором Восточной Пруссии. Был автором первого русского военного словаря, собрал обширную библиотеку, в основном из военных трудов, что стало основой военного образования Александра Васильевича.
Александр провёл детство в имении отца. От рождения был слабым, часто болел. Поэтому в семье прочили ему гражданскую службу. Сам отрок мечтал о военной стезе, много читал, изучал военное дело, закалялся. Большое влияние на судьбу юноши оказал друг семьи – генерал Абрам Ганнибал (прадед Александра Пушкина). Крестник Петра Первого и главный военный инженер русской армии. Ганнибал заметил способности Александра и высказал мнение, что его нужно отдать на военную службу.
В 1742 году Суворова зачислили в Семёновский полк (в 1744 году полк перевели из Москвы в Петербург). Дома он много учился. В 1748 году Александр начал действительную службу. В гвардейском Семёновским полку Суворов служил шесть с лишним лет. Продолжал обучение, как самостоятельно, так и в Кадетском корпусе, изучил несколько языков. Он близко познакомился с бытом и службой простых солдат. Александр видел, что солдаты со времен Петра (даже в гвардии) плохо обучены и забыли уроки петровских побед. Он видел, что теперь солдаты – это мужики в мундирах, слуги и денщики командиров, а офицеры – помещики. Солдаты видят в командире прежде всего барина, а не боевого товарища. А командиры считают солдат своими крепостными, слугами, а не бойцами, боевыми соратниками.
Отец в это время возобновил карьеру, шёл вверх. В 1751 году занял должность прокурора Сената, в 1753 году произведен в генерал-майоры, затем назначен членом Военной коллегии. Василий Суворов вместе с Ганнибалом и Фермором много сделали, чтобы подготовить армию к войне. Суворов изыскивал для армии денежные и материальные средства, Ганнибал и Фермор ведали инженерным и пушечным делом.
Возвышение отца помогло Александру. Сын мелкопоместного дворянина, который долго был не у дел, стал сыном влиятельного сановника. Суворовы переехали в столицу. В 1751 году Суворова произвели в чин сержанта – последний высший солдатский чин. В 1752 году отец выхлопотал сыну командировку за границу: курьером с депешами в Дрезден и Вену. Кроме того, выбор пал на Александра, так как он хорошо знал немецкий и французский языки (языки дворов того времени). Несколько месяцев провёл Александр Васильевич при саксонском и австрийском дворах. Здесь все ждали большой войны с прусским королем Фридрихом.
Василий Иванович Суворов
Семилетняя война
В 1754 году при очередном выпуске солдат из гвардии в полевые войска в числе прочих был произведён в поручики сержант Александр Суворов. Это был его первый офицерский чин. Суворов получил назначение в пехотный Ингерманландский полк. Служба в полку была поставлена плохо. Попытки молодого офицера изменить ситуацию ни к чему не привели.
Тогда Суворов с помощью отца пошёл в обер-провиантмейстеры в Новгороде. Там находилась большая армейская база. Офицер и здесь прослыл чудаком: воевал за каждую казенную копейку с чиновниками и подрядчиками. Поэтому его невзлюбили казнокрады и недобросовестные поставщики.
В это же время Александр Васильевич пытается найти себя в литературе. Делает первые шаги в этой области. Бывая по службе в столице, сходится с литераторами, посещает Общество любителей российской словесности. Пишет стихи, загробный разговор Александра с Геростратом и между мексиканским царем Монтесумой и завоевателем Кортесом. Оба «разговора» Суворова, прочитанные им в Обществе любителей российской словесности, понравились слушателям. Сумароков напечатал произведения молодого автора в сборнике Академии наук. Война помешала дальнейшему развития литературного таланта у Суворова.
Нарушителем спокойствия в Европе стала Пруссия Фридриха Второго, за которым стояла Англия. Пруссия претендовала на гегемонию в Германии, чем раздражала Австрию (она ставила такие же цели) и другие германские государства. Также Берлин собирался захватить рад западных областей Польши, выбить из Германии шведов. А Франция боялась появления пруссаков (наёмников Англии) на берегах Рейна.
В 1756 году прусские войска захватили Саксонию, затем вторглись в Чехию и полонили Прагу. Саксонский князь бежал в Польшу, так как и был королем польским. Пруссия бросила вызов сразу нескольким великим державам: Австрии, Франции, России и Швеции. Прусская армия многими современниками считалась лучшей в Европе.
О русской армии Фридрих был невысокого мнения:
«Москвитяне суть дикие орды, они никак не могут сопротивляться благоустроенным войскам».
Россия сосредоточила войска в русской Прибалтике (Лифляндия и Курляндия). Главнокомандующим был назначен шеф Семёновского полка Степан Апраксин, получивший чин генерал-фельдмаршала. Весной 1757 года русская армия начала наступление. Отдельный корпус под началом Фермора осадил и взял Мемель. В августе русские в решительном сражении у Гросс-Егерсдорфа разгромили пруссаков, открыли дорогу на Кёнигсберг – главному и богатейшему городу Восточной Пруссии. Однако Апраксин не использовал победу и быстрым маршем отвёл войска назад.
Александр Суворов в это время был провиантмейстером полевых войск, получил чин секунд-майора (младший штаб-офицерский чин), затем премьер-майора (штаб-офицерский чин, помощник полковника). Он занимался формированием запасных батальонов, постоянно был в дороге между Ригой и Смоленском, между Смоленском и Новгородом. Пополнения были слабыми, из плохо обученных солдат и рекрутов. Офицерами были «недоросли» из гвардии, которые обычно мало что знали о военной службе.
Суворов требовал присылки опытных солдат из действующей армии, чтобы поставить их в батальоны учителями. Но Военная коллегия отказалась от такой идеи. Мол, старые солдаты нужнее на фронте. Немало хлопот было и по части обеспечения. Сапог и сукна на мундиры не хватало и для действующей армии.
Первые битвы
Апраксина отстранили от командования, армию возглавил Фермор. Русские без боя заняли Кёнигсберг. Население города присягнуло императрице Елизавете Петровне. Русская армия в августе 1758 года при Цорндорфе нанесла поражение войскам прусского короля. Прусская армия была обескровлена и утратила прежнюю ударную мощь. После интриг австрийцев, которые теперь боялись побед русских союзников больше Фридриха, Фермора отстранили от командования (но он остался в армии). Новым командующим стал Пётр Салтыков. По пути Салтыков проезжал через Мемель, комендантом которого в этот момент был Суворов. Бравый офицер понравился Салтыкову, и он взял его в действующую армию.
В июле 1759 года Салтыков разбил прусский корпус генерала Веделя и успешно соединился с союзными австрийцами. Заняв Франкфурт-на-Одере, русская армия готовилась к переправе и встрече с королевской армией. Фермор взял Суворова дежурным офицером. В августе произошла решающая Кунерсдорфская баталия. «Непобедимая» прусская армия снова была бита русскими «варварами». От армии Фридриха почти ничего не осталось, её остатки разбежались.
Король панически писал в столицу:
«Всё потеряно, спасайте двор и архивы!»
Однако союзники не сумели договориться и добить врага. В 1760 году Салтыков, не имея возможности действовать самостоятельно, противостоять политическим интригам и согласовать противоречивые приказы, идущие из Петербурга и Вены, сдал командование Фермору. Новым главнокомандующим был назначен Бутурлин.
Пользуясь тем, что прусская армия была отвлечена к западной границе, русские без особого труда заняли Берлин. Русский отряд возглавил генерал Тотлебен. В рейде на Берлин принял участие и Суворов. Он командовал авангардом. Наложив на город дань в 1,5 млн талеров, уничтожив военные предприятия и склады, русские и австрийские войска покинули Берлин. Фридрих шёл спасать столицу, у союзников не было сил, чтобы ждать бой, и они покинули Берлин. Последний период Семилетней войны был заполнен маршами и манёврами, рейдами и набегами, разорением поселений врага, крупных сражений почти не было. Возросла роль кавалерии.
В это время Суворов покинул штаб армии, перешёл в кавалерию и командовал драгунским полком. В многочисленных стычках Александр Васильевич показал себя талантливым и храбрым кавалерийским командиром. С небольшим отрядом конницы и пехоты Суворов совершал смелые рейды, внезапно атаковал превосходящие силы врага.
Он говорил:
«Удивить – победить!»
Удача неизменно сопутствовала храбрецу. Вскоре он стал известен в войсках больше, чем некоторые генералы. Бутурлин хорошо знал Суворова-отца и благоволил к сыну. Не раз он писал Василию Ивановичу, хвалил подполковника Суворова.
Крутой поворот
Василий Иванович в конце войны также находился в армии. Сначала заведовал снабжением провиантом, затем стал генерал-губернатором Восточной Пруссии. Неподкупный губернатор наводил в Кёнигсберге порядок. Но умерла давно болевшая Елизавета Петровна. Царем стал Пётр Федорович, не желавший войны с Фридрихом. Он заключил с Берлином не только мир, но и союз. Вернул Пруссии Кёнигсберг, который уже был частью Российской империи. Суворова-отца отправили в почётную «ссылку» – губернатором в Тобольск.
Гвардия роптала. Победу украли, стали вводить в армии прусские порядки. В дело вступили иностранные дипломаты, которые опасались новой политики Петра III. Центром заговора стала жена нового государя Екатерина. В заговоре принял участие и Василий Суворов, который ещё не отбыл в Сибирь. В июле 1762 года произошёл переворот. Суворов выполнил важную миссию – обезоружил голштинцев, личную гвардию императора. Он явился в Ораниенбаум с отрядом гусар, арестовал голштинских генералов и офицеров и отправил их в Петропавловскую крепость. Рядовых перевели в Кронштадт. Петра убили, на престол возвели Екатерину. Чтобы не раздражать гвардию и армию, новая императрица отказалась от союза с Пруссией. Но войну продолжать не стала. Без России союзники воевать с Пруссией опасались. Война закончилась.
Екатерина отменила почётную ссылку Суворова-отца. Он остался в столице членом Военной коллегии, был произведён в премьер-майоры в лейб-гвардии Преображенский полк и в подполковники лейб-гвардии Измайловского полка. Также занимался тайными делами. Александр Суворов в это время был в действующей армии. После переворота прибыл с депешами в столицу. Был милостиво принят новой царицей. Произведён в полковники, назначен командиром Астраханского полка. Екатерина подарит офицеру свой портрет.
Позже Суворов напишет на нём:
«Это первое свидание проложило мне путь к славе…».
Василий Иванович Суворов и сын Александр в Кёнигсберге (реконструкция): 1. Пехотный генерал (Василий Иванович Суворов). 2. Мушкетёр пехотного полка. 3. Штаб-офицер драгунского полка (Александр Васильевич Суворов).
Продолжение следует…
Самсонов Александр
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: