14 апреля 1953 года состоялся первый полёт многоцелевого вертолёта Ка-15. Это была первая серийная винтокрылая машина ОКБ Николая Ильича Камова (1902 – 1973). Впоследствии ОКБ неоднократно доказывало достоинство своей фирменной соосной схемы расположения винтов. В настоящий момент камовские машины – грозное оружие, способное решать уникальные военные задачи.
Проба пера
Советское вертолетостроение, зародившееся вскоре после Великой Отечественной войны, динамично развивалось во многом благодаря творческому соперничеству между конструкторами Михаилом Леонтьевичем Милем и Николаем Ильичом Камовым. Первым сделал пошедшую в серию в 1950 году машину Миль. Его вертолет Ми-1 был выполнен по классической одновинтовой схеме с хвостовым винтом. Все же вертолеты Камова основаны на двухвинтовой соосной схеме. И Николаю Ильичу довольно долго пришлось доказывать ее достоинства, поскольку его первая серийная машина Ка-15 была изготовлена в количестве 354 экземпляров. А Ми-1 построили больше двух с половиной тысяч.
Ка-15 продержались на вооружении до 1963 года, после чего были переданы в гражданские организации. Но главная причина отказа военных от этой машины заключалась в повышенной аварийности. Несмотря на заявленную скорость полета, равную 160 км/ч, ее пришлось ограничить до 100 км/ч, потому что после этого рубежа лопасти двух винтов зачастую входили в соприкосновение. С этого момента задачи борьбы с подводными лодками были возложены на самолеты Ильюшина.
Заменивший «Курицу»
Вертолеты Камова вернулись в ВМФ в середине 60-х годов. На сей раз ОКБ выдало отличную машину Ка-25, которая моряков полностью устраивала. Было построено около 500 вертолетов 18-и модификаций. В основном «двадцать пятые» использовались для обнаружения и уничтожения атомных подводных лодок противника. Для чего в боекомплект включались глубинные бомбы и торпеды. Несколько вертолетов были носителями атомных глубинных бомб.
Конструкторы ОКБ Камова существенно повысили надежность машины. И она стала полностью безопасной во всех полетных режимах. Были установлены два мощных газотурбинных двигателя по 900 л.с. каждый. А впоследствии мощность увеличили до 1000 л.с. Это позволило повысить и скорость полета, и полезную нагрузку. К-25 был способен брать на борт 1100 кг торпедно-бомбового оружия. Обычные глубинные бомбы и торпеды могли поразить лодку на глубине до 300 метров при скорости до 25 узлов.
К-25 базировались на авианесущих крейсерах и охватывали необходимую для обороны часть акватории.
Среди модификаций этой машины были и летающие РЛС, обеспечивавшие обнаружение воздушных и надводных целей, недоступных для береговых и корабельных станций. Они играли роль целеуказателей.
ЛТХ Ка-25
Экипаж – 2 человека
Количество пассажиров – 12 человек
Длина – 9,75 м
Высота – 5,37 м
Диаметр несущего винта – 15,74 м
Масса пустого – 4765 кг
Максимальная взлетная масса - 7140 кг
Мощность двигателей – 2х900 л.с.
Максимальная скорость – 220 км/ч
Практическая дальность – 450 км
Практический потолок – 4000 м
Боевая нагрузка – 1100 кг бомб и торпед.
Истребитель субмарин
На смену Ка-25 в ВМФ в 1981 году пришел Ка-27, который в настоящий момент является единственным российским противолодочным вертолетом. Его боевые характеристики актуальны и поныне, в связи с чем ВМФ недавно заказал производство еще четыре этих машины в дополнение к 87-и эксплуатирующимся. Вполне понятно, что авионика Ка-27 периодически обновляется.
Вертолет, впервые поднявшийся в воздух в 1973 году, долго доводили до ума. Машина получилась прекрасная, ее боевая эффективность выше, чем у Ка-25, в 3-5 раз. Пара Ка-27 полностью контролируют морское пространство площадью 2000 кв.км.
Различные модификации Ка-27 решают те же самые задачи, что и Ка-25, но более эффективно. А новая модификация Ка-27М, до которой намереваются подтянуть в приборном отношении уже имеющиеся машины, обладает самым современным оборудованием. Есть даже бортовая РЛС с активной фазированной антенной решеткой, чем могут похвастаться лишь наши новейшие истребители.
ЛТХ Ка-27
Экипаж – 3 человека
Длина – 12,25 м
Высота – 5,4 м
Диаметр несущего винта – 15,9 м
Масса пустого – 6100 кг
Максимальная взлетная масса – 12000 кг
Мощность турбовальных двигателей – 2х2400 л.с. (чрезвычайный режим) и 2х1500 л.с. (крейсерский режим)
Максимальная скорость – 270 км/ч
Практическая дальность – 900 км
Практический потолок – 5000 м
Боевая нагрузка – 2000 кг
В боекомплект входят как глубинные бомбы, так и самонаводящиеся торпеды «Орлан» и «Ястреб», поражающие цели на глубине до 600 м.
«Черная акула» и «Аллигатор»
На следующий год после принятия на вооружение Ка-27 совершил первый полет следующий камовский шедевр – Ка-50 «Черная акула». Это был уже ударный вертолет, предназначенный для уничтожения на поле боя живой силы, бронированной техники и инженерных сооружений. На вооружение он был принят в 1995 году. И сразу же принял участие в боевых операциях в Чечне.
В Ка-50 использован целый ряд новшеств, которых прежде не было в отечественном вертолетостроении. За счет широкого использования композитных материалов вес машины был снижен на 25%, а также повысилась живучесть и надежность. Конструкторы обеспечили высокую технологичность производства, что сократило сроки выхода готовых машин почти в 2 раза. Для защиты пилота было использовано бронированное остекление кабины. Впервые в вертолете применили катапультирование. Для улучшения аэродинамики разработали убирающиеся шасси.
Вертолет оборудован мощной системой прицеливания по лазерному лучу и телеканалу. Имеется нашлемная система целеуказания, отслеживающая повороты головы пилота. Все это завязано в единое целое в системе управления оружием.
Получился прекрасный ударный вертолет. Но по причине разразившегося дефолта и прочих финансово-организационных неурядиц было построено лишь 15 машин.
Однако приобретенный при создании Ка-50 опыт не канул в небытие. ОКБ Камова в условиях скудного финансирования построило на его базе вертолет с новыми качествами – Ка-52 «Аллигатор». Ка-52 можно использовать и как ударный, и как командный. С этой целью на машине был установлен специализированный оптико-электронный и радиолокационный комплекс. А это в свою очередь «подтянуло» и боевые возможности Ка-52 как ударного вертолета, предоставив ему возможность вести боевые действия в любых погодных условиях и в любое время суток.
Также было добавлено второе место для оператора-штурмана. При этом компоновка кабины оказалась уникальной, нигде более не встречающейся. Два члена экипажа были размещены рядом, «бок о бок», а не один за другим с возвышением второго кресла над первым. Таким образом, сразу убивались три зайца. Во-первых, повышалась слаженность работы экипажа. Во-вторых, не потребовалось устанавливать вторую приборную панель. В-третьих, повышалась выживаемость машины. При боковом попадание снаряда в кабину, осколки принимал на себя один из членов экипажа, заслоняя собой второго. Это, конечно, может показаться жестоким, однако у войны своя логика и своя нравственность.
Главным отличием Ка-52 от Ка-50 является мощная авионика. По мере продвижения изделия от опытного образца к серийно выпускающимся вертолетам она постоянно улучшалась по мере разработки новейших средств навигации, разведки, целеуказания и противостояния средствам наведения противника.
Самой «свежей» в приборном комплексе является РЛС РН01 «Арбалет», разработанная компанией «Фазотрон-НИИР». Серийное производство началось в 2011 году. «Арбалет» способен сопровождать на проходе до 20 целей. При этом танк обнаруживается на расстоянии 12 км, штурмовик – 15 км, ракета «Стингер» - 5 км. РЛС предупреждает о приближении препятствий типа проводов ЛЭП за 500 м. При этом погрешность измерения расстояния до цели не превышает 20 м, а угловые погрешности – до 12 минут. «Арбалет» обслуживает прицельную и навигационную системы, участвует в противоракетной защите, предупреждает о препятствиях и опасных метеообразованиях.
В носовой части вертолета установлена оптико-электронная система ГОЭС-451 Уральского оптико-механического завода, запущенная в производство в том же 2011 году. Она оснащена ТВ-камерой (с широким и узким полем зрения), тепловизором, лазерным дальномером-целеуказателем, датчиком лазерного облучения и системой наведения ПТУР. А совсем недавно визуальную систему дополнили еще и системой ТОЭС-520, использующуюся для ночных полетов. В ней задействованы более чувствительные ТВ-камера и инфракрасная камера. Помимо этого пилоты оснащены очками ночного видения. ГОЭС-451 позволяет обнаруживать цели днем на расстоянии до 10 км, ночью – 6 км. Использование ТОЭС-520 улучшает эти характеристики.
ЛТХ Ка-52
Длина – 16 м
Высота – 5 м
Диаметр главного винта – 14,5 м
Масса пустого – 7800 кг
Максимальная взлетная масса – 11300 кг
Масса боевой нагрузки – 2800 кг
Максимальная скорость – 350 км/ч
Крейсерская скорость – 250 км/ч
Дальность – 520 км
Статический потолок – 3600 м
Динамический потолок – 5500 м
Максимальная скороподъемность – 10 м/сек
Допустимый угол крена - +/-70 град
Допустимый угол тангажа - +/-60 град
Стрелковое вооружение – подвижная 30-мм пушка с боекомплектом из 460 снарядов
Ракетное вооружение:
- противотанковые УР «Вихрь» или «Штурм-В», 12 шт., дальность стрельбы 8000 м, бронепробиваемость 950-мм
- неуправляемые ракеты 80-мм 80 шт. или 122-мм 20 шт.
- 4 управляемые ракеты «Игла-В»
Вертолет-невидимка
Предположительно в 2016 году начнется серийное производство камовской новинки – многоцелевого вертолета Ка-60 «Касатка». Он будет использоваться в качестве транспортной машины, предназначенной для десантирования и для заброски оружия и боеприпасов в зоны боевых действий. В соответствии с поставленными задачами при создании «Касатки» были внедрены элементы стелс-технологии. Существенно снижена и радиолокационная, и визуальная, и тепловая его видимость. А также к минимуму сведены шумы от двигателя и вращающегося винта.
Кстати, в этом вертолете конструкторы отступились от своей «фирменной схемы», использовав один несущий и один хвостовой рулевой винты.
Не только кресло пилота, но и кресла, в которых размещаются десантники, являются энергопоглощаемыми и амортизируемыми. Что существенно снижает вероятность получения травм не только при жесткой посадке, но и при падении вертолета с небольшой высоты.
ЛТХ Ка-60 «Касатка»
Длина – 13,47 м
Высота – 4,00 м
Ширина – 1,90 м
Диаметр главного винта – 13,50 м
Диаметр хвостового винта – 1,40 м
Масса пустого – 3500 кг
Максимальная взлетная масса – 6500 кг
Силовая установка – 2 двигателя РД-600В
Мощность двигателей – 2х1300 л.с.
Максимальная скорость – 300 км/ч
Крейсерская скорость – 270 км/ч
Практическая дальность – 700 км
Статический потолок – 2100 м
Динамический потолок – 5150 м
Полезная нагрузка – 14 десантников или 2000 кг в кабине или 2500 кг на внешней подвеске.
Читайте нас: