28 января 1986 года на 73-й секунде полета взорвался американский космический корабль «Челленджер». Все семь астронавтов, находившихся на борту, погибли. Всего за весь период пилотируемых полетов в космосе произошли 4 катастрофы, которые унесли жизни четверых космонавтов и четырнадцати астронавтов.
«Челленджер»
Катастрофа многоразового космического корабля «Челленджер» унесла жизни Фрэнсиса Дик Скоби, Майкла Смита, Рональда Макнейра, Эллисон Онизуки, Криста Маколиффа, Грегори Джарвиса, Джудит Резник. Обломки аппарата упали в Атлантический океан. Вопреки распространенному мнению, взрыва топливных баков не было. Разрушение случилось из-за мощных аэродинамических сил, которые буквально разорвали корабль на куски. При этом кабина корабля полностью разрушена не была, и в таком виде ее извлекли с морского дна. Правда, она была разгерметизирована.
Было установлено, что некоторое время после разрушения корабля астронавты были еще живы. Некоторые из них успели включить персональные приборы подачи воздуха.
Почти три года продолжалось расследование причин катастрофы с последующими конструктивными изменениями корабля на предмет повышения безопасности полета.
Было установлено, что при старте было повреждено уплотнительное кольцо правого твердотопливного ускорителя. Из-за этого в боку ускорителя прогорела дыра. Из нее била реактивная струя в сторону внешнего топливного бака. Произошла деформация его крепления к корпусу. Смещение стремительно нарастало, изменялась аэродинамика корабля, возрастали нештатные аэродинамические силы. В результате корабль начал разрываться на части. Процесс развивался последовательно, но внешне это выглядело как мгновенный взрыв.
На снимке: космический корабль «Челленджер» взрывается вскоре после взлета/ Фото: z03/ZUMAPRESS.com/Global Look Press
Комиссия установила, что руководству НАСА с 1977 года было известно о потенциальной вероятности дефектов уплотнительных колец, но никаких мероприятий по исправлению ситуации не проводилось. Перед стартом конструкторы корабля предлагали руководству НАСА перенести старт по причине неблагоприятной низкой температуры. Но на это также не обратили внимания.
Челнок был доработан по рекомендациям комиссии. В нем даже появилась возможность аварийного покидания корабля экипажем. Однако он предполагает последовательное катапультирование в условиях горизонтального полета. 28 января 1986 года это никого не спасло бы.
«Колумбия»
На снимке: корабль «Колумбия» взлетает со стартовой площадки, 2003/ Фото: NASA
Последняя катастрофа в космосе, унесшая человеческие жизни, произошла 1 февраля 2003 года. При окончании миссии многоразового корабля «Колумбия» погибли Рик Хасбанд, Уильям МакКул, Майкл Андерсон, Лорел Кларк, Дэвид Браун, Калпана Чавла и Илан Рамон.
Старт корабля состоялся 16 января. Именно тогда и была «запрограммирована» катастрофа. На 86-й секунде полета из-за вибрации от обшивки внешнего топливного бака отлетела теплоизоляционная плитка. В ЦУПе этому не придали большого значения. Поскольку такие «мелкие инциденты» случались и раньше. Плитки изготавливаются из пены, и, как показывал предыдущий опыт полетов, большого вреда они причинить не могли. Челнок продолжил самостоятельный полет и вышел на орбиту.
1 февраля, выполнив программу, корабль пошел на приземление. Позже было установлено, что та «безопасная» отлетевшая плитка повредила теплоизоляцию крыла челнока. И крыло, войдя в плотные слои атмосферы, в месте повреждения начало перегреваться. В конечном итоге разорвало шины шасси, вырвавшиеся из них раскаленные газы порвали крыло, корабль полностью разрушился.
Но даже если бы руководители полета проявили максимальную бдительность сразу же после старта, астронавты все равно были обречены. Они не могли починить теплоизоляцию, поскольку в корабле не было скафандра для выхода в открытый космос. Они не могли пристыковаться к МКС и пересидеть там до лучших времен – у «Колумбии» не было такого стыковочного узла. Они не могли получить помощь с Земли, потому что подготовка запуска челнока занимает слишком много времени, ресурс жизнеобеспечения «Колумбии» исчерпался бы раньше.
Трагедия произошла на высоте 50 километров. На сей раз на куски была разорвана даже прочная кабина.
В этой катастрофе выжили лишь черви Caenorhabditis elegans миллиметровой длины, обнаруженные в алюминиевых контейнерах – их выращивали на орбите во время биологических экспериментов.
«Союз-1»
Советская программа пилотируемых космических полетов началась с кораблей «Восток». В 1964 году их сменили «Восходы». Однако принципиально новыми аппаратами их назвать невозможно. Конструкторы просто взяли «Восток» и в том же самом объеме вместо одного кресла установили три. Это стало возможно благодаря тому, что космонавты отправлялись в полет без громоздких скафандров.
Существенно новым кораблем стал «Союз», первый полет которого состоялся 23 октября 1967 года. Но завершился он трагически – погиб космонавт Владимир Михайлович Комаров. Причиной трагедии стало нарушение технологии при постройке спускаемого аппарата.
Программа первого полета «Союза» предполагала его стыковку с кораблем «Союз-2», который должен был стартовать через день с Быковским, Елисеевым и Хруновым на борту. После стыковки был запланирован переход Елисеева и Хрунова в «Союз-1» с последующей посадкой.
На снимке: 1967 год. Командир космического корабля «Союз-1» летчик-космонавт СССР инженер-полковник Владимир Михайлович Комаров во время тренировки/Фотохроника ТАСС
Сход с орбиты прошел успешно. Но при входе в плотные слои атмосферы, когда скорость спускаемого аппарата (СА) равнялась 200 м/сек, вытяжной парашют не смог вытянуть из лотка основной парашют, который должен был погасить скорость до безопасной. В результате СА ударился о землю на скорости 50 м/сек. Комаров погиб. От удара разрушились емкости с жидким кислородом, возник пожар, и СА почти полностью сгорел.
В результате расследования причины аварии было установлены два отклонения от технологии изготовления парашютной системы СА. При подготовке к окраске СА не был закрыт промасленной бумагой лоток для основного парашюта. Из-за чего попавшая внутрь краска при нагреве во время спуска стала липкой и затормозила выход парашюта из лотка. Точно так же лоток не был защищен во время полимеризации теплозащитного покрытия СА. Также вероятным «вкладом» в механизм аварии стала деформация стенок лотка из-за перепада давлений.
При построении следующих кораблей «Союз» все эти моменты были учтены. На доработку ушло полтора года. Следующий полет «Союза» состоялся в октябре 1968 года. Его совершил герой Великой Отечественной, летчик-испытатель, творивший в небесах чудеса, человек с мгновенной реакцией и железными нервами Георгий Тимофеевич Береговой.
«Союз-11»
6 июня 1971 года к космической станции «Салют-1», на тот момент нерасконсервированной, стартовал корабль «Союз-11» с космонавтами Георгием Тимофеевичем Добровольским, Владиславом Николаевичем Волковым и Виктором Ивановичем Пацаевым. Им предстояло привести станцию в рабочее состояние, выполнить программу космических экспериментов и вернуться на землю.
После стыковки на станции было обнаружено задымление. После ремонта системы вентиляции космонавты сутки дожидались в спускаемом аппарате, когда станция «проветрится». А затем приступили к выполнению программы экспериментов.
Три недели все шло самым наилучшим образом. Но 28 июня на станции произошло возгорание. Его удалось устранить. Однако во избежание более неприятных непредсказуемых сюрпризов на Земле решили полет прервать и приготовиться к отстыковке.
Отстыковка и сход с орбиты прошли нормально. Нормально отработала и парашютная система, и пирапатроны мягкой посадки. Однако все члены экипажа были мертвы.
На высоте 150 километров открылся клапан, который должен срабатывать лишь при достижении КА плотных слоев атмосферы. Произошла разгерметизация, ставшая причиной гибели экипажа.
На снимке: космический корабль «Союз-11» и орбитальная станция "Салют", 1971 год
Комиссией по расследованию аварии была выдвинута единственная версия. Во время отстыковки корабля от станции штатно сработали разделяющие пиропатроны. Волна от этого взрыва прошла по корпусу, и от нее сдетонировал пиропатрон, открывающий роковой клапан. Однако при проведении множества экспериментов эта версия не подтвердилась.
При этом у космонавтов имелся шанс спастись. И они попытались им воспользоваться – надо было заткнуть этот клапан чем-нибудь, можно было даже пальцем. Однако в экстремальной ситуации – заполнение кабины туманом, удушье, жуткие декомпрессионные боли – проделать эту операцию было практически нереально. Дело усугублялось еще и тем, что необходимо было выбраться из кресла и добраться до труднодоступного места расположения клапана. Счет шел буквально на секунды.
Полеты «Союзов» были прерваны на два года, на протяжении которых корабль дорабатывался с целью обеспечения максимально возможной безопасности полета. И это конструкторам удалось в полной мере. Уже 30 лет «Союзы» летают безаварийно.
Прежде всего корабль превратили из трехместного в двухместный в связи с тем, что взлеты и посадки осуществляются исключительно в скафандрах с автономным жизнеобеспечением. Также была кардинальным образом пересмотрена эргономика корабля. Все важнейшие органы управления и узлы расположили максимально удобно для космонавтов.
Читайте нас: