Лента новостей

14:49
TSMC полностью останавливает поставки 7-нм и более современных чипов в Китай
14:45
Украинский депутат пожаловался Трампу и Вэнсу на репрессии режима Зеленского
14:44
В ДНР убили генерала, подопечные которого убили «Техаса»
14:43
Безуглая обвинила Савченко в отступлении ВСУ с территории ДНР
14:41
Китаю следует поучиться у России уходу от санкций
14:36
Беззубые спартанцы: в Европе готовятся к вооружённому конфликту с Россией
14:33
Трамп впервые в истории США решил назначить главой аппарата Белого дома женщину
14:32
В ФБК не смогли объяснить появление дорогостоящего жилья у Волкова
13:53
Орбан: Трамп прекратит финансирование конфликта на Украине, а Евросоюз не сможет содержать ВСУ
13:52
Эрдоган: при желании Трампа противостояние на Украине быстро завершится
13:29
Наступаем на нескольких направлениях: последние новости спецоперации на 8 ноября 2024 года, карта боевых действий на Украине
13:23
Расчёты гаубиц «Мста-С» уничтожили самоходную артиллерийскую установку Krab ВСУ
13:17
Как ледоколы «Арктика» и «Лидер» усилят российский военный и торговый флот
13:02
Что Россия хочет и что Трамп может
12:57
Второе пришествие Трампа: перспективы политики США в отношении Китая
12:20
Первая портативная приставка на Ryzen AI 300 поступила в продажу за $1099–1699 — за её покупку дадут медаль
12:09
В Греции коммунисты заблокировали автоколонну с боеприпасами для ВСУ
12:07
Захарова напомнила о последствиях передачи ЕС российских активов Киеву
11:45
У недоношенных детей во взрослой жизни оказались хуже заработок и образование
11:29
«Ни земли, ни воды убийцам народов!» Греческие коммунисты заблокировали автоколонну со снарядами для ВСУ
11:21
В Нидерландах произошло массовое нападение на израильских болельщиков
11:12
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 8 ноября, день
10:48
Земский собор – оплот российского суверенитета
10:35
Украина теряет школьников – и виноват не только Путин
10:33
Зеленский позарился на замороженные активы РФ
10:23
Южная Корея демонстративно запустила баллистическую ракету
10:22
СМИ узнали о подготовке перехода верфи Звезда в состав ОСК
09:46
Круизный лайнер с сотнями российских туристов отправился в Шанхай
09:42
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 08.11.2024
09:30
Мобилизованные будут служить до конца спецоперации: решение президента и реакции семей
09:24
Десантники штурмом взяли опорный пункт ВСУ на одном из участков в приграничном районе Курской области
09:11
Жесткий Центробанк: как одолеть инфляцию
09:04
Эмоциональные качели Киева. Украина надеется на военное лобби США
09:03
Иран - первый проигравший от победы Трампа?
08:58
Взрывы и стрельба в Одессе: атакованы объекты врага (ВИДЕО)
08:55
Стратегические угли Покровска. Чем потеря города угрожает украинской металлургии
08:44
Подлодка Уфа остановилась в Индонезии
08:38
Обстановка в Курской области утром 8 ноября: как развивается конфликт на границе
08:21
Южная Корея выполнила пуск баллистической ракеты
06:25
Юрий Подоляка: ситуация на фронтах СВО, войска РФ продолжают окружать силы ВСУ под Курахово
05:18
U-862 у берегов Австралии и Новой Зеландии
05:10
Визит Эрдогана в Киргизию и цель относительно сильного тюркского мира
04:39
Чем заколоть врага в тесной траншее?
04:31
Этнический геноцид русских на Украине
03:24
Тяжелые бои и тактические успехи: новости СВО от 8 ноября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 988 день спецоперации России на Украине
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»Российский штурмовик Су-39: особенности конструкции, характеристики и преимущества

Российский штурмовик Су-39: особенности конструкции, характеристики и преимущества


Превосходство в небе — один из ключевых аспектов современных военных операций. Контроль над воздушным пространством позволяет наносить удары по расположению противника, выводя из строя не только ключевые объекты, но и бронетехнику. Именно для этих целей и разрабатываются штурмовики.

Данный тип боевых самолетов рассчитан на решение множества задач — от ведения воздушного боя до поражения наземных целей. Основной акцент делается на поддержке наземных и морских сил в бою как в масштабных, так и в локальных конфликтах.

Су-39 (Su-39) — перспективная российская разработка ОКБ Сухого, выполненная на основе Су-25Т. Рассчитана на поражение бронетехники и ведение боя в любых погодных условиях. Несмотря на успешное создание опытных моделей данные самолеты так и не поступили на вооружение России.

История создания

Су-39
Су-39 в небе

Разработка «громовержца» Су 39 тесно связана с работами по модернизации Су-25. Данный штурмовик проектировался с середины 1970-х, активно начал применяться с 1981. Самолеты прошли боевые испытания в Афганистане и показали востребованность штурмовиков в локальных конфликтах.

Постепенно самолет штурмовик модернизировался и к новым разработкам были предъявлены дополнительные требования. Среди них — возможность проведения операций в любое время суток, установка современной авионики и вооружения, способного поражать бронированную технику противника.

В контексте данных требований появилась модификация Су-25Т, ориентированная на противодействие ударным танкам. Позже на ее базе разработан модернизированный вариант Су-25ТМ, который и получил индекс Су-39. Работы по данной модернизации начались в 1986, первые полеты опытных образцов состоялись в 1991.

Первоначально производство новых штурмовиков планировалось наладить на авиазаводе в Тбилиси. Однако распад СССР не позволил реализовать данный проект. Производство перенесли в Улан-Удэ. Первый Су-25ТМ предсерийного производства совершил полет в 1995. Тогда же ему был присвоен индекс Су-39.

Недостаток финансирования не позволил наладить производство новых штурмовиков. Разрабатывался проект модернизации Су-25Т в новые самолеты, однако он также требовал значительных средств. Вскоре все самолеты данного типа были списаны. В итоге «летающий танк» Су-39 так и остался нереализованным проектом, по которому собрано лишь 4 экспериментальных самолета.

Описание конструкции

Чертеж Су-39
Чертеж Су-39 с вооружением и дополнительными топливными баками

Общая конструкция Су-39 повторяет учебно-боевой самолет Су-25УБ. Ключевое отличие — место второго пилота занимает дополнительный топливный бак и электронное оборудование. С учетом расположения дополнительной авионики на 273 мм вправо смещена двуствольная пушечная установка. Передняя опора шасси смещена влево на 222 мм.

Фюзеляж

Носовая часть фюзеляжа получила удлиненную и расширенную форму для размещения системы «Шквал». Отличается и форма носового обтекателя лазерной системы целеуказания. Средняя часть фюзеляжа повторяет конструкцию Су-25УБ, в хвостовой расположен дополнительный топливный бак.

Бронирование

Бронирование штурмовика заимствовано у оригинального Су-25. Пилот размещается в цельносварной кабине из авиационной титановой брони. Ее толщина имеет следующие показатели:

  • борта — 24 мм;
  • задняя стенка и днище — 10 мм;
  • лобовая стенка — 24 мм;
  • лобовой броневой блок — 57 мм.

В ряде случае бронированная кабина пилота выдерживает попадания снарядов в 30 мм. Это обеспечивает высокую выживаемость экипажа.

Оперение

Одно из существенных отличий нового штурмовика от базовой модели — появление бустеров горизонтального оперения в продольном канале. Крыло нового штурмовика унифицировано с Су-25УБ, однако контейнеры тормозных щитков получили антенны системы «Иртыш».

Силовая установка

На Су-39 установлены два турбореактивных двигателя Р-195. По сравнению с силовой установкой оригинального Су-25 увеличен ресурс выработки и тяга на чрезвычайном режиме, снижен расход топлива и инфракрасное излучение. ТТХ двигателя имеет следующие показатели:

  • топливо — керосин, бензин, дизельное;
  • длина двигателя — 7,88 м;
  • диаметр — 0,805 м;
  • базовые вес — 574 кг.

Расход топлива составил 0,89 кг/кгс в час. По необходимости двигатель имел взаимозаменяемость с Р-95Ш.

Кабина пилота

Кабина пилота герметизированная, размещалась в броневой капсуле. Избыточное давление — 0,25 кг на квадратный сантиметр, что позволило поднять порог высоты до 10 тыс. м. Давление поддерживается автоматически посредством блока управления и выпускного клапана. Фонарь кабины состоит из неподвижного козырька с прозрачным бронеблоком и откидной части с броневым надголовником.

Стабилизатор самолета

Стабилизатор штурмовика рассчитан на три позиции — полетная, маневренная и взлетно-посадочная. Переключение производится гидроцилиндром.

Шасси и стойки

Шасси Су-39 трехопорное, стойки унифицированы с Су-25 и Су-25УБ. Имеются тормозные колеса КТ-163Д. В полете шасси убираются, ниши закрываются створками с кинематическими приводами. Выпуск и уборка опор производится посредством двух гидросистем.

Радиоэлектронное оборудование

Самолет Су-25УБ
Су-25УБ — именно его конструкция легла в основу Су-39

Радиоэлектронное оборудование штурмового самолета Су-39 представлено радиолокационной системой «Копье-25», имеющей следующие характеристики:

  • антенна щелевая, диаметр — 0,5 м;
  • угол сканирования по высоте — +25°/-55°, по азимуту — ±40°;
  • зоны обзора — ±10°/±20°/±40°;
  • количество одновременно сопровождаемых целей — 8;
  • количество одновременно атакуемых целей — 2.

Дальность обнаружения воздушных целей с эффективной площадью рассеяния (ЭПР) в пять квадратных метров в свободном пространстве составляет 57 км при встречном движении и 30 км вдогон. Второй показатель на фоне земли снижен до 20 км.

Обнаружение наземных целей зависит от их типа. Су-39 способен опознать эсминец в пределах 200 км, стационарные объекты вроде железнодорожного моста — 100 км. Группа танков фиксируется в пределах 20 км.

Наведение противотанковых управляемых ракет корректировалось радиолокационной системой «Кинжал». Также на самолете имелся комплекс для противодействия ПВО «Иртыш», включавший в себя:

  • систему обнаружения и идентификации облучения;
  • станцию создания активных радиопомех «Гардения»;
  • контейнер с инфракрасными ловушками и дипольными отражателями;
  • генератор активных инфракрасных помех «Сухогруз»;
  • систему выбора маршрута для сохранения радиолокационной скрытности «Омуль».

Все используемые системы объединены в общий прицельно-навигационный комплекс «Орбита-20». Он позволяет распознавать и вести малоразмерные наземные цели с автоматическим целеуказанием для всех вооружений самолета. В данную систему включен и прицельный комплекс «Шквал».

Прицельный комплекс «Шквал»

Оптико-электронная система «Шквал» имеет следующие характеристики:

  • широкий и узкий угол обзора дневного прибора — 2,7×3,6° и 0,73×0,97° соответственно;
  • широкий и узкий угол ночного обзора — 18,2×13,7° и 7,3×5,5°;
  • угол наведения по высоте и азимуту — +15°/-80° и ±35°.

В зависимости от высоты система позволяет просматривать полосу местности от 500 до 2000 метров. Отдельно стоящий дом обнаруживается на расстоянии в 15 км, танк — 8-10 км. Цель берется на сопровождение, которое сохраняется вне зависимости от совершаемых маневров. Автоматическое определение дальности не только обеспечивает целеуказание управляемых ракет, но и в разы повышает точность неуправляемых боеприпасов, включая свободно падающие бомбы.

Вместе с системой «Шквал» применяется лазерный дальномерный целеуказатель «Причал». В ночное время используется система «Меркурий», в дополнение к ней может задействоваться тепловизионная система малой ночной навигации «Ход». Последняя объединяется с комплексом «Кинжал».

Боевое вооружение

Вид на Су-39
Вид на штурмовик Су-39

Боевое вооружение Су-39 представлено следующими комплексами:

  • пушка ГШ-30-02 калибром 30 мм и боезапасом в 200 снарядов;
  • управляемые ракеты «воздух-воздух» — по две Р-60 и Р-73 (или Р-27Р/Т, или Р-77);
  • управляемые ракеты «воздух-земля» — 16 сверхзвуковых противотанковых снарядов «Вихрь» или 4 Х-25 и 2 Х-29Л/Т (или Х-58, или Х-31, или Х-35), или 8 С-25Л;
  • неуправляемые ракеты — 160 С-8 калибром 80 мм или 40 С-13 калибром 122 мм или 8 С-24 калибром 240 мм (или С-25 на 266 мм).

Помимо ракет штурмовик имеет на вооружении свободнопадающие и корректируемые бомбы. Данное вооружение представлено восемью полутонными ФАБ-500, РБК-500 или их 250-килограммовыми аналогами. В качестве альтернативы могут применяться и иные боеприпасы.

Также на вооружении штурмовика имеются и пушечные контейнеры. Данное вооружение представлено четырьмя СППУ-22-1 с двуствольной пушкой ГШ-23 (калибр — 23 мм) на 260 снарядов. Альтернативой могут выступать четыре установки СППУ-687 с пушкой ГШ-301 калибром 30 мм и боезапасом в 150 снарядов.

Разность вооружений обусловлена экспериментальным характером разработки, а также многозадачностью штурмовика. В зависимости от поставленных целей меняется и оборудование самолета. А отсутствие серийного производства и определенной стандартизации так и оставило вопрос вооружения Су-39 открытым. По сути представлены те системы, которые самолет мог использовать.

Технические характеристики

Бронирование Су-25
Бронирование Су-25, которое на Су-39 было усилено

Технические характеристики Су-39 основываются на четырех предсерийных самолетах и проекте модернизации Су-25Т. Соответственно летные и технические показатели штурмовика представлены по проведенным испытаниям и полученным результатам.

Габариты, вес, длина

По размерам Су-39 имеет следующие показатели:

  • общая длина — 15,33 м;
  • размах крыла — 14,36 м;
  • высота — 5,2 м;
  • площадь крыла — 30,1 кв. м;
  • угол стреловидности — 20°;
  • база шасси — 3,58 м;
  • колея шасси — 2,5 м.

Масса пустого самолета составляет 10,74 т, снаряженного — 13,15 т. Вес топлива — 3,84 т, нормальная взлетная масса составляет 16,99 т. Максимально допустимые вес самолета для взлета — 20,5 т.

Лётные данные

Летные характеристики штурмовика представлены следующими значениями:

  • при полной боевой загрузке самолет летает со скоростью 950 км/ч;
  • посадочная скорость — 240 км/ч;
  • длина разбега на бетонной и грунтовой полосе составляет 550 и 600 м соответственно.

Допустимая практическая высота полета — 10 тыс. м. В боевом применении штурмовик может набирать высоту от 30 м до 7 км. Дальность боевого полета на допустимой высоте составляет 900 км, у земли — 400 км. С подвесным топливным баком (ПТБ-800) данные значения увеличиваются до 1250 и 750 км соответственно. Перегоночная дальность перелета с четырьмя дополнительными баками (2х1150 и 2х800 л) составляет 2500 км.

Расход топлива

По сравнению с Су-25 установка новых двигателей позволила снизить расход топлива до 0,89 кг/кгс в час. Для сравнения, у базовой модели данный показатель составлял 1,28 кг/кгс. Расход воздуха у Су-39 составляет 66 кг/с.

Боевое применение

Су-39 на выставке
Экземпляр Су-39 на выставке

Су-39 не был принят на вооружение и не был запущен в серийное производство, из-за чего не применялся в боевых условиях. Актуальность разработки и представленные ТТХ самолета основывались на опыте применения Су-25. Данные штурмовики участвовали во многих конфликтах Европы и Азии начиная с Афганской войны. Есть сведения об их применении на востоке Украины и в Сирии.

Разработка Су-39 ориентировалась на улучшение противотанковых свойств модификации Су-25Т. Новый штурмовик должен был справляться с боевой техникой противника, включая уничтожение кораблей. Подобные возможности делали самолет средством поддержки для наземных и надводных операций.

Подвесной контейнер с радиолокационной системой «Копье-25» расширял возможности штурмовика и позволял вести полноценный воздушный бой с истребителями противника. Именно для этого новые самолеты оснащались ракетами класса «воздух-воздух».

Достоинства и недостатки

С учетом известных технических характеристик среди преимуществ Су-39 выделяют:

  • улучшенные летные показатели и сниженный расход топлива;
  • повышенную защиту пилота в бронированной кабине;
  • выживаемость самого самолета — предприняты меры по предотвращению пожара при попадании в топливные баки;
  • улучшенная авионика, ориентированная на современные системы и противодействие радиоэлектронным средствам противника;
  • широкий комплекс вооружений как для воздушного боя, так и для поражения целей на поверхности;
  • унификация многих частей и конструкций с находившимся в производстве Су-25УБ.

Оснащение штурмовиков обеспечивало им одно из ключевых преимуществ — широкий спектр возможностей для ведения боя и поддержки. Однако данный аспект создавал и недостаток таких самолетов — требовательность к содержанию и сложность технического обслуживания.

Стоимость сборки и содержания стала основной проблемой новых штурмовиков. Недостаток финансирования после распада СССР не позволил запустить самолеты в серийное производство или модифицировать уже имевшиеся Су-25Т.

С технической позиции о недостатках Су-39 говорить сложно. Предсерийные образцы проходили испытания, были выявлены определенные недочеты. Однако подобные аспекты выявляются в любых разработках и устраняются уже в процессе серийного производства. Из-за отсутствия массового применения Су-39 его достоинства и недостатки так и остаются теоретическими показателями.


Парпурин Вадим


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх