Превосходство в небе — один из ключевых аспектов современных военных операций. Контроль над воздушным пространством позволяет наносить удары по расположению противника, выводя из строя не только ключевые объекты, но и бронетехнику. Именно для этих целей и разрабатываются штурмовики.
Данный тип боевых самолетов рассчитан на решение множества задач — от ведения воздушного боя до поражения наземных целей. Основной акцент делается на поддержке наземных и морских сил в бою как в масштабных, так и в локальных конфликтах.
Су-39 (Su-39) — перспективная российская разработка ОКБ Сухого, выполненная на основе Су-25Т. Рассчитана на поражение бронетехники и ведение боя в любых погодных условиях. Несмотря на успешное создание опытных моделей данные самолеты так и не поступили на вооружение России.
История создания
Су-39 в небе
Разработка «громовержца» Су 39 тесно связана с работами по модернизации Су-25. Данный штурмовик проектировался с середины 1970-х, активно начал применяться с 1981. Самолеты прошли боевые испытания в Афганистане и показали востребованность штурмовиков в локальных конфликтах.
Постепенно самолет штурмовик модернизировался и к новым разработкам были предъявлены дополнительные требования. Среди них — возможность проведения операций в любое время суток, установка современной авионики и вооружения, способного поражать бронированную технику противника.
В контексте данных требований появилась модификация Су-25Т, ориентированная на противодействие ударным танкам. Позже на ее базе разработан модернизированный вариант Су-25ТМ, который и получил индекс Су-39. Работы по данной модернизации начались в 1986, первые полеты опытных образцов состоялись в 1991.
Первоначально производство новых штурмовиков планировалось наладить на авиазаводе в Тбилиси. Однако распад СССР не позволил реализовать данный проект. Производство перенесли в Улан-Удэ. Первый Су-25ТМ предсерийного производства совершил полет в 1995. Тогда же ему был присвоен индекс Су-39.
Недостаток финансирования не позволил наладить производство новых штурмовиков. Разрабатывался проект модернизации Су-25Т в новые самолеты, однако он также требовал значительных средств. Вскоре все самолеты данного типа были списаны. В итоге «летающий танк» Су-39 так и остался нереализованным проектом, по которому собрано лишь 4 экспериментальных самолета.
Описание конструкции
Чертеж Су-39 с вооружением и дополнительными топливными баками
Общая конструкция Су-39 повторяет учебно-боевой самолет Су-25УБ. Ключевое отличие — место второго пилота занимает дополнительный топливный бак и электронное оборудование. С учетом расположения дополнительной авионики на 273 мм вправо смещена двуствольная пушечная установка. Передняя опора шасси смещена влево на 222 мм.
Фюзеляж
Носовая часть фюзеляжа получила удлиненную и расширенную форму для размещения системы «Шквал». Отличается и форма носового обтекателя лазерной системы целеуказания. Средняя часть фюзеляжа повторяет конструкцию Су-25УБ, в хвостовой расположен дополнительный топливный бак.
Бронирование
Бронирование штурмовика заимствовано у оригинального Су-25. Пилот размещается в цельносварной кабине из авиационной титановой брони. Ее толщина имеет следующие показатели:
борта — 24 мм;
задняя стенка и днище — 10 мм;
лобовая стенка — 24 мм;
лобовой броневой блок — 57 мм.
В ряде случае бронированная кабина пилота выдерживает попадания снарядов в 30 мм. Это обеспечивает высокую выживаемость экипажа.
Оперение
Одно из существенных отличий нового штурмовика от базовой модели — появление бустеров горизонтального оперения в продольном канале. Крыло нового штурмовика унифицировано с Су-25УБ, однако контейнеры тормозных щитков получили антенны системы «Иртыш».
Силовая установка
На Су-39 установлены два турбореактивных двигателя Р-195. По сравнению с силовой установкой оригинального Су-25 увеличен ресурс выработки и тяга на чрезвычайном режиме, снижен расход топлива и инфракрасное излучение. ТТХ двигателя имеет следующие показатели:
топливо — керосин, бензин, дизельное;
длина двигателя — 7,88 м;
диаметр — 0,805 м;
базовые вес — 574 кг.
Расход топлива составил 0,89 кг/кгс в час. По необходимости двигатель имел взаимозаменяемость с Р-95Ш.
Кабина пилота
Кабина пилота герметизированная, размещалась в броневой капсуле. Избыточное давление — 0,25 кг на квадратный сантиметр, что позволило поднять порог высоты до 10 тыс. м. Давление поддерживается автоматически посредством блока управления и выпускного клапана. Фонарь кабины состоит из неподвижного козырька с прозрачным бронеблоком и откидной части с броневым надголовником.
Стабилизатор самолета
Стабилизатор штурмовика рассчитан на три позиции — полетная, маневренная и взлетно-посадочная. Переключение производится гидроцилиндром.
Шасси и стойки
Шасси Су-39 трехопорное, стойки унифицированы с Су-25 и Су-25УБ. Имеются тормозные колеса КТ-163Д. В полете шасси убираются, ниши закрываются створками с кинематическими приводами. Выпуск и уборка опор производится посредством двух гидросистем.
Радиоэлектронное оборудование
Су-25УБ — именно его конструкция легла в основу Су-39
Радиоэлектронное оборудование штурмового самолета Су-39 представлено радиолокационной системой «Копье-25», имеющей следующие характеристики:
антенна щелевая, диаметр — 0,5 м;
угол сканирования по высоте — +25°/-55°, по азимуту — ±40°;
зоны обзора — ±10°/±20°/±40°;
количество одновременно сопровождаемых целей — 8;
количество одновременно атакуемых целей — 2.
Дальность обнаружения воздушных целей с эффективной площадью рассеяния (ЭПР) в пять квадратных метров в свободном пространстве составляет 57 км при встречном движении и 30 км вдогон. Второй показатель на фоне земли снижен до 20 км.
Обнаружение наземных целей зависит от их типа. Су-39 способен опознать эсминец в пределах 200 км, стационарные объекты вроде железнодорожного моста — 100 км. Группа танков фиксируется в пределах 20 км.
Наведение противотанковых управляемых ракет корректировалось радиолокационной системой «Кинжал». Также на самолете имелся комплекс для противодействия ПВО «Иртыш», включавший в себя:
систему обнаружения и идентификации облучения;
станцию создания активных радиопомех «Гардения»;
контейнер с инфракрасными ловушками и дипольными отражателями;
генератор активных инфракрасных помех «Сухогруз»;
систему выбора маршрута для сохранения радиолокационной скрытности «Омуль».
Все используемые системы объединены в общий прицельно-навигационный комплекс «Орбита-20». Он позволяет распознавать и вести малоразмерные наземные цели с автоматическим целеуказанием для всех вооружений самолета. В данную систему включен и прицельный комплекс «Шквал».
Прицельный комплекс «Шквал»
Оптико-электронная система «Шквал» имеет следующие характеристики:
широкий и узкий угол обзора дневного прибора — 2,7×3,6° и 0,73×0,97° соответственно;
широкий и узкий угол ночного обзора — 18,2×13,7° и 7,3×5,5°;
угол наведения по высоте и азимуту — +15°/-80° и ±35°.
В зависимости от высоты система позволяет просматривать полосу местности от 500 до 2000 метров. Отдельно стоящий дом обнаруживается на расстоянии в 15 км, танк — 8-10 км. Цель берется на сопровождение, которое сохраняется вне зависимости от совершаемых маневров. Автоматическое определение дальности не только обеспечивает целеуказание управляемых ракет, но и в разы повышает точность неуправляемых боеприпасов, включая свободно падающие бомбы.
Вместе с системой «Шквал» применяется лазерный дальномерный целеуказатель «Причал». В ночное время используется система «Меркурий», в дополнение к ней может задействоваться тепловизионная система малой ночной навигации «Ход». Последняя объединяется с комплексом «Кинжал».
Боевое вооружение
Вид на штурмовик Су-39
Боевое вооружение Су-39 представлено следующими комплексами:
пушка ГШ-30-02 калибром 30 мм и боезапасом в 200 снарядов;
управляемые ракеты «воздух-воздух» — по две Р-60 и Р-73 (или Р-27Р/Т, или Р-77);
управляемые ракеты «воздух-земля» — 16 сверхзвуковых противотанковых снарядов «Вихрь» или 4 Х-25 и 2 Х-29Л/Т (или Х-58, или Х-31, или Х-35), или 8 С-25Л;
неуправляемые ракеты — 160 С-8 калибром 80 мм или 40 С-13 калибром 122 мм или 8 С-24 калибром 240 мм (или С-25 на 266 мм).
Помимо ракет штурмовик имеет на вооружении свободнопадающие и корректируемые бомбы. Данное вооружение представлено восемью полутонными ФАБ-500, РБК-500 или их 250-килограммовыми аналогами. В качестве альтернативы могут применяться и иные боеприпасы.
Также на вооружении штурмовика имеются и пушечные контейнеры. Данное вооружение представлено четырьмя СППУ-22-1 с двуствольной пушкой ГШ-23 (калибр — 23 мм) на 260 снарядов. Альтернативой могут выступать четыре установки СППУ-687 с пушкой ГШ-301 калибром 30 мм и боезапасом в 150 снарядов.
Разность вооружений обусловлена экспериментальным характером разработки, а также многозадачностью штурмовика. В зависимости от поставленных целей меняется и оборудование самолета. А отсутствие серийного производства и определенной стандартизации так и оставило вопрос вооружения Су-39 открытым. По сути представлены те системы, которые самолет мог использовать.
Технические характеристики
Бронирование Су-25, которое на Су-39 было усилено
Технические характеристики Су-39 основываются на четырех предсерийных самолетах и проекте модернизации Су-25Т. Соответственно летные и технические показатели штурмовика представлены по проведенным испытаниям и полученным результатам.
Габариты, вес, длина
По размерам Су-39 имеет следующие показатели:
общая длина — 15,33 м;
размах крыла — 14,36 м;
высота — 5,2 м;
площадь крыла — 30,1 кв. м;
угол стреловидности — 20°;
база шасси — 3,58 м;
колея шасси — 2,5 м.
Масса пустого самолета составляет 10,74 т, снаряженного — 13,15 т. Вес топлива — 3,84 т, нормальная взлетная масса составляет 16,99 т. Максимально допустимые вес самолета для взлета — 20,5 т.
Лётные данные
Летные характеристики штурмовика представлены следующими значениями:
при полной боевой загрузке самолет летает со скоростью 950 км/ч;
посадочная скорость — 240 км/ч;
длина разбега на бетонной и грунтовой полосе составляет 550 и 600 м соответственно.
Допустимая практическая высота полета — 10 тыс. м. В боевом применении штурмовик может набирать высоту от 30 м до 7 км. Дальность боевого полета на допустимой высоте составляет 900 км, у земли — 400 км. С подвесным топливным баком (ПТБ-800) данные значения увеличиваются до 1250 и 750 км соответственно. Перегоночная дальность перелета с четырьмя дополнительными баками (2х1150 и 2х800 л) составляет 2500 км.
Расход топлива
По сравнению с Су-25 установка новых двигателей позволила снизить расход топлива до 0,89 кг/кгс в час. Для сравнения, у базовой модели данный показатель составлял 1,28 кг/кгс. Расход воздуха у Су-39 составляет 66 кг/с.
Боевое применение
Экземпляр Су-39 на выставке
Су-39 не был принят на вооружение и не был запущен в серийное производство, из-за чего не применялся в боевых условиях. Актуальность разработки и представленные ТТХ самолета основывались на опыте применения Су-25. Данные штурмовики участвовали во многих конфликтах Европы и Азии начиная с Афганской войны. Есть сведения об их применении на востоке Украины и в Сирии.
Разработка Су-39 ориентировалась на улучшение противотанковых свойств модификации Су-25Т. Новый штурмовик должен был справляться с боевой техникой противника, включая уничтожение кораблей. Подобные возможности делали самолет средством поддержки для наземных и надводных операций.
Подвесной контейнер с радиолокационной системой «Копье-25» расширял возможности штурмовика и позволял вести полноценный воздушный бой с истребителями противника. Именно для этого новые самолеты оснащались ракетами класса «воздух-воздух».
Достоинства и недостатки
С учетом известных технических характеристик среди преимуществ Су-39 выделяют:
улучшенные летные показатели и сниженный расход топлива;
повышенную защиту пилота в бронированной кабине;
выживаемость самого самолета — предприняты меры по предотвращению пожара при попадании в топливные баки;
улучшенная авионика, ориентированная на современные системы и противодействие радиоэлектронным средствам противника;
широкий комплекс вооружений как для воздушного боя, так и для поражения целей на поверхности;
унификация многих частей и конструкций с находившимся в производстве Су-25УБ.
Оснащение штурмовиков обеспечивало им одно из ключевых преимуществ — широкий спектр возможностей для ведения боя и поддержки. Однако данный аспект создавал и недостаток таких самолетов — требовательность к содержанию и сложность технического обслуживания.
Стоимость сборки и содержания стала основной проблемой новых штурмовиков. Недостаток финансирования после распада СССР не позволил запустить самолеты в серийное производство или модифицировать уже имевшиеся Су-25Т.
С технической позиции о недостатках Су-39 говорить сложно. Предсерийные образцы проходили испытания, были выявлены определенные недочеты. Однако подобные аспекты выявляются в любых разработках и устраняются уже в процессе серийного производства. Из-за отсутствия массового применения Су-39 его достоинства и недостатки так и остаются теоретическими показателями.