Ход строительства
Все работы по проекту 23550 ведутся предприятиями из состава Объединенной судостроительной корпорации. Проект многоцелевого патрульного корабля был разработан в ЦМКБ «Алмаз», а строительство доверили «Адмиралтейским верфям». На правах поставщиков оборудования в программе строительства участвует ряд других предприятий.
Контракт на строительство двух «Арктик» для министерства обороны был подписан в апреле 2016 г. В соответствии с документом, головной корабль «Иван Папанин» следовало сдать заказчику до конца 2019 г. Следующий «Николай Зубов» планировали заложить в 2018-м и сдать в 2020-м. Тем не менее, уже во время строительства был изменен план финансирования, в результате чего сроки выполнения работ сдвинулись вправо.
Работы над конструкцией «Ивана Папанина» начались осенью 2016 г., а 19 апреля 2017-го состоялась официальная закладка. 25 октября 2019 г. корабль спустили на воду для последующей достройки у стенки. В начале двадцатых годов головной корабль выйдет на испытания. Его сдача намечена на 2023 г.
Планы по «Николаю Зубову» тоже скорректированы. Его не закладывали в 2018 г. – это произойдет только в 2020-м. Соответствующим образом сместились сроки сдачи. Корабль начнет службу в 2024 г.
На данный момент законтрактованы только два корабля пр. 23550 для военно-морского флота. В недавнем прошлом сообщалось, что такие корабли также может приобрести пограничная служба ФСБ, однако она пока не размещала заказ. Более того, информация об интересе со стороны пограничников так и не получила официального подтверждения.
Предназначение кораблей
«Иван Папанин» и «Николай Зубов» относятся к уникальному для нашего флота классу универсальных патрульных кораблей арктической зоны. Они предназначаются для работы в суровых условиях северных морей и потому имеют особую конструкцию и особые задачи. Пр. 23550 предусматривает строительство сторожевого корабля с функциями ледокола и буксира.
От ледоколов новые патрульные корабли получают усиленный корпус и другие особенности конструкции, обеспечивающие работу в Арктике. Ледовый класс корабля – Arc7. «Иван Папанин» способен преодолевать льды толщиной до 1,7 м. Лед толщиной 1 м пробивается на непрерывном ходу. Конструкция корабля в целом и отдельных его систем приспособлена к суровым северным условиям.
С точки зрения оснащения и вооружения пр. 23550 объединяет боевой корабль и судно обеспечения. Имеются достаточно развитые системы обнаружения и поражения. Также присутствует специальное оснащение, свойственное спасательным судам и буксирам.
Универсальный патрульный корабль должен работать в северных широтах и решать ряд задач. В первую очередь, он является сторожевиком, из-за чего должен искать и поражать надводные или воздушные цели. Ледокольные возможности могут использоваться в собственных интересах или для проводки других судов. Для этого же кораблю пр. 23550 нужно буксирное оборудование.
Особенности конструкции
Корабль пр. 23550 имеет полное водоизмещение ок. 9 тыс.т при длине 114 м и ширине 20 м. Предусмотрены характерные скругленные обводы носовой части. Многоярусная надстройка смещена назад. В ее кормовой части имеется ангар для вертолета. Для использования последнего корма корабля образует взлетную площадку.
Главная энергоустановка корабля построена на основе четырех дизель-генераторов 28-9ДГ коломенского производства мощностью по 3,5 МВт. Концерн «Русэлпром» поставляет гребные электромоторы мощностью по 6,3 МВт. Движение корабля обеспечивается двумя такими моторами, вращающими два винта. Также имеется носовое подруливающее устройство.
ГЭУ обеспечивает скорость хода до 18 узлов и максимальную дальность плавания ок. 10 тыс. миль.
Экипаж корабля – 60 человек. Имеется возможность взять на борт еще 50 чел. Автономность по запасам – 70 суток.
Проект «Арктика» предлагает использование набора различных радиоэлектронных систем для наблюдения за обстановкой, поиска целей и наведения вооружения. Сообщается о применении РЛС обнаружения и наведения «Позитив», навигационного локатора, корабельной системы РЭБ и т.д.
Основным
Кормовые ангар и площадка обеспечивают базирование вертолета типа Ка-27 или БПЛА разных типов. В корпусе корабля имеются объемы для перевозки двух скоростных катеров пр. 03160 «Раптор» и одного катера на воздушной подушке пр. 23321 «Манул».
Корабль пр. 23550 имеет кормовое буксирное оборудование. С его помощью предлагается оказывать помощь терпящим бедствие или буксировать задержанные суда. Предусматривается установка двух электрогидравлических кранов грузоподъемностью по 28 т для работы с различными грузами.
Универсальная боевая единица
Таким образом, через несколько лет ВМФ России в лице Северного флота получит первый из перспективных универсальных кораблей, способных решать широкий круг боевых и вспомогательных задач. Вскоре после этого в строй войдет второй однотипный корабль.
Реализация контракта на два универсальных патрульных корабля пр. 23550 будет иметь очевидные положительные последствия. В первую очередь, необходимо отметить, что в состав надводных сил ВМФ в Арктике войдут специализированные корабли, приспособленные к работе в этом регионе. При этом они смогут решать собственные боевые задачи или выполнять функции ледоколов, обеспечивая работу других кораблей.
Доступные данные о проекте указывают на возможность установки различного дополнительного оснащения, такого как контейнеры комплекса «Калибр» или иное оборудование. За счет этого сторожевики смогут выполнять разные задачи, в т.ч. транспортного и гуманитарного характера. Как отметили на церемонии спуска «Ивана Папанина» на воду, это военный корабль, созданный для мирной работы.
Впрочем, имеются и поводы для критики. Так, представленный корабль, при всех своих плюсах, имеет ограниченный набор вооружений. В случае столкновения с серьезным противником он может быть недостаточным. Сторожевик может нести ракеты «Калибр», но они не входят в штатный комплекс оружия.
Для охраны арктической части государственной границы и северных морей заказано всего два корабля пр. 23550. Северный флот располагает мощными надводными силами, но в его распоряжении будет лишь пара универсальных патрульных кораблей. Возможно, в будущем появится новый заказ на сторожевики нового типа, что позволит усилить флотскую группировку.
Тревогу вызывают темпы строительства. Согласно договору 2016 г., головной корабль «Иван Папанин» должен был начать службу уже в этом году, но он пока только спущен на воду. Строительство второго сторожевика планировали начать год назад, но теперь перенесли на 2020-й. Причины таких сдвигов известны и понятны, но ситуация в целом заставляет беспокоиться.
Тем не менее, спуск головного корабля – пусть даже и выбившийся из исходного графика – сам по себе является поводом для оптимизма. Это событие дает старт новому этапу работ, и через несколько лет в составе нашего ВМФ появится принципиально новый многоцелевой корабль, причем не последний в своем роде. Поступив на службу, «Иван Папанин» и «Николай Зубов» смогут продемонстрировать весь потенциал оригинальной концепции, которая, возможно, получит развитие в новых проектах.
Рябов Кирилл
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: