Лента новостей

21:00
NTD: «космический друг» с человеческим лицом — для полётов на орбиту Индия создала женщину-робота
20:48
Центризбирком объявил готовность к всероссийскому опросу
20:39
Итоги исполнения федерального бюджета получились сказочными: семь разоблачений
20:36
Уровень коррупции приблизил Россию к папуасам
20:33
Подсчитаны возможные убытки России от коронавируса
20:27
Путина предложили записать в Конституции как Верховного правителя
20:24
Зеленский в Польше заявил о спасении узников Аушвиц-Биркенау украинцами
20:21
Талибы завладели секретными кодами военной связи США в Афганистане
20:09
Промежуточный патрон 5,56х45 мм против винтовочного 7,62х51 мм
19:54
Власти Мали намерены установить прямой контакт с террористами
19:51
Рабочая группа по изменению Конституции обсудила идею децентрализации министерств
19:48
Финансист террористов Гаджиев получил поддержку антироссийской «Новой газеты»
19:43
Яшин перешел все грани и живет на бюджетные средства Красносельского муниципалитета
19:27
Американские войска полностью блокируют российскую авиабазу в Камышли
19:23
На Украине считают, что РФ ей должна «как никому другому»
19:18
Китай остановил отправку туристических групп за границу
18:45
Украина с Грузией и Латвией собираются отстранить Россию от участия в ПАСЕ
18:42
В Ивано-Франковске торжественно похоронили последнего ветерана дивизии СС «Галичина»
18:39
Тысячи километров дорог. Гончарук сообщил амбициозные планы Укравтодора
18:36
«Не просто соседи, а братья и сестры». Зеленский рассказал, что Украина и Польша смогли понизить градус напряженности и ищут совместные победы
18:33
Россия пригрозила покинуть ПАСЕ, если ограничат ее полномочия
18:30
Черновол: Зеленский ездил в Оман продавать украинскую землю
18:27
«Чемодан, вокзал, Россия!». В Харькове националисты забросали яйцами пикет «Оппоплатформы» в защиту русского языка
18:24
Время находок: в жилых секторах украинских городов правоохранители находят оружие и боеприпасы
18:21
Лукаш предупредила иностранных инвесторов: Из Средневековья Порошенко страна шагнула в сумасшедший дом
18:18
Дело Стерненко: Лукаш обратила внимание инвесторов на «верховенство права и равенство перед законом» в Украине Зеленского
18:17
Старейшина ливийского племени Аль-Обайдат раскритиковал действия представителей ООН
18:12
Козюлин подсчитал, сколько лет потребуется США на создание средств борьбы с гиперзвуком РФ
18:09
Депутат ГД Боярский призвал СМИ равняться на призеров конкурса «Хорошие новости России»
18:03
Вишневский и Резник лоббируют строительные интересы Макарова
18:00
Актер Селин призвал писать хорошие новости и не брать примера с Запада
17:57
Политологи оценили решение ЦИК о проведении общероссийского голосования по Конституции
17:51
Вирусная паника в Китае дала простор американским финансовым спекулянтам
17:48
Провал США на иранском направлении приведет к уходу американцев с Ближнего Востока
17:45
Поправки в Конституцию создадут «отложенный эффект» индексации пенсий
17:42
Российские успехи в сельском хозяйстве изменили санкционные настроения в Европе
17:39
Победители конкурса «Хорошие новости России» получили по 100 тысяч рублей
17:29
ПНС и наемники из Турции планировали провокации в районе аль-Вишка
17:15
Reflex (Чехия): польское восстание против русской оккупации утонуло в море польской крови. За повстанцев не вступился даже папа
17:14
«Радио Свобода» обвиняет советское руководство в голодных смертях ленинградцев во время блокады
17:12
The Economist (Великобритания): конкуренция, санкции и новая геополитика российского природного газа
17:09
Главред (Украина): «Думаете, кому-то есть дело до Украины?», или Почему США потеряли к нам интерес
17:06
Die Welt (Германия): другая правда о порнографии
17:03
The National Interest (США): знакомьтесь: С-70, новый смертоносный малозаметный беспилотник России
16:57
Путин поручил обеспечить финансирование расхода на реализацию послания
Все новости

Архив публикаций

«    Январь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Мировое обозрение » Военная техника » МАЗ-543, который мог выезжать из-под земли

МАЗ-543, который мог выезжать из-под земли


Много лет собирал информацию по различной советской технике, но вот этот образец вижу впервые.

Имя этому «монстру» КШМ МАЗ-543, что расшифровывается как ...

...«Командно-штабная машина» на шасси МАЗ-543. А если точнее, то перед нами образец подвижной фортификации: самый настоящий бункер на колесах, уникальная в своем роде техника – защищенная машина для пунктов управления «Редут».

Сам термин «подвижная фортификация» появился еще в XIX веке во Франции, а затем уже добрался и до России. Как нетрудно догадаться из названия, речь идет о таких фортификационных средствах, которые можно перемещать или перевозить с места на место в зависимости от возникающих потребностей. В XX веке вместе с широкой механизацией и автомобилизацией войск подвижная фортификация заиграла новыми красками. Действительно, маневренная война диктовала свои условия: военным требовались фортификационные объекты, которые можно было быстро перебазировать с места на место при оперативном передвижении или передислокации войск. В Советском Союзе работы в этом направлении начались уже в конце 1950-х годов.

Свою роль играл и технический прогресс. Во второй половине 1970-х годов армии многих стран приняли на вооружение новые огневые и разведывательно-ударные комплексы, позволяющие эффективно и точно поражать точечные объекты, расположенные на местности. Все большее значение приобретало высокоточное оружие, которое представляло опасность для командных пунктов и пунктов управления войсками. На этом фоне актуальность защиты пунктов управления только возрастала. Результатом работ в этой области стало создание защищенной машины для пунктов управления войсками «Редут», базой для которой послужило восьмиколесное шасси МАЗ-543 производства Минского автомобильного завода. (До 1991 года в состав МАЗ входило предприятие, специализирующееся на выпуске тяжелой внедорожной техники большой грузоподъемности. Сегодня это МЗКТ – Минский завод колесных тягачей.)



Такая машина, по задумке разработчиков, получала встроенную систему и механизмы заглубления, чтобы самостоятельно выбираться из грунтовой обсыпки, и базировалась на автомобильном шасси высокой грузоподъемности и проходимости. Подобные шасси в арсенале советских военных к тому времени уже имелись. Речь идет о четырехосном шасси МАЗ-543, поступившем в серийное производство еще в 1962 году, к началу 1970-х годов шасси уже модернизировали до версии МАЗ-543М.

Если быть совсем точным, то для «бункера на колесах» использовали редкое опытное шасси МАЗ-543В. От предшествовавших моделей новое шасси отличалось принципиально другой компоновкой, полезная нагрузка составляла 19,6 тонны. В будущем именно шасси МАЗ-543В стало основой для массового МАЗ-543М, пик выпуска которого пришелся на 1987 год. 

Определившись с выбором шасси, разработчики ЦНИИИ ИВ Минобороны СССР (Центральный научно-исследовательский испытательный институт инженерных войск) приступили к созданию надежного мобильного хорошо защищенного пункта управления войсками, работы по данной теме получили шифр «Редут» и начались в 1975 году. Концепция проекта заключалась в создании защищенной машины, построенной на базе шасси повышенной грузоподъемности и проходимости. Новая разработка советских конструкторов отвечала задачам защиты пунктов управления оперативного звена от современных средств поражения вероятного противника и обеспечения работы основных элементов ПУ. Конструкторами предусматривалась возможность использования защищенной машины «Редут» на поверхности, в укрытии и в котловане с грунтовой обсыбкой для обеспечения дополнительной защиты с возможностью самостоятельного выхода из него.



 

Доработка нового автомобиля специального назначения продолжалась до 1979 года, когда экспериментальный образец стал участником учений и показов военной техники. Считается, что защищенная машина «Редут» в том виде, в котором автомобиль сегодня можно наблюдать на фотографиях, собиралась рабочими и инженерами 542-го завода инженерного вооружения в Нахабино. Собранный экспериментальный образец необычного автомобиля представлял собой объемный защитный кузов с тамбуром и расположенным на крыше грунтосбрасывателем, размещенный на базе 8-колесного шасси МАЗ-543В. Для реализации авторской концепции применения объекта мобильной фортификации к шасси автомобиля приварили четыре боковых, два задних и один передний кронштейны с гидродомкратами вертикального перемещения. Установленное на машине гидравлическое оборудование совместно с грунтосбрасывателем на крыше обеспечивало выход автомобиля из-под грунтовой обвалки и последующий выезд из котлована. Для эффективной работы пункта управления, офицеров и экипажа машина оснащалась системами отопления, вентиляции, а также выхлопа. Внутри защищенного кузова находились рабочие места офицеров и автономное оборудование жизнеобеспечения. 

По задумке разработчиков, максимальный уровень защиты обеспечивался в том случае, когда защищенная машина для пунктов управления «Редут» въезжала в заранее выкопанный для нее котлован, после чего с использованием инженерных средств дополнительно засыпалась землей. Грунтовая обсыпка – это один самых простых и распространенных способов защиты в фортификационном деле. Грунт уникален тем, что обладает природными свойствами, позволяющими перехватывать ударную силу пуль и осколков снарядов и мин, уменьшать давление ударной волны близкого взрыва, уменьшать действие проникающей радиации и т.д. По информации журнала «Техника и вооружение», время размещения «Редута» в уже подготовленном для него котловане с последующим обваливанием грунтом составляло полчаса, столько же машине требовалось, чтобы выбраться из земляного укрытия, которое и превращало автомобиль в полноценный бункер.



К слову о двигателе. Здесь стоит легендарный В-2 – танковый 12-цилиндровый дизель объемом 38.9 (!) литров мощностью 525 л.с и моментом в 1400 Н·м. Разными модификациями этого мотора комплектовались многие советские танки времен Великой отечественной войны - от Т-34 до ИС-1. То что нужно, если вы задумали машину, которой придется выезжать из-под земли. 



Полезная площадь защищенного кузова составляла 26 квадратных метров, вместимость оценивалась в 10 человек, экипаж автомобиля состоял из двух человек. В начале мая 1979 года экспериментальная машина своим ходом прибыла из Нахабино в Минск, где по решению командующего Белорусским военным округом подверглась процессу дооборудования. Для командующего внутри защитного кузова установили отдельный стол – 204х130 см с тремя авиационными креслами, телевизор «Рекорд В-312» и дисплей ЕС-7927-01. На рабочих столах офицеров разместили специальные выдвижные полки с телефонами, а в отсеке связи появились радиостанции Р-130, Р-123 и Р-111. После завершения монтажа нового оборудования и мебели автомобиль переехал в учебный центр, где с 30 мая по 2 июля 1979 года неоднократно демонстрировался представителям высшего командования ВС Советского Союза.



Внутри КШМ был оборудован по последнему слову техники того времени (мы говорим о конце 70-х). Площадь внутреннего пространства составляет 26 кв. м, что достаточно для размещения 10 человек командного состава, не считая водителя. Внутри салона находится большой командный стол, множество специализированного оборудования, а вести наблюдение за противником позволяет перископ. 



 

Многие офицеры выступили за то, чтобы «Редут» пошел в серийное производство, но этому не суждено было сбыться. Считается, что крест на проекте поставил министр обороны СССР Дмитрий Фёдорович Устинов, который присутствовал на показе новинок инженерной техники. Маршал считал, что запуск подобного автомобиля в серию будет сопряжен с большими капитальными затратами. При этом на судьбу машины мог повлиять и тот факт, что наглядной демонстрации способностей «Редута» перед первыми лицами Минобороны не проводилось, автомобиль не выбирался из-под грунтовой обвалки. Возможно, это также самым негативным образом сказалось на судьбе и развитии подвижной фортификации в Советском Союзе. Последний раз защищенная машина для пунктов управления войсками оперативного звена «Редут» участвовала в показах военной техники в 1987 году



К сожалению, в серию эта разработка так и не пошла, потому что тогдашний министр обороны СССР Д.Ф. Устинов посчитал ее слишком дорогой. В итоге был собран только один экземпляр, который несколько раз поучаствовал в Параде Победы и был брошен бесславно гнить. 

Исполинская техника сегодня ржавеет под открытым небом на территории Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева, возле села Николо-Урюпино в Подмосковье.



Опубликовано: legioner     Источник



Похожие публикации для статьи "МАЗ-543, который мог выезжать из-под земли"


Напишите ваш комментарий к статье "МАЗ-543, который мог выезжать из-под земли"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх