Лента новостей

18:07
На воре шапка...
18:06
В Таджикистане задержали ещё девять человек по делу о теракте в «Крокусе»
18:05
Влетевший в многоэтажку в Белгороде украинский дрон убил хозяина квартиры, двое ранены
17:31
На Украине разыскивается воюющий в ВСУ джихадист, причастный к убийству под Запорожьем британского наемника Берка
17:30
Россия не будет принимать участие в «мирных» переговорах по Украине в Швейцарии
17:28
Британский «предатель», воюющий за Россию, говорит что готов к смерти
16:55
Депутаты Госдумы хотят наказывать россиян принудительными работами по 44 статьям УК — в том числе иноагентов
16:54
Forbes констатировал, что британские танки не спасут киевский режим
16:53
Украинский дрон-камикадзе атаковал девятиэтажку в Белгороде. Есть жертвы
16:47
Арктика будет русской
16:18
Сырский, жалуясь на сложности для ВСУ, анонсирует новое наступление
15:37
Шмыгаль: Украина получила транш в 1,5 млрд долларов от Всемирного банка
15:10
Германия не будет вступать в конфликт с Россией, если российские войска разгромят французскую армию на Украине
15:09
США препятствуют поставкам в Россию нитроцеллюлозы из хлопка для производства боеприпасов. Российские учёные ищут решение
15:08
Туск ощущает, что живёт в предвоенную эпоху
15:01
Россия готовится к большому наступлению вдоль протяженной линии фронта
14:58
Кремль: Россия не приемлет навязанных «правил» для переговоров с Украиной
14:32
Военный эксперт Алёхин считает, ВС РФ приступили к создания санитарной зоны на границе РФ
14:31
Генпрокуратора намерена добиться национализации макаранно-хлебной империи бывшего губернатора Челябинской области
14:25
«Они боятся, что все начнётся сначала…»
13:56
Киев согласился рассмотреть предложение республиканцев о финансировании конфликта на Украине в кредит
13:48
Жители Гагаузии встретили Майю Санду протестами
13:47
В Таджикистане задержали девять человек за связь с террористами из «Крокуса»
13:43
Российские специалисты изучают англо-французские ракеты Storm Shadow
13:19
17 многоэтажек, «Белгород Арена» и гимназия пострадали в результате ночной ракетной атаки Белгорода
12:12
С 31 марта Украина будет жить по московскому времени
11:36
ВКС РФ в ходе ночной массированной атаки вывели из строя энергообъекты в центральных и западных регионах Украины
11:35
Боеприпасы и БПЛА. Германия анонсировала новый пакет военной помощи Украине
11:28
Чехия хочет отправить посла в Москву. Если Путин не согласится, Россию может ждать месть
11:17
Теракт в «Крокус Сити»: о давних связях Киева с силами международного терроризма
11:05
Arevoir, зеленые: Евросоюз душит сам себя
10:51
Страны ЕС отказались пропускать молдавский детский хор из Белоруссии
10:39
Российский корабль впервые зашел в порт Эритреи
10:21
F-16 — легкая добыча для российских Миг-31?
10:04
Рособоронэкспорт отчитался о 10 проектах с трансфером технологий
09:46
Детский хор из Молдовы внесли в «черный список» за выступление в Белоруссии. Дети ночь провели в автобусе в Литве
09:45
Лавров допустил, что признавать легитимность Зеленского 21 мая уже не придется
09:34
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 29.03.2024
09:26
В Генштабе пообещали не отправлять призывников на СВО
09:09
Телеграм — не место для несанкционированных рассылок и призывов к насилию. Дуров отреагировал на рекомендации Кремля
04:14
Стойкость различных типов брони, по данным Н. Л. Кладо и С. О. Макарова, в свете испытаний 1892–1896
04:04
Почему оклеветали Ивана Грозного
01:07
Теракт в «Крокус Сити» и турецкий след: за и против
00:01
Пашинян «прогревает» Армению, как лягушку в кастрюле…
23:28
Телеграм блокирует вербовщиков-террористов, что вовсе не нравится СБУ и ГУР
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Технологии»Новое ракетное топливо

Новое ракетное топливо


В течение последних двух недель сразу две компании (Blue Origin и SpaceX) опубликовали результаты испытаний своих новых двигателей. Компания Джеффа Безоса активно тестирует BE-4, который со временем заменит для американской космонавтики РД-180. Илон Маск же готовит Raptor к установке на свой новый сверхтяжелый носитель. Уникальность их обоих в используемой связке топлива - метан-кислород. В связи с прошедшими тестами хотелось бы рассказать об этом подробнее.

Raptor

Первые разговоры о данном двигателе, работающем на паре кислород-метан, пошли ещё в 2012-ом году. Заявленная тогда тяга, которой должен был в итоге обладать рабочий прототип, равнялась ~2950 кН. Со временем цифры выросли до ~8250 кН (они хотели сделать самый мощный жидкостный ракетный двигатель в галактике), но на данный момент реальные цифры Raptor'а составляют около ~1850 кН. К слову, F-1 для знаменитого носителя Saturn-V, отправившего американцев на Луну, имел тягу в 790 тс, что равносильно ~7750 кН. А вот НК-33 для нашей лунной ракеты, которая так и не прошла испытания, был на уровне Raptor. Возможно, вы помните, что случилось с нашей лунной ракетой Н-1 и сколько там было двигателей - спешу обрадовать, точно также будет компоноваться и первая ступень Starship, имея 31 двигатель.

Ещё одна особенность данного двигателя состоит в полной газификации топлива и окислителя в газотурбинах, что увеличивает удельный импульс и надёжность двигателя. До этого только NASA и советские конструкторы смогли собрать два прототипа подобного рода, которые так и не пошли в ход. Также, в отличие от предыдущего двигателя SpaceX - Merlin'а, Raptor является ЖРД закрытого цикла. И если в отечественных двигателях подобное - норма, то на Западе до этого только RS-25 (маршевый двигатель Space Shuttle) обладал подобными технологиями.

Отношение к компании может быть любое, но это достижение удивляет даже меня. В ближайшие 2 года испытания завершатся.

BE-4

Про BE-4 можно мало что сказать. Двигатель разрабатывается компанией Blue Origin с 2011 года и также выходит на финишную прямую. Глава Blue Origin - Джефф Безос, в какой-то степени противоположность Илона Маска. Хороший управленец, ненавидит шумиху и рекламу.

Его двигатель на связке кислород-метан в ближайшее время станет самым мощным в своём роде, с тягой в ~2450 кН. Изначально разработка велась для нового носителя New Glenn, на первой ступени которого будет стоять 7 BE-4, создавая суммарную тягу в ~17.1 МН. Первый полёт New Glenn запланирован на 2021 год, а выводимая нагрузка на низкую околоземную орбиту равна примерно 43 тоннам. Для справки, даже самая мощная "Ангара", которую планируют к 2027 году, не будет способна на такое.

Кроме всего этого Джефф Безос решил продавать разработанный двигатель сторонним компаниям, что и приведёт в ближайшие годы к потере Россией рынка сбыта РД-180.

Российские двигатели

В России с переменным успехом ещё с 90-ых годов ведутся разработки кислородно-метановых двигателей. Но большого прогресса в этом достигнуто не было, так как данная инициатива является добровольной и никак не поддерживается ни государством, ни напрямую "Роскосмосом".

Так, КБХМ имени Исаева разработало и испытало двигатель С5.86.1000-0 с тягой в ~70 кН. 

КБХА в Воронеже с 90-ых работает над двигателем РД-0162. Не так давно прошли испытания прототипа с тягой в ~400 кН. Сейчас в планах испытания в 2020-ом, когда двигатель будет доработан до ~850 кН. Но, во-первых, сроки часто переносятся, поэтому можно накинуть сверху ещё пару лет. А, во-вторых, в КБХА до этого не разрабатывались крупные двигатели и ~850 кН на фоне Blue Origin и SpaceX выглядят слабо. Непонятно, почему "Роскосмос" сейчас выбрал именно это предприятие для работы над перспективным проектом.

В ГКНПЦ имени Хруничева также работают над РД-196. Или работали. Но в планах всё то же - ~500 кН.

Также секретные разработки ведёт "Энергомаш" над каким-то крупным двигателем, но тут пока утверждать ничего нельзя. По слухам, его возможности будут в районе ~2 МН, что как раз между Raptor'ом и BE-4.

Выгода

Важность перехода на новое топливо сейчас признают уже все. Об этом говорил и Дмитрий Рогозин, но на перспективном носителе "Иртыш" (ранее "Союз-5") всё равно будут применяться двигатели на основе кислород-керосин.

Разница же в том, что метан легко получить в отличие от керосина, а его удельный импульс выше, что позволяет увеличить полезную нагрузку на 9-10%, даже учитывая меньшую плотность и необходимость строить большие баки. 

Дополнительное преимущество метана - при сгорании он не оставляет компонентов на двигателе, сажи, что облегчает повторное применение двигателя, затачивая его на многоразовость.

Конечно, пара кислород-метан не панацея и далеко на нём не улетишь. По моему мнению, будущее межпланетных перелётов за ядерными буксирами, которые смогут по сути перевозить грузы между орбитами крупных небесных тел. А вот запуски и высадки останутся на химическом топливе. При этом добыть метан на других небесных телах для пополнения баков также несравнимо легче, чем, например, керосин.



Опубликовано: legioner     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх