По сети ураганом промчался набор фотографий с некоего заседания в известном вертолётном конструкторском бюро «Камов». Там будто бы проходила защита аванпроекта новой перспективной машины, которую уже немедленно прозвали «вертолётом будущего».
Утечка? Слив?
Сантехнические какие-то образы, надо признать, придуманы в русском языке, чтобы выразить подозрительно-непонятное обнародование сведений, вроде бы обязанных быть секретными. Тем не менее в интернете на форуме Airbase появились картинки, изображающие неких солидных даже на вид людей, рассматривающих слайды, на которых представлена странная машина. Явно летающая, но летающая явно странно.
На вид это – типичный вертолёт камовского семейства. Два соосных винта над фюзеляжем, размещение экипажа, как в салоне спортивного автомобиля, плечом к плечу на поперечно расположенных сиденьях. И по облику всё типично камовское. Но вот только вертолёт этот дополняется двумя вполне самолётными стреловидными крыльями, как у реактивного истребителя или штурмовика. А у кокпита – кабины пилотов – прикручены ещё два маленьких крылышка, на западном сленге называемых «утками» — canard.
Предназначение их, в общем, понятно: уменьшение нагрузки на главное крыло и создание дополнительной подъёмной силы, увеличение манёвренности, особенно при высоких углах атаки или во время сваливания. Очень полезно при выходе из пикирования, между прочим. Потому что дают важные последствия для продольного равновесия, для статических и динамических характеристик устойчивости летательного аппарата.
Тут уместен вопрос: это что – для вертолёта? Которого вообще-то два винта наверх устойчиво и тянут?
Да. И два хвостовых стабилизатора, как на МиГах или Сушках — тоже, оказывается, важны для вертолёта. Но и это не новость – это характерно для камовских машин ещё начиная с Ка-10 от 1949 года. Просто на данной перспективной разработке это не два тех фирменных «лопуха», а практически самолётные «хвосты». Как на Ка-52, только там он один.
Но главное – представленная модель оснащена двумя турбинами очевидных турбореактивных двигателей. Вкупе со стреловидным крылом, предназначение которого – компенсировать срывные явления в воздушном потоке на высоких скоростях, впечатление от концепта складывается вполне… м-м, самолётное.
Помесь бульдога с носорогом?
Именно так остроумно показанная модель была охарактеризована на одном из обсуждений в сети. И при том, что в той же «утечке» прошла информация, будто новый вертолёт назначен летать со скоростью 700 км/ч, получается, что перед нами – именно помесь, гибрид самолёта и вертолёта. Точнее, наоборот, если учитывать изначальную специализацию КБ «Камов».
В принципе, особой новости и в этом нет. «Камов» уже презентовал в 2008 году концепт-модель вертолёта Ка-90, который должен был подниматься в воздух при помощи обычных для этих летательных аппаратов винтов, затем включать двухконтурный турбореактивный двигатель, винты свои прятать и лететь далее как самолёт. Но тогда мало кто понял, как это всё должно работать. Да, признавали, красивая в результате «личинка» получалась. Как у Высоцкого: «…Клыки свои спрятал – красавчиком стал, хоть крести». Однако в чём высший функционал этого недо-джета, недо-вертолёта – осталось не совсем ясным.
Зато с «утёкшим» концептом многие вопросы обретают хотя бы относительную, но ясность. Особенно если вспомнить, что у американцев с 2015 года испытывается модель «Сикорский S-97 Raider». Очень похожая: соосная схема с двумя винтами, два пилота посадкой бок о бок, корпус из композитных материалов. И – толкающий винт сзади. Та же помесь вертолёта с самолётом. Американцы полагают – очень перспективно.
Правда, скорость машины – 440 км/ч в самом быстром режиме. Видимо, чтобы выйти за этот предел, камовцы и оснастили свой будущий аппарат не винтовым, а турбореактивным двигателем.
Ещё одну подсказку даёт опять-таки американец. Их S-97 одним своим именем – Raider – раскрывает одну из задач машины: разведка, рейдерство, перевозка десантников-рейдеров и тому подобное. Во всяком случае, вариант аппарата с пассажирским салоном на 6 человек тоже предусматривается. Как – сообщается уже в информации о камовском проекте – и в нашей модели.
Отсюда – выводы по функционалу. Разведка – само собой. Совмещающая основательность и въедливость вертолёта со скоростью и внезапностью самолёта.
Высокая манёвренность на скорости, логично проистекающая из конфигурации планёра — для обеспечения… ну, да, высокой манёвренности. Но – при штурмовке. Ведь в чём главная проблема вертолёта, при всей его впечатляющей огневой мощи? В том, что он малоподвижен. И скорость небольшая, и резкости недостаёт. Потому, как показали конфликты в Афганистане и Чечне, излишне часто становится жертвой не только переносных зенитно-ракетных комплексов, но и просто пулемётов. А вот когда на позицию противника заходит на самолётной скорости штурмовик самолётного типа и самолётной манёвренности – тут уже с ним справиться куда сложнее.
Враг у порога? Там и ляжет!
Да что уж там рассуждать отвлечённо! Ведь, по сути, уже Ка-52 представляет собой тип ударного штурмовика, а в его морской модификации «Катран» — и ударного вертолёта поддержки десанта. Причём набор вооружений близок к фантастическому: автоматическая пушка 2А42 калибра 30 мм, блоки неуправляемых авиационных ракет калибра 240, 122 и 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры, противотанковый ракетный комплекс с противотанковыми управляемыми ракетами 9М120-1 «Атака», управляемые ракеты «воздух-воздух» ближнего действия «Игла-В». Если перспективный гибрид сохранит всё это – потенциальной цели будет довольно горько наблюдать его заход на себя.
И вот тут прямо-таки с пугающей чёткостью вырисовывается эта самая потенциальная цель. Конечно, делать такой аппарат, который нам показали, только для того, чтобы вмешаться в совещание полевых командиров террористов или выкурить из бункера засевших в нём боевиков, излишне. Пушка и воробьи. А вот штурмовка хорошо прикрытой средствами ПВО и РЭБ ракетной позиции – в самый раз. Умелое сочетание качеств самолёта и вертолёта при этом даёт весомые преимущества и по скорости, и по результативности атаки. Что-то вроде атаки немецких «штукас» Ю-87 во время Второй мировой войны: если не сбил на подходе, то когда они выстроились в круг и клюют позицию с низкого пикирования, попадая бомбой в круг диаметром 20 метров, — тут вопрос выживания наземной цели становится практически ничтожным.
А где у нас такие цели, для которых нужны такие средства их уничтожения? Где у нас – известно, кому надо. А где у зримо обозначившего себя противника, вполне ясно. Особенно после того, как он обозначил свой выход из договора по ракетам средней и меньшей дальности и тем самым близок к развязыванию себе рук для использования своих баз ПРО в Польше и Румынии в качестве объектов для нанесения первыми обезоруживающего глобального удара. Неядерного, как противник обещает, и в чём можно ему поверить.
В самом деле, расколотить наши позиции стратегических ядерных сил обычными «Томагавками» — это же не означает развязывания ядерной войны, не правда ли? В этом случае у Москвы ведь не будет повода применить свою ядерную стратегию? Ведь никто не наносил по России ядерных ударов, а нападение на её позиции баллистических межконтинентальных ракет никак ведь не подрывает основ её национального существования! То есть в условиях тотального господства пиар-режима на Западе такое нападение вообще можно изобразить актом миротворчества!
И для тех, кто выживет затем в горах Новой Зеландии, виновниками ядерного уничтожения цивилизации навсегда останутся злобные агрессивные русские. Подло ответившие на миролюбивое рукопожатие запуском межконтинентальных ракетных монстров.
В этих условиях и могут показать свою исключительную ценность самолёто-вертолёты, подобные показанному камовцами. Как только начали поступать данные, что американцы заменяют противоракеты в контейнерах ударными крылатыми ракетами, тут же, наряду с «Калибрами» и «Искандерами», начинают заводить свои моторы турбореактивные штурмовые вертолёты, не оставляющие после своего удара уцелевшей даже муху…
Покровский Александр
Читайте нас: