Лента новостей

19:26
Мошенники и русофобы: кто прячется за брендом «Новой газеты»
18:57
Цеповяз ежемесячно получал в колонии деликатесы на 60 тыс. рублей
18:56
Кто придумал сказку о Петрове и Боширове для «Беллингкэт»?
18:52
В Ростовской области поднят бронекатер, повторивший подвиг «Варяга»
18:51
СМИ: Полторак и Аваков делят "миллиарды Януковича"
18:50
Тело керченского убийцы до сих пор не захоронено
18:49
Госдеп: РФ провоцирует деятельность боевиков в Афганистане и Йемене
18:48
Юри Ратас: Эстония не поддержит идею создания "армии Евросоюза"
18:48
МИД РФ: Войска НАТО начали отрабатывать новый элемент учений
18:47
Киев ищет способы прямых закупок летального оружия у США
18:45
Распад карточного домика «томосятины»
18:44
Геращенко объяснила «Холодомор»: Тепло отключили тем городам, где мэры не поддерживают Порошенко
18:44
Вице-спикер Сыроед требует перед выборами отгородить Донбасс рвом и стенами
18:43
Это позор: новые конфузы войск НАТО, решивших «запугать» Россию
18:40
Пастыри УПЦ спасли православие, Украину и Россию
18:38
Российских чиновников пересадят на автомобили «Кортеж»
18:37
«Радиоактивные пепелища»: в ЕС поведали, к чему приведут нападки на Россию
18:35
«Роснефть» остановила продажу бензина на бирже
18:34
Последний триумф советского космоса
18:26
«Спящие миллиарды» будут национализированы?
18:19
Навальный сел в лужу: ЕСПЧ не оправдал его надежд
17:55
Железные нервы: Необычный день Владимира Путина на саммите в Сингапуре
17:54
Прибалтам придется дорого заплатить за новый разрыв с Россией
17:53
Украину накрыли «холодные бунты»: это не катастрофа, а просто трагедия
17:36
Раскол в стане НАТО: Франция бузит против США
16:27
Русские « сумасшедшие машины» шокировали США
15:25
В Томской области пресечена деятельность группировки исламистов, собирающих средства для ИГИЛ*
13:08
The National Interest: если случится ядерная война, то человечество неминуемо погибнет
12:53
Independent (Великобритания): Мэй объявляет, что миссия против российских шпионов «выполнена». Но недавние неудачи могут вернуть их в игру
12:53
Феномен цифрового пиратства
12:50
Полет «Бурана» стал последним триумфом советского космоса
12:49
Зачем России нужен налог на колу
12:48
Украину накрыли "холодные бунты": это не катастрофа, а просто трагедия
12:46
Крым окончательно связан. Кто следующий в планах России
12:45
Откуда борцы с режимом добыли десятки миллионов рублей на штрафы?
12:23
CBS (США): США ослаблены и могут проиграть новую войну
12:22
МИД Германии потребовал от Украины закрыть сайт «Миротворец»
12:21
«Наш ответ «Томагавкам»: на что способна российская сверхдальняя крылатая ракета Х-101/Х-102
12:20
Рабы на Украине. Факты
12:19
Спираль истории...
12:18
Тур в будущее. Как люди представляли себе путешествия два века назад
12:10
Худшие дороги России
12:08
Учебный корабль «Перекоп» прибыл в Санкт-Петербург после окончания многомесячного дальнего похода
12:08
Астрономы заглянули в центр сталкивающихся галактик
12:03
Иван Кабатов: Самолеты Ил-114-300 будут построены полностью из отечественных комплектующих
Все новости

Архив публикаций

«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 


» » 873 вылета над Сонгмой: как американцы попали в Пасть дракона

873 вылета над Сонгмой: как американцы попали в Пасть дракона

 Семь лет лучшие самолёты и пилоты США не могли уничтожить один вьетнамский мост. Перепробовали буквально всё - бомбы, ракеты, потеряли больше сотни лётчиков - но без толку. Пасть дракона сдалась лишь после 873 вылетов...

Евгений Белаш

Рождение Пасти дракона

Век назад Вьетнамом правили французы. И построили они самый совершенный мост во всём Индокитае (по меркам начала XX века). Не простой, а железнодорожный, соединивший крупнейший город севера — Ханой - с югом страны.

У вьетнамских партизан стратегические нужды стояли выше любви к прекрасному, так что в 1945 году, во время войны за независимость, они загнали на середину моста пару паровозов, набитых взрывчаткой...

В 1957 году, когда Северный Вьетнам уже стал независимым, переправу начали восстанавливать под чутким руководством архитектора Нгуена Динь Доана. И 19 мая 1964 года обновлённый мост открыл лично Хо Ши Мин - в свой день рождения.

Конструкция из стали и бетона, 160 метров длиной и 17 метров шириной, пересекала реку Сонг Ма почти строго с запада на восток. По обеим берегам реки - скалы. С высоты птичьего полёта они напоминали челюсти гигантского чудовища. Оттого мост над Сонг Ма и прозвали Хамронг - «Пасть дракона».

Река Сонг Ма в некоторых источниках называется просто Ма. Дело в том, что «сонг» по- вьетнамски и значит «река». Впрочем, в топонимы нередко попадают слова из местных языков, не являющиеся названием, а обозначающие тип объекта. Гора Фудзияма, например, в оригинале называется просто Фудзи, потому что «яма» по-японски - это «гора» (да, для русского уха очень смешно звучит). А пустыня Сахара и вовсе названия не имеет - потому что «сахара» переводится с арабского как... «пустыня».

С ноября 1964 года США в ответ на вылазки партизан в Южном Вьетнаме начали открыто закидывать бомбами Лаос (где прятались вьетнамские диверсанты), а потом и сам Северный Вьетнам. Так Пасть дракона стала одной из важнейших целей налётов. Мост имел большое стратегическое значение, так как лежал на главной дороге, пронизывающей страну с юга на север.

Сбил тебя наш лётчик Фан Ван Так

3 апреля 1965 года в воздух поднялась целая армада - 79 американских самолётов. Главный удар наносили  «Тандерчиф».

В теории эти огромные истребители-бомбардировщики должны были на малой высоте прорваться к Пасти дракона и закидать её атомными бомбами. Но стратеги США решили, что для Вьетнама хватит и обычных. Во всяком случае пока.

Шестнадцати «тадам» (жаргонное прозвище «Тандерчифа». - Прим, ред.) подвесили по паре управляемых ракет АСМ-12 «Буллпап», остальным досталось по восемь 750 фунтовых (340кг) бомб. Целью ракетоносцев и половины бомбардировщиков был мост, а остальные 15 брали на себя ПВО.

По плану четыре истребителя Б-ЮОО «Супер Сейбр», взлетев с баз Южного Вьетнама, должны были прикрывать «ударников» с воздуха, ещё 17 - подавлять ПВО 70-мм ракетами. Два RF-101С «Вуду» контролировали результаты налёта.+

Остальные самолёты взлетали из Таиланда. Десять воздушных танкеров КС-135 заправляли их над Меконгом. Потом воздушной армаде предстояло пересечь Лаос и четвёрками атаковать мост с юга. А затем уйти на восток к Тонкинскому заливу — где флот, если что, подобрал бы катапультировавшихся летунов. Поскольку бомбардировщики могли наводить только один «Буллпап» за раз, пилоты ракетоносцев должны были сделать по два захода.

Итак, «тады» добрались до цели и сбросили ракеты на переправу. На втором заходе командира группы, подполковника Риснера, подбили. Несмотря на дым, заполнивший кабину, он продолжил командование ударами, после чего благополучно дотянул до базы Дананг в Южном Вьетнаме.

А что же мост?

А ничего! Пилоты увидели, что бить лёгкими ракетами (с боеголовкой в 110 кило) по прочной конструкции - всё равно, что стрелять из духовушки по танку.

Тогда американцы попробовали разнести сооружение бомбами. Но вот незадача - сильный ветер помешал прицеливанию, бомбы ушли в сторону... А тут ещё и до одного F-100D добрались вьетнамские зенитки. Пилот с «редкой» фамилией Смит пропал без вести. Капитану Моргану на RF-101 повезло больше — он попал в плен. Как и подполковник Воден на флотском «Скайхоке», подбитый севернее моста.

Полетать в тот день решили и вьетнамские пилоты на МиГ-17Ф. Четыре лётчика - Фам НгокЛан, Фан Ван Так, Хо Ван Кюи и Чан Минь Фыонг - отвлекали внимание, а ещё два должны были атаковать ударные самолёты американцев. Однако вышло так, что именно первая четвёрка нашла противника. И, пока американцы на Р-8Е «Крусейдер» даже не подозревали о вьетнамцах, Фам НгокЛан открыл огонь из пушек.

Атакованный «Крусейдер», как позже рассказывал сам Фам НгокЛан, «взорвался огромным шаром огня и упал на землю». Лётчику засчитали первую воздушную победу вьетнамских ВВС в войне. Однако на самом деле капитан-лейтенант Спенс Томас сумел довести изуродованный самолёт до всё того же Дананга. Впрочем, его всё равно можно считать уничтоженным - повреждения машины оказались настолько велики, что её списали.

Хо Ван Кюи и Чан Минь Фыонгтоже стреляли - но не попали. А вот Фан Ван Так - ведомый Фам Нгок Лана - записал себе на счёт «Крусейдер». Правда, в итоге оказалось, что это был не «Крусейдер», а тот самый «Скайхок» попавшего в плен Водена. В США победу не подтверждают, считая, что самолёт сбили зенитки. Когда развеялся дым разрывов... мост стоял как ни в чем ни бывало. Тридцать две ракеты, больше двух сотен бомб — а он стоит! «Надо повторить», - решили американские лётчики. 4 апреля вылетело 48 «тадов», теперь только с бомбами. Плюс прикрытие.

Вьетнамцы ждали янки.

Капитан Чан Хань во главе четвёрки «мигов» незаметно подкрался к четвёрке F-105, которые только начали сбрасывать бомбы на злополучный мост. Залп трёх пушек - и истребитель майора Беннета упал в море. А Ле Минь Хуан сбил капитана Магнуссона. Оба американских пилота погибли: у Беннета не раскрылся парашют, а Магнуссон выпрыгнул над морем и после двух суток безуспешных поисков был сочтён мёртвым.

Но тут подоспели «супер сейбры» - и к своим вернулся лишь один вьетнамский истребитель. Причём американцы заявили всего об одном сбитом вьетнамце - Дон Килгас сбил Фам Гиая и открыл счёт воздушным победам США в этой войне. Ещё два вьетнамских лётчика, Ле Минь Хуан и Чан Нгуен Нам, либо столкнулись в воздухе, либо попали под огонь своих зениток. В США высшие чины ВВС устроили истерику - почему новейшие самолёты сбиваются МиГами, устаревшими на два поколения?! А Пасть дракона всё стояла — несмотря на то, что на неё высыпали ещё три сотни бомб.

Стойкий мост против «блинчиков» и лазерных бомб

К сентябрю 1965 года над неуязвимым мостом сбили ещё 19 американских пилотов. 19 сентября даже Риснер, отважный ветеран первого налёта, был сбит и попал в плен. Тогда США решили повторить бомбардировку дамб англичанами. И ночью 30 мая 1966 года послали на малой высоте грузовой С-130 майора Ремерса с хитрыми двухтонными бомбами в форме блина. Два «фантома» отвлекали внимание, а самолёт радиоэлектронной борьбы ЕВ- 66 «давил» вьетнамские радары.

Пять бомб! А Пасть дракона... вы угадали, стоит.

Тридцать первого мая, во время очередного вылета, С-130 майора Кейса пропал без вести, да ещё и один «Фантом» был сбит.

В 1967-м американский флот попробовал новейшие управляемые бомбы «Уоллай». А мосту хоть бы что! И так год за годом. Временами сооружение буквально превращали в решето, но вьетнамцы быстро чинили повреждения. Между 1965-м и 1972-м ещё и добавили переправе восемь бетонных «быков»- опор с каждой стороны. И присвоили звание Героя. Итог - в 1968 году США «взяли паузу» на четыре года.

Тринадцатого мая 14 «фантомов» снова вывели мост из строя. Вьетнамцы привычно взялись за ремонт. Шестого октября всё того же 1972-го четвёрка А-7 «Корсар» (два с управляемыми бомбами, два - с обычными) наконец добила Пасть дракона. С героическим мостом американцы воевали семь с половиной лет. Он «сдался» после 873 вылетов. Всего за войну в окрестностях моста вьетнамцы сбили свыше ста американских пилотов - точнее, 104.

«Московский комсомолец» писал, что 26 октября 1967-го там был сбит «Фантом» самого Джона Маккейна - будущего кандидата в президенты США. Вот только Маккейн в тот день летел на «Скайхоке»...

Лётчики США сложили о вылетах на мост песню, вьетнамцы - писали стихи. А наш писатель Борис Куркин написал книгу «Пасть дракона». Правда, описание того, как советские Як-28 сбивают В-52, - немного, гм... фантастика. Реальная история героического моста куда более невероятна.

После войны мост был восстановлен и продолжает стоять до сих пор.







Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации для статьи "873 вылета над Сонгмой: как американцы попали в Пасть дракона"


Напишите ваш комментарий к статье "873 вылета над Сонгмой: как американцы попали в Пасть дракона"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх