Лента новостей

09:52
Немедленно уничтожить С-300! Российские ракеты встревожили Израиль
09:50
МВФ потребовал от США снизить госдолг
09:49
Михаил Леонтьев: Блокировка Telegram — это отработка методологии контроля над Интернетом
09:48
А ты салоед молчи, Россия нищая, а работать едеш в Россию но не сюда!
09:45
В Арктике Россия полностью превосходит США
09:42
Новая революция против Путина: Павел Дуров с голым торсом на броневике
09:40
Сергей Лавров: Путин и Трамп не допустят военного противостояния РФ и США
09:38
«В неподходящий момент»: Шойгу прокомментировал ракетный удар США по Сирии
09:37
Немедленно уничтожить С-300! Российские ракеты встревожили Израиль
09:35
В ООН заявили о нехватке средств для оказания гуманитарной помощи Украине
09:34
К делу Скрипалей приплели «ударную группу под контролем правительства России»
09:33
Die Welt: в бундестаге установили, что удар США по Сирии нарушил международное право
09:32
Коллективное бессознательное
09:29
AgoraVox Истерия и русофобия Запада: прыжок в кроличью нору
09:27
Тысячи американских солдат сконцентрировались на сирийской границе
09:25
Борщ всему виной: ЦБ обвинил овощи в разгоне инфляции
22:24
Демократическая партия США подала судебный иск против России и WikiLeaks
22:23
Порошенко выступил с предложением лишить крымчан гражданства Украины
22:16
Полный цикл от ЯМЗ: Россия дала старт выпуску дизель-генераторных установок
22:15
Набиуллина, остановите Грефа! Цена вопроса - миллиард долларов
22:12
Советник президента Зимбабве рассчитывает на роль России в международных процессах
22:11
Терпение России на исходе: Порошенко заставят освободить захваченных моряков
22:09
ВВС США сообщили о особой роли истребителя F-22 во время удара по Сирии
22:08
США не рассчитали силы: русские не особо заметили американские санкции
22:07
США пытаются «замести следы» в Сирии
22:06
«Как крысы в клетке»: Янукович в открытом письме обратился к Киеву с обвинениями по Крыму и Донбассу
22:04
В ОПЕК ответили на обвинения Трампа в искусственном завышении цен на нефть
22:03
Запад сошел с ума: французские СМИ обругали Европу за лицемерие к России
22:02
США предложили России капитулировать, чтобы "улучшить" отношения
22:00
Реванш уже близко: Россия успешно отвоевывает позиции на мировом рынке
21:59
Турция вывела из США свой золотой запас
21:58
Спустя сутки после начала операции на юге Дамаска ВКС РФ и «Тигры» заставили боевиков ИГ капитулировать
21:56
Сенат Казахстана согласился пустить американских военных на Каспий
21:53
Россия унизила Запад показом сбитых ракет коалиции
21:52
Войны и интервенции США: полный список
21:50
Жириновский призвал Россию выводить активы из США вслед за Турцией
21:49
Наши войска будут вынуждены столкнуться: сирийцы о разрастающейся угрозе курдов
21:48
Захарова раскрыла, зачем Британия обвиняет Россию в кибератаках
21:47
Порошенко открыл врата ада
21:44
Из "Пищали" по "Gremlin"
21:43
Володин предложил уголовную ответственность за исполнение санкций США
21:41
Неожиданный поворот в расследовании сирийского происшествия
21:37
Топ-5 «блестящий» фиаско ССО Украины
21:35
Американцы: «как вышло, что Ту-160 втрое дешевле «B-1» и при этом эффективнее?»
21:33
Депутат Европарламента рассказал, когда ЕС признает российский Крым
Все новости

Архив публикаций

«    Апрель 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 


» » Су-30СМ и Су-35С: зачем нам сразу два тяжелых истребителя?

Су-30СМ и Су-35С: зачем нам сразу два тяжелых истребителя?

 Тяжелые Су-30СМ и Су-35С — самые современные серийные истребители в составе ВКС России. «Тридцатку» строят в Иркутске, «тридцать пятый» — в Комсомольске-на-Амуре. Самолеты довольно близки по характеристикам, тем не менее Минобороны закупает их оба.

Причин тому несколько, в том числе — экономическая целесообразность загрузки двух крупных заводов и разная тактика боевого применения двухместных и одноместных машин.

Два в одном

В первый год Великой Отечественной войны советские штурмовики Ил-2 были очень уязвимы для истребителей. «Мессершмиты» заходили медленным «ильюшиным» в хвост и безнаказанно расстреливали из пушек. К концу 1942-го проблему возросших потерь в штурмовых авиаполках частично решили, сделав Ил-2 двухместным. Заднюю полусферу теперь охранял бортстрелок с пулеметом УБТ или ШКАС. Асам люфтваффе стало сложнее ловить на прицел огрызавшиеся огнем штурмовики — получить свинцовой очередью по фонарю кабины или по воздушному винту никто не хотел.

В те годы экипажи из нескольких человек управляли бомбардировщиками, разведчиками, транспортными и учебно-тренировочными машинами, где место второго пилота занимал инструктор, корректировавший ошибки курсанта. Советские истребители времен ВОВ, за редким исключением, были одноместными. Ситуация изменилась с наступлением эпохи реактивной авиации и появлением «гибридов» — многофункциональных истребителей-бомбардировщиков.

«Я немало летал на двухместных истребителях-бомбардировщиках Су-17 и фронтовых бомбардировщиках Су-24, — рассказал РИА Новости заслуженный военный летчик Владимир Попов. — Раньше бортовые вычислительные системы были не такими мощными и компактными, как сегодня. Промышленность разделила прицельно-навигационный комплекс с пилотажно-навигационным, чтобы в полете ими управляли два человека. Мы вынесли из этой практики положительный опыт — в современном боевом самолете одному очень сложно уследить за всем, а двое, напротив, способны по максимуму реализовать возможности машины. Так в итоге появился второй член экипажа — штурман, или штурман-оператор».

су-35

Секрет универсальности

Двухместные самолеты более универсальны, чем одноместные, — в боевом применении, навигации и организации полета в целом. Одноместный истребитель Су-35С хотя и способен «работать» по земле, все-таки создан для воздушных боев. При одинаковых с Су-30СМ габаритах и взлетной массе на самолете стоят более тяжелые и мощные двигатели АЛ-41Ф1С с управляемым вектором тяги. Таким образом, Су-35С выигрывает в тяговооруженности и маневренности. Отсутствие увесистого оборудования для второго пилота (комплекса приборов, катапультного кресла, системы жизнеобеспечения) также положительно сказывается на летных характеристиках. В свою очередь, за счет дополнительной аппаратуры, которой управляет второй летчик, двухместный Су-30СМ может координировать действия группы самолетов, вести разведку, радиоэлектронную борьбу, выдавать целеуказание, наносить удары по наземным целям и так далее.

«Во время боевого вылета самолет непрерывно маневрирует по скорости, высоте, в условиях плохой видимости, днем, ночью, — рассказал Владимир Попов. — По нему могут вести огонь с земли, с воздуха, ставить помехи, но летчику нужно, несмотря ни на что, прорвать систему ПВО на определенном рубеже и атаковать цель. Естественно, все внимание в это время сконцентрировано на пилотировании. А штурман-оператор спокойно ищет и сопровождает цели, пускает ракеты или сбрасывает бомбы. Групповые полеты еще сложнее. Необходимо следить, чтобы никто не потерялся в облаках, не отстал. Даже при хорошей видимости очень непросто, как мы говорим, «сосать крыло» ведущего, то есть следовать за ним на минимальной дистанции, и в точности повторять маневры. Здесь тоже второй член экипажа крайне полезен. Он осуществляет обзор — смотрит на локаторе, кто и где находится, вычисляет потенциального противника или угрозу, следит за самолетами, которые идут рядом в боевом порядке».

«Притирка» в небе

Попов подчеркнул, что в большинстве современных истребителей есть «виртуальный пилот» — электронно-вычислительный комплекс, контролирующий работу различных систем и обеспечивающий безопасность полета. Однако он все равно не разгружает летчика так, как сидящий за спиной оператор — специально обученный человек с хорошей реакцией.

По мнению экспертов, Минобороны неслучайно выбрало истребитель-перехватчик МиГ-31 в качестве носителя для новых гиперзвуковых ракет «Кинжал». Во-первых, он способен долго летать на сверхзвуковых режимах. Во-вторых, пускает ракеты в большом диапазоне высот — от малых до стратосферы. И в-третьих, он двухместный. Пилотам проще распределять между собой задачи при работе с таким сложным вооружением. К тому же эти самолеты действуют на большую дальность и чаще всего в безориентирной местности — на севере, над морем, над тайгой. Штурман может скорректировать мелкие ошибки пилота в навигации и даже дать ему отдохнуть, взяв управление на себя.

Главное в двухместном боевом самолете — не вооружение и бортовое оборудование, а слаженность летчиков. Пилот и штурман-оператор должны понимать друг друга без слов. Опытный командир в мирное время всегда «тасует» экипажи, назначает не работавших ранее вместе офицеров на один самолет и смотрит, какая комбинация наиболее результативна. И, естественно, интересуется мнением самих летчиков.






Опубликовано: lentok     Источник

Похожие публикации для статьи "Су-30СМ и Су-35С: зачем нам сразу два тяжелых истребителя?"


Напишите ваш комментарий к статье "Су-30СМ и Су-35С: зачем нам сразу два тяжелых истребителя?"

Новости партнеров

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх