Лента новостей

20:28
Киев готовит наступление на Донбасс с выходом на Россию
20:14
Новый театральный сезон открывается в столице Крыма
20:12
Навальный продает школьникам носки за 500 рублей и бюст
19:44
Facebook стал оплотом расизма и межнациональной розни
19:42
США назвали угрозу всего человечества
19:37
Президентом подписан указ о переносе столицы ДФО во Владивосток
19:34
Путин сообщил о разговоре с Ельциным по вопросу президентства
19:33
Первый малый беспилотник ударного типа разработан в России
19:33
США предостерегла Турцию от военных операций в северо-восточной Сирии
19:32
Столтенберг: НАТО и дальше будет оказывать помощь Украине
19:31
В тихой лондонской гавани начался золотой отлив
19:29
В «Танковом биатлоне» может появиться ночной этап
19:28
СМИ озвучили итоги предварительного осмотра отверстия в обшивке "Союза"
19:26
ВМФ РФ получил новейшие водолазные барокомплексы
19:23
Казахстанские пограничники получили два катера на воздушной подушке
19:21
Космодром Восточный ждет туристов со всей страны и не только
19:13
Действия США в ЕС могут заставить Россию принять новую ядерную доктрину
19:11
Киев на прицеле у "Искандеров"
19:11
Незалежная разворачивает сеть временных блокпостов ВМС в Азово-Черноморском регионе
19:04
«Новая газета» имеет скрытые источники финансирования
18:58
Кустурица: «вокруг России объединяются все здоровые силы мира, а ЕС – уже не спасти»
18:52
Турция и США на грани столкновения в Сирии
18:51
США: Русские в шаге от принятия Доктрины превентивного удара
18:49
МИД потребовал от Японии учитывать условия СССР по Курильским островам
18:45
«Невидимку» F-22 объявили бесполезным
18:43
Обратный отсчет: доллар рухнет через неделю
18:29
США боятся российских «Белых лебедей»
18:29
Почему американцы все больше любят Путина и Россию
18:04
«Бесшумные убийцы» защитят Курилы от посягательств Японии
18:03
У нас – не треснет. Россия ставит рекорды на энергетических рынках
18:01
«Никаких преувеличений, это действительно супероружие»
17:59
Для победы над США Китай решил ударить по Канаде
17:43
Россия и НАТО договорились сохранить контакты
13:18
Гибридное военное положение
13:15
"Это средневековая инквизиция. Потому что ее запугивали, ее пытали" - Захарова про обращение с Бутиной
13:14
Вымирающий вид независимых
13:13
«Остановите «Северный поток – 2»: зачем это нужно
13:13
Обратный отсчет: доллар начнет падать через неделю
13:12
Российский спецназ получил автомат, который NI назвал "супероружием"
13:12
На юге Сирии обнаружен огромный тайник террористов с ракетами класса "земля-воздух"
13:05
Желтые жилеты в Польше заблокировали важную дорогу и потребовали пошлин на украинские товары
13:01
Когда украинцы кладут с прибором на законы российского гостеприимства
12:58
Как работает западная пропаганда: Россию ожидает мощный удар
12:56
Китайская "ответка"
12:55
Тереза Мэй сохранила пост премьер-министра
Все новости

Архив публикаций

«    Декабрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 


» » Су-30СМ и Су-35С: зачем нам сразу два тяжелых истребителя?

Су-30СМ и Су-35С: зачем нам сразу два тяжелых истребителя?

 Тяжелые Су-30СМ и Су-35С — самые современные серийные истребители в составе ВКС России. «Тридцатку» строят в Иркутске, «тридцать пятый» — в Комсомольске-на-Амуре. Самолеты довольно близки по характеристикам, тем не менее Минобороны закупает их оба.

Причин тому несколько, в том числе — экономическая целесообразность загрузки двух крупных заводов и разная тактика боевого применения двухместных и одноместных машин.

Два в одном

В первый год Великой Отечественной войны советские штурмовики Ил-2 были очень уязвимы для истребителей. «Мессершмиты» заходили медленным «ильюшиным» в хвост и безнаказанно расстреливали из пушек. К концу 1942-го проблему возросших потерь в штурмовых авиаполках частично решили, сделав Ил-2 двухместным. Заднюю полусферу теперь охранял бортстрелок с пулеметом УБТ или ШКАС. Асам люфтваффе стало сложнее ловить на прицел огрызавшиеся огнем штурмовики — получить свинцовой очередью по фонарю кабины или по воздушному винту никто не хотел.

В те годы экипажи из нескольких человек управляли бомбардировщиками, разведчиками, транспортными и учебно-тренировочными машинами, где место второго пилота занимал инструктор, корректировавший ошибки курсанта. Советские истребители времен ВОВ, за редким исключением, были одноместными. Ситуация изменилась с наступлением эпохи реактивной авиации и появлением «гибридов» — многофункциональных истребителей-бомбардировщиков.

«Я немало летал на двухместных истребителях-бомбардировщиках Су-17 и фронтовых бомбардировщиках Су-24, — рассказал РИА Новости заслуженный военный летчик Владимир Попов. — Раньше бортовые вычислительные системы были не такими мощными и компактными, как сегодня. Промышленность разделила прицельно-навигационный комплекс с пилотажно-навигационным, чтобы в полете ими управляли два человека. Мы вынесли из этой практики положительный опыт — в современном боевом самолете одному очень сложно уследить за всем, а двое, напротив, способны по максимуму реализовать возможности машины. Так в итоге появился второй член экипажа — штурман, или штурман-оператор».

су-35

Секрет универсальности

Двухместные самолеты более универсальны, чем одноместные, — в боевом применении, навигации и организации полета в целом. Одноместный истребитель Су-35С хотя и способен «работать» по земле, все-таки создан для воздушных боев. При одинаковых с Су-30СМ габаритах и взлетной массе на самолете стоят более тяжелые и мощные двигатели АЛ-41Ф1С с управляемым вектором тяги. Таким образом, Су-35С выигрывает в тяговооруженности и маневренности. Отсутствие увесистого оборудования для второго пилота (комплекса приборов, катапультного кресла, системы жизнеобеспечения) также положительно сказывается на летных характеристиках. В свою очередь, за счет дополнительной аппаратуры, которой управляет второй летчик, двухместный Су-30СМ может координировать действия группы самолетов, вести разведку, радиоэлектронную борьбу, выдавать целеуказание, наносить удары по наземным целям и так далее.

«Во время боевого вылета самолет непрерывно маневрирует по скорости, высоте, в условиях плохой видимости, днем, ночью, — рассказал Владимир Попов. — По нему могут вести огонь с земли, с воздуха, ставить помехи, но летчику нужно, несмотря ни на что, прорвать систему ПВО на определенном рубеже и атаковать цель. Естественно, все внимание в это время сконцентрировано на пилотировании. А штурман-оператор спокойно ищет и сопровождает цели, пускает ракеты или сбрасывает бомбы. Групповые полеты еще сложнее. Необходимо следить, чтобы никто не потерялся в облаках, не отстал. Даже при хорошей видимости очень непросто, как мы говорим, «сосать крыло» ведущего, то есть следовать за ним на минимальной дистанции, и в точности повторять маневры. Здесь тоже второй член экипажа крайне полезен. Он осуществляет обзор — смотрит на локаторе, кто и где находится, вычисляет потенциального противника или угрозу, следит за самолетами, которые идут рядом в боевом порядке».

«Притирка» в небе

Попов подчеркнул, что в большинстве современных истребителей есть «виртуальный пилот» — электронно-вычислительный комплекс, контролирующий работу различных систем и обеспечивающий безопасность полета. Однако он все равно не разгружает летчика так, как сидящий за спиной оператор — специально обученный человек с хорошей реакцией.

По мнению экспертов, Минобороны неслучайно выбрало истребитель-перехватчик МиГ-31 в качестве носителя для новых гиперзвуковых ракет «Кинжал». Во-первых, он способен долго летать на сверхзвуковых режимах. Во-вторых, пускает ракеты в большом диапазоне высот — от малых до стратосферы. И в-третьих, он двухместный. Пилотам проще распределять между собой задачи при работе с таким сложным вооружением. К тому же эти самолеты действуют на большую дальность и чаще всего в безориентирной местности — на севере, над морем, над тайгой. Штурман может скорректировать мелкие ошибки пилота в навигации и даже дать ему отдохнуть, взяв управление на себя.

Главное в двухместном боевом самолете — не вооружение и бортовое оборудование, а слаженность летчиков. Пилот и штурман-оператор должны понимать друг друга без слов. Опытный командир в мирное время всегда «тасует» экипажи, назначает не работавших ранее вместе офицеров на один самолет и смотрит, какая комбинация наиболее результативна. И, естественно, интересуется мнением самих летчиков.







Опубликовано: lentok     Источник

Похожие публикации для статьи "Су-30СМ и Су-35С: зачем нам сразу два тяжелых истребителя?"


Напишите ваш комментарий к статье "Су-30СМ и Су-35С: зачем нам сразу два тяжелых истребителя?"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх