Лента новостей

14:34
Грузинская оппозиция призывает Запад объявить действующие власти страны и избранного президента нелегитимными
14:33
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 15 декабря
13:46
В Запорожской области на фоне ожидаемого наступления ВС РФ остановили строительство подземной школы
13:12
Может ли Россия использовать израильский и турецкий подходы по Сирии на Украине?
12:58
ФИФА признала Крым российским. На Украине возмутились
12:53
Возрождение фашизма: итальянский «Вервольф»
12:39
Битва за Покровск - Русские уже в городе - Новости
12:35
Бои на всех направлениях: актуальная карта боевых действий на Украине на 15.12.2024
11:48
Зеленский готовит Курск-2: новая эскалация и планы Киева
11:36
Аккумуляторы стали на 750% долговечнее благодаря… воде. Ученые создали новый метод стабилизации литий-металла
11:20
Трамп назначил Ричарда Гренелла посланником по особым миссиям
11:19
Украинские БПЛА вновь атаковали Грозный
10:47
Антиматерия: почему так сложно использовать самую мощную энергию вселенной?
10:11
Ситуация в Курской области: ключевые события 15 декабря, карта военных действий
09:44
В Донецке задержан террорист, взорвавший по заданию Киева автомобиль офицера Евсюкова
07:08
Русская армия готовит особые ФАБы - Новости
05:01
Почти 200 километров российских лесов не смогли разлучить этих двух тигров
04:27
«Банки» на общевойсковом стрелковом оружии: долгий путь на поле боя
04:19
Пусть помнят Вена и Дунай, пусть вспомнят Афины и Салоники
04:14
В Турции назвали сроки восстановления Сирии
03:10
Новости СВО от 15 декабря 2024: новая карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1025-й день спецоперации России на Украине
02:40
Отечественная вакцина от рака будет бесплатной для пациентов
02:37
Первый взгляд на новый двигатель Су-57М АЛ-51Ф-1, который повысит его малозаметность
01:51
Биткоин – как оружие «коллективного Трампа»
01:03
Европеец проехал всю Россию на поезде
00:36
Виртуальная клетка: ученые призывают к созданию ИИ-копии жизни
00:19
Кто кому должен?
23:47
Использование Veyon в компьютерном классе средней школы  Использование Veyon в компьютерном классе средней школы
23:35
По данным астрономов, Солнце задолжало нам «конец света» — он может наступить в любой момент
21:52
На съезде Единой России обновили состав Генерального совета, куда вошли 4 участника «Время героев»
21:51
В обновленный Высший совет «Единой России» вошли участники программы «Время героев»
21:07
«Бешеный танец с саблями», или Западные демократические ценности в южнокорейском исполнении
20:24
ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Запорожской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 14 декабря
19:43
Ловушка Зеленского: судьбу Украины решат без ее президента
19:36
«Футболисты могут быть и депутатами, и президентами, кем хотят. Это умные люди». Что говорят об избрании нового лидера Грузии?
19:28
Якушева избрали секретарем генсовета «Единой России»
19:20
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 14 декабря, вечер
19:02
ALMA: Впервые зафиксировано, как пыль формирует планеты
18:46
Над горсоветом Курахово поднят флаг России. Украинские солдаты массово разбегаются не доезжая до города
18:39
В центре Днепропетровска прогремел взрыв
18:27
Переговоры уже не за горами - Новости
18:12
Растяни, согни, переработай: новый метод 3D-печати позволяет создать «чудо-пластик»
17:56
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 14 декабря
17:55
Если бы не Первая Мировая война, границы Турции были бы иными. Эрдоган пообещал не разрывать связи с братским народом Сирии
17:54
Британский дипломат обвинил Зеленского в желании продолжать конфликт на Украине
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»«Знаю, сколько стоил Ту-144. Но не скажу»

«Знаю, сколько стоил Ту-144. Но не скажу»


 Ровно 40 лет назад, 1 ноября 1977 года советские граждане смогли впервые подняться в небо и разогнаться выше скорости звука на легендарном детище КБ Туполева – сверхзвуковом пассажирском лайнере Ту-144.

Самолет, ставший одним из символов технологического прогресса XX века, начал регулярные рейсы спустя почти десятилетие после первого испытательного полета.

Этому предшествовала упорная работа инженеров, длительные испытания, катастрофа в Ле-Бурже, едва не поставившая крест на всем проекте, и почтовые рейсы.

Начало работ по самолету Ту-144 было положено в 1963 году, когда вышло постановление Совмина СССР о создании сверхзвукового пассажирского самолета. Для этого лайнера требовалось построить специальные двигатели со взлетной тягой 20 тонн, разработать которые взялось ОКБ Кузнецова.

В 50-е годы советские инженеры уже достигли немалых успехов в создании боевых сверхзвуковых самолетов, в том числе, тяжелого класса. Однако спроектировать и создать с нуля первый пассажирский лайнер, способный лететь быстрее звука — означало зайти в техническом отношении в неизведанную ранее область, где нет готовых ответов и проверенных решений. Поэтому в ОКБ Туполева и в ЦАГИ рассматривались десятки возможных вариантов аэродинамической компоновки.

Выбор пал на схему низкоплана-бесхвостки с составным треугольным крылом.

Если первые сверхзвуковые боевые машины были рассчитаны на кратковременный полет на сверхзвуке, то Ту-144 должен был совершать крейсерский полет на скоростях, как минимум превышающих две скорости звука. Самолет должен был летать с крейсерской скоростью полета 2300-2700 км/ч, иметь практическую дальность полета на сверхзвуке с 80-100 пассажирами 4000-4500 км.

Ту-144 был первым самолетом, полностью спроектированный Алексеем Туполевым, сыном именитого конструктора Андрея Туполева.

Характерной особенностью Ту-144 стала опускающаяся перед пилотской кабиной носовая часть фюзеляжа, которая обеспечивала обзор на больших углах атаки при взлете и посадке. Одно лишь это техническое решение делает несостоятельными утверждения о том, что советский Ту-144 был «списан» с европейского сверхзвукового конкурента – лайнера Concorde. Другим ноу-хау стало внедрение убирающегося в полете крылышка-стабилизатора, выдвигавшегося спереди фюзеляжа на режимах взлета и посадки.

Двигатели НК-144 в количестве четырех штук были размещены попарно под крылом близко друг к другу. Самолет собирался в большой спешке, власти страны не хотели допустить, чтобы первым в воздух поднялся сверхзвуковой пассажирский самолет не советского производства.

Так, зимой 1967 года была проведена уникальная операция по доставке крыльев первого самолета из Воронежа в подмосковный Жуковский при помощи вертолета-крана Ми-10.

Первый полет самолет «044» совершил в последний день 1968 года под управлением летчика-испытателя Эдуарда Еляна. Полет, продлившийся 37 минут, стал событием в мировой авиации, европейский Concorde поднялся в воздух двумя месяцами позже – 2 марта 1969 года.

В июне 1969 года опытный образец впервые превысил скорость звука, а 12 ноября 1970 года он впервые достиг максимальной скорости 2430 км/ч. Строительство первого предсерийного Ту-144 № 01-1 завершилось в начале 1971 года, всего по программе заводских испытаний машина выполнила 231 полет.

3 июня 1973 года этом самолет потерпел катастрофу во время выполнения демонстрационного полета в Ле-Бурже, погибли шесть членов экипажа с командиром М. Козловым.

В течение нескольких лет на уже построенных образцах проводились летные испытания, доводка двигателей и других агрегатов. Самолет Ту-144 с бортовым № 77106 начал перевозить по маршруту грузы и почту.

А 1 ноября 1977 года в расписании аэропорта «Домодедово» добавились две строки:

«Рейс № 499 — Москва — Алма-Ата, вылет 8 часов 30 минут».
«Рейс № 500 — Алма-Ата — Москва, вылет 14 часов».

Пассажирские рейсы выполнялись раз в неделю, билет на Ту-144 стоил 68 рублей (против 48 рублей на обычном дозвуковом самолете). Но услуга пользовалась популярностью и билеты на самолет стали дефицитом.

Учитывая высоту самолета, для него был построен специальный трап, который, кстати застрял во время первой посадки пассажиров в Домодедово. Несмотря на это, первый рейс прошел без приключений, и самолет приземлился в Алма-Ате спустя ровно три часа.

«Конечно, это было большим событием и большим праздником для всех, кто участвовал в работах по самолету. Верилось, что завершен большой этап труднейшего пути. И люди, которые работали над проектом с огромным энтузиазмом, и днем и ночью, в субботние и воскресные дни, с полной отдачей радовались и верили в будущее, — пишут авторы книги «Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах». — Все были частью большого дела, а это так важно для человека.

Полеты на Ту-144 стали также развлечением и большим праздником для пассажиров, которые с удовольствием стали летать на этом самолете».

Хотя у советского руководства были грандиозные планы по использованию Ту-144 на международных рейсах, использование их ограничивалось маршрутом Москва — Алма-Ата.

Рейсы выполнялись по расписанию до мая 1978 года, когда под Егорьевском при выполнении испытательного полета разбилась машина под управлением Еляна. Причиной стало возгорание топливопровода в двигательном отсеке, двое испытателей погибли.

Эта катастрофа стала причиной приостановки, а затем – полного прекращения эксплуатации Ту-144 на пассажирских рейсах. Несмотря на то, что по результатам новых испытаний самолет Ту-144Д был рекомендован для полетов с пассажирами, после ряда происшествий программу было решено свернуть.

Создание, доводка и эксплуатация лайнера обошлись Советскому Союзу очень дорого. Настолько, что об этом даже вспомнил недавно президент России Владимир Путин во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи.

Общаясь с молодежью, президент для примера вспомнил историю про председателя совета министров СССР Алексея Косыгина. Его спросили: «Сколько стоит советский сверхзвуковой гражданский самолет Ту-144?». Знаете, что он ответил? — рассказал президент. — Он ответил: «Об этом знает только один человек. Я. Но я никому не скажу».

В 1980-е годы несколько уже построенных Ту-144 продолжали использоваться в качестве летающих лабораторий, на них устанавливались мировые рекорды скорости и высоты полета.

В отличие от Ту-144 англо-французский Concorde эксплуатировался гораздо дольше, пока из-за катастрофы под Парижем в 2000 году и ряда инцидентов он не был снят с рейсов в 2003 году.

Несмотря на столь короткий срок летной службы, Ту-144 оставил большой след в истории авиации и в культуре. Металлические модели самолета имели многие советские дети, он фигурирует и в культовом фильме «Мимино». А технический задел, созданный при конструировании и эксплуатации этого уникального самолета, нашел применение при создании других сверхзвуковых самолетов.



Опубликовано: legioner     Источник

Читайте нас:





1 комментарий

  1. Засланец
    Друг Народа

    Увы, это всё в прошлом. Могу навскидку назвать наиболее известных советских авиастроителей - Туполев, Ильюшин, Антонов. Не говоря уже о военных и менее известных. А куда всё делось?

    Суперджет есть. Летает. И всё. Остальное - бэушные Боинги и Эрбасы и бесконечная болтовня ...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх