Это был самый большой в мире авианосец, на него возлагали огромные надежды. Для многих японских военных с его гибелью ушла на дно и надежда на победу в войне.
Линкоры – хищники океанов
После Первой мировой войны военных моряков всех стран охватила линкоромания. На верфях Великобритании и СССР, Германии и США закладывались дредноуты, которым в будущих сражениях предстояло диктовать условия на морях и океанах.
Вступила в эту гонку и Япония. В конце 30-х были заложены три линкора каждый водоизмещением более 70.000 тонн. («Бисмарк» и «Тирпиц», вгонявшие в холодный пот британский флот, американская гордость «Миссури» имели «всего» по 50.000 тонн с небольшим.)
В августе 1940 года на воду сошел «Ямато», в ноябре того же года «Мусаси». Орудия главного калибра (480 мм) поражали цель на расстоянии 40 км. Не было до того таких кораблей в мировой истории военно-морского флота и вряд ли появятся когда-либо в дальнейшем. Предполагалось, что эти хищники будут рыскать в океане в поисках добычи. Было отчего вспотеть американским адмиралам. А на стапелях в Иокогаме строился третий линкор «Синано».
Однако вскоре на морские просторы вышли авианосцы, которые перехватили ленту первенства у линкоров и стали ударной силой военного флота, как США, так и Японии. В июне 1942 года состоялась битва за Мидуэей, Япония проиграла сражение, потеряв при этом 4 тяжелых авианосца.
Чтобы восполнить потери, было принято решение переоборудовать в авианосцы пассажирские лайнеры и недостроенные суда. Попал в этот список и «Синано». Наполовину готовому линкору предстояло стать самым крупным авианосцем в мире.
Строительство авианосца шла в обстановке строжайшей секретности. Вокруг завода был выстроен забор. За появление на территории верфи с фотоаппаратом казнили на месте. Рабочие были переведены на казарменное положение и жили прямо в доке. До самого конца войны американцы и понятия не имели, какой «сюрприз» готовят им японцы.
Время поджимает
В июне 1944 года в битве за Марианские острова Япония потеряла еще 2 авианосца и сроки ввода в действие «Синано» были перенесены с января 1945 года на ноябрь 1944-го. Рабочие работали по 10-12 часов, выходные были отменены.
Будущий командир авианосца Тосио Абэ выступал категорически против спешки, настаивая на проведении дополнительных испытаний, обучения команды… Но все это требовало времени, а его как раз и не хватало.
Спор разрешили американские бомбардировщики, совершившие налет на Иокогаму. Возникла опасность, что авианосец уйдет в металлолом, даже не покинув сухого дока. Тосио Абэ получил приказ перевести корабль из Токийской бухты на базу в Куре в более спокойное Внутреннее японское море, там провести несколько испытаний и обучающих тренировок команды.
8 октября авианосец был спущен на воду, 19 ноября на его мачте затрепетал Флаг Восходящего Солнца.
Опасный поход
Предстояло преодолеть более 300 миль – это 16 часов хода вдоль японских берегов. Однако капитан не строил иллюзий: переход будет сложным и опасным, американские самолеты уже бомбят японские острова, не исключена и встреча с вражескими субмаринами.
А между тем самолетов в прикрытие не дали, своей авиагруппы на «Синано» пока еще нет. И хотя конструкторы заверяли, что «Синано» практически непотопляем, и даже несколько торпедных попаданий для него не смертельны, а бронированная палуба корабля выдержит удар 500-килограммовой бомбы, моряк знал, что всякая железная банка может утонуть.
29 ноября в 18:00 через час после захода солнца «Синано» в сопровождении трех эсминцев вышел в море. Капитан I ранга Абэ надеялся на боевой эскорт, темную ночь, высокую скорость корабля и свое искусство судовождения.
Американская подводная лодка «Арчерфиш» 30 октября вышла из Перл-Харбора на боевое патрулирование. Задачи перед ней стояли скучные до безобразия: передавать сведения о погоде, искать и подбирать в море экипажи сбитых американских бомбардировщиков.
27 ноября командир субмарине Джозеф Инрайт получил радиограмму, что в течение ближайших 48 часов бомбардировок не будет. Это означало, что двое суток лодка может посвятить «свободной охоте». «О’кей, - радостно подумал Инрайт, - ребята уже соскучились по настоящему делу».
29 ноября около 21:00 к нему обратился дежурный офицер РЛС: «Сэр, обнаружен объект. Расстояние 12 миль, пеленг 30 градусов. Я сперва думал, что это остров, но он движется, сэр! И я подумал…» - «Ты правильно подумал. Таким здоровым может быть только танкер. Теперь у нас есть цель». Заревел сигнал боевой тревоги.
Субмарина всплыла и в надводном положении пустилась вдогонку. А когда обнаружилось, что «танкер» сопровождают три эсминца, Инрайт понял, что цель – нечто более серьезное, чем «бензовоз».
В 22:45 на «Синано» тоже обнаружили врага. Тосио Абэ приказал дать полный ход. Авианосец и субмарина мчались наперегонки, выжимая из своих машин все возможное, и в этой гонке «Арчерфиш» постепенно отставала.
Отставала, но продолжала преследование.
Игра в кошки-мышки
В 23:40 Тосио Абэ получил доклад из машинного отделения: перегрелся главный подшипник гребного вала, еще несколько часов такой гонки – он выйдет из строя и корабль превратится в неподвижную мишень. Командир скрепя сердце дал команду снизить скорость с 20 до 18 узлов. Теперь уже американская субмарина имела преимущество в скорости.
Обойдя «Синано», «Арчерфиш» нырнула и пропала с японских радаров. Инрайт начал маневрировать, чтобы занять удобную для атаки позицию. Авианосец шел хитрым противолодочным зигзагом, американец пытался понять логику противника и предугадать его следующий ход.
В 03:00 японец заложил очередной вираж… и оказался прямо по курсу субмарины на расстоянии 60 кабельтовых. Инрайт пропустил головной эсминец и дал залп 6-ю торпедами, 4 из них ударили в правый борт корабля.
«Срочное погружение! – скомандовал командир субмарины. – Готовьтесь, парни, сейчас нам придется туго».
Борьба за живучесть
Полученные повреждения по расчетам конструкторов не должны были стать смертельными для корабля, но Тосио Абэ не зря говорил, что проявленная спешка может стать для корабля роковой. Все огрехи полезли наружу. Водонепроницаемые переборки текли по швам, были плохо закреплены, насосы не работали, ручных помп явно недоставало, матросы не умели с ними обращаться. Авианосец все сильнее и сильнее заваливался на правый борт.
Семь часов экипаж боролся за жизнь судна. В 10:18 Абэ отдал команду покинуть корабль. Началась эвакуация. В 10:57 «Синано» лег на правый борт и кормой вперед ушел на дно. Капитан Тосио Абэ предпочел разделить судьбу корабля. Вместе с ним ушли на дно 1435 моряков, такого решения не принимавшие.
Символ поражения
Тем холодным ноябрьским утром для многих японских военных вместе с «Синано» ушла на дно надежда на победу империи. Корабль, несокрушимая морская крепость, самый большой авианосец в мире (таковым «Синано» оставался до 1955 года!) вышел в свой первый боевой поход и через 17 часов затонул, не сделав ни одного выстрела!
Команда «Арчерфиш» благополучно перенесла бомбардировку и вернулась на базу. В пути командир Инрайт с другими офицерами субмарины пытались идентифицировать потопленное ими судно, но так и не смогли этого сделать: корабль не значился ни в одном морском справочнике! Только после войны из японских документов выяснилось, какого «монстра» потопил «Арчерфиш». Джозеф Инрайт получил Крест ВМС, субмарина получила благодарность президента США.
Потопление «Синано» было самым крупным успехом одиночной подводной лодки во время Второй мировой войны, самым крупным успехом подводного флота ВМС США и остается таковым до сегодняшнего дня.
Klim Podkova специально для сайта Мировое обозрение
Читайте нас: