Экипаж под командованием капитана 2 ранга Андрея Сайкова – один из лучших в Приморском соединении дизельных подводных лодок. По словам начальника штаба капитана 3 ранга Александра Багдасарова, бригада, усиленная в последние два года камчатцами, ныне представляет грозную силу и способна решать самый широкий спектр задач в составе Тихоокеанского флота. ПЛ «Усть-Камчатск» первой была передислоцирована с северного полуострова в главную базу ТОФ. Причём с собой «привезла» приз главнокомандующего ВМФ, вручённый за отличные минные постановки.
- В судьбе подводного корабля, зимой 2012 года перебазированного с Камчатки в Приморский край, отразились проблемы, которые флот с напряжением преодолевал всё последнее десятилетие, - рассказывает Андрей Павлович. - Казалось, «варшавянка», сделанная талантливыми руками корабелов Комсомольска-на-Амуре и введённая в состав ВМФ в январе 1990 года, будет служить долго и безотказно. Да и её первый экипаж под командованием капитана 1 ранга Игоря Жеглова был настроен только на победный ритм. Уже через несколько месяцев корабль встал в первую линию сил постоянной готовности, а осенью следующего года в ходе морского учения провёл лучшую торпедную атаку отряда боевых кораблей, за что получил приз главкома ВМФ. Первое место на флоте среди дизельных субмарин по итогам 1991 года, естественно, воодушевило экипаж. Подводную лодку объявили отличной, наградили Красным Знаменем. Это было и почётно, и столь же ответственно: марку правофлангового держать всегда труднее. Но в дальнейшем последствия развала государства, в частности оборонной промышленности, отразились как на субмарине, так и на всём флоте. Летом 1995 года по техническому состоянию ПЛ была выведена в резерв второй категории. Когда три года спустя, после окончания военно-морского училища, я пришёл в этот экипаж, корабль крепко был «привязан» к пирсу. И мы занимались лишь базовой подготовкой и воспитанием личного состава, поддержанием материальной части. О выходах в море только мечтали…
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Андрей Павлович Сайков родился 27 января 1974 года в городе Кызыл Республики Тыва в семье служащих. Книги по морской тематике, которыми он был увлечён с детства, повлияли на выбор судьбы: подросток твёрдо решил стать военным моряком. В 1998 году выпускник минно-торпедного факультета ТОВВМУ имени С.О. Макарова получил распределение в соединение подводных лодок на Камчатке. Командир БЧ-3, помощник командира ПЛ, учёба на Высших специальных офицерских классах, старпом – таковы этапы службы молодого офицера до 2008 года, когда он стал командиром именной «варшавянки».
Бывалые подводники знают, к чему может привести длительная стоянка корабля у берега. Прежде всего утрачиваются профессиональные навыки, морская выучка личного состава. И то, что потеряешь, потом придётся навёрстывать не один год. Так что когда лодку наконец поставили в док на ремонт и появилась надежда, экипаж вместе с заводчанами, что называется, засучил рукава, бросил все свои силы на её восстановление. Период с 2000 по 2002 год был, пожалуй, тяжелейшим в истории ПЛ. Но в итоге после обучения личного состава в учебном центре и успешной сдачи курсовых задач субмарина вновь вошла в первую линию постоянной готовности и продолжила службу в северном регионе.
В те трудные годы поддержку многим камчатским подводникам оказали не только местные, но и другие города и края. Так, появились именные атомоходы «Вилючинск», «Кузбасс», «Омск», «Самара», «Томск», «Иркутск»… Это движение шефства над военными кораблями захватило и посёлок Усть-Камчатск, администрация которого в 2003 году подписала договор с командованием дизельной подводной лодки о военно-шефской работе. А 29 ноября того же года приказом главкома ВМФ этой «варшавянке» было присвоено название «Усть-Камчатск».
Как рассказывали мне в экипаже, шефы, занимающиеся в основном рыбным промыслом, и по сей день здорово поддерживают моряков, бывая на корабле не только по праздникам. Подарили холодильник, электрическую мясорубку, другие крайне необходимые бытовые вещи. Благодаря им на столе у подводников чаще стали появляться овощи и фрукты. Когда лодка уходила в море на боевую службу, усть-камчатцы обеспечили её дополнительно несколькими сотнями литров минеральной питьевой воды, зная, что в дальнем походе вода на вес золота.
- От всего экипажа – благодарность главе Усть-Камчатского муниципального района Александру Ивановичу Тихомирову за то, что на протяжении всех минувших лет наши связи не ослабели. С их стороны – не только моральная поддержка, - говорит командир ПЛ. - На это даже не повлиял перевод корабля в Приморье. Шефы по-прежнему не забывают нас. Мы в свою очередь стараемся с честью носить имя камчатского посёлка.
2011 год показал, что молодой экипаж, – а средний возраст его членов 25–28 лет, – в ходе работы в морских глубинах сделал заметный шаг вперёд. Повысилась морская выучка личного состава, прибавилось опыта. Взять то же крупнейшее командно-штабное учение у берегов Камчатки, где подводная лодка выполнила десятки учебно-боевых упражнений. За наиболее успешное из них – постановку мин в заданном районе – она и получила почётный трофей от главнокомандующего ВМФ. Кроме того, командир штурманской боевой части (БЧ-1) старший лейтенант Роман Мышкин был тогда признан лучшим штурманом в объединении ПЛ.
- Для меня эта лодка поистине родная, ведь на ней служил ещё и мой отец, - рассказывал Роман. – Он после окончания Бакинского ВМУ имени С.М. Кирова принял здесь должность командира электронавигационной группы и закончил службу в штабе этого же соединения. Мне было года три, когда отец впервые показал все отсеки подводного корабля, а в дальнейшем я облазил их все не раз. Наверное, тогда и зародилась мечта стать таким же, как он, моряком. Мама, кстати, тоже служила мичманом у подводников.
По личному стремлению, поскольку благодаря успехам в учёбе имел право выбора, прибыл в 2009 году на Камчатку после окончания ВМИ радиоэлектроники имени А.С. Попова и старший лейтенант Надир Муратов. Служил инженером радиотехнической боевой части и связи, а ныне он уже помощник командира. Надир считает, что служба на таком корабле ответственна и престижна, есть масса возможностей для профессионального совершенствования. Особенно на выходах в море, к которым вновь готовится их «Усть-Камчатск». Командир ПЛ отзывается о нём только положительно.
- Этого офицера отличают принципиальность, работоспособность, целеустремлённость, - отмечает капитан 2 ранга Сайков. - Я не сомневаюсь в том, что из него в будущем получится хороший командир экипажа.
Среди тех, на кого целиком и полностью полагается Андрей Павлович, и штурманский электрик главный старшина Дмитрий Сергиенко, и техник минно-торпедной боевой части старшина 1-й статьи Вячеслав Ёлкин. С такими подчинёнными особенно уверенно чувствуешь себя в море.
Кстати, экипаж на 90 процентов укомплектован военнослужащими контрактной службы. Больше профессионалов – легче выполнять поставленные командованием задачи. В этом году планируется перевести на контрактную основу весь коллектив.
По словам подводников, их устраивают и социально-психологический микроклимат в коллективе, и материальные, моральные стимулы. Здесь нельзя знать свою специальность плохо, и люди занимаются до тех пор, пока не освоят всё досконально. Этому подчинены и регулярные тренировки как на оборудовании корабля, так и на тренажёрах.
- По итогам прошлого года наша бригада завоевала первое место среди всех соединений Приморской флотилии разнородных сил, - говорит капитан 2 ранга Андрей Сайков. - И эта позиция ко многому обязывает каждый экипаж подводников. В ближайшие дни мы выйдем в море, нужно качественно сдать все элементы второй курсовой задачи в морских условиях. Ну а дальше будем действовать и в составе разнородных сил, участвовать в различных учениях. Совершенствованию профессиональной выучки, как известно, нет предела.
Автор Константин ЛОБКОВ
Читайте нас: