В 1981 году со дна Баренцева моря британской компанией были подняты почти 5 тонн золота с затонувшего крейсера «Эдинбург». Однако британцев интересовало не только золото.
Секретный груз «Эдинбурга»
Британский крейсер «Эдинбург» прибыл в Мурманск в феврале 1942 года в составе конвоя PQ-11. Поход был удачным, не было потеряно ни одного судна. Счастливые моряки отдыхали, готовясь к не менее опасному походу в обратную сторону - домой. В ночь на 27 апреля раздался сигнал боевой тревоги.
Поднявшиеся на палубу моряки увидели, что причал блокирован солдатами в форме войск НКВД. На пирс начали прибывать грузовики и моряки стали поднимать на борт небольшие, но очень тяжелые ящики. Один из ящиков упал на палубу – и из него вывалились золотые слитки.
В первый же день Великой Отечественной Войны Черчилль объявил о своей поддержке СССР. Великобритания начала оказывать Советскому Союзу техническую помощь: в воюющий СССР пошли грузы военного и гражданского назначения.
Однако помощь была небезвозмездной. Согласно соглашению от 16 августа 1941 года 40% британских поставок СССР оплачивал золотом. Это золото и грузили на «Эдинбург» - 93 ящика (465 слитков), общим весом 5,5 тонн на общую сумму более 100 миллионов долларов.
28 апреля в составе конвоя QP-11 крейсер покинул Мурманск. Корабль нес флаг контр-адмирала Стюарта Бонэм-Картера, которому и была поручена доставка золотого груза.
Легкий крейсер «Эдинбург» не был старым корытом, он был спущен на воду в 1939 году, был хорошо вооруженным и быстроходным. Однако в составе конвоя все корабли идут со скоростью самого тихоходного из транспортов. Крейсер лишался своего главного преимущества.
30 апреля Стюарт Картер принял решение покинуть конвой и добираться до английских берегов самостоятельно, надеясь на свою скорость и противолодочные зигзаги. Капитан «Эдинбурга» Хью Фолкнер имел противную точку зрения, однако вскинул руку к фуражке и ответил: «Есть, сэр!» Будущие события показали, что Фолкнер был прав.
В 10:12 вахтенный офицер германской субмарины U-456 доложил командиру об обнаружении тонкого столба дыма. Капитан-лейтенант Макс Тайхерт дал команду идти на сближение и в 11:20 разглядывал в перископ борт английского крейсера. Прозвучала команда: «Боевая тревога! Торпедная атака!» - завыли клаксоны.
Несколько часов Тайхерт сопровождал крейсер, выбирая позицию для атаки. В 16:18 прозвучало «Залп!» - и три торпеды, оставляя за собой бурун, помчались к «Эдинбургу». Первая прошла мимо, вторая ударила в правый борт. Третья попала в корму, крейсер лишился руля и двух винтов.
На помощь поврежденному крейсеру подошли эсминцы и взяли кренящийся на левый борт «Эдинбург» под охрану. Но и немцы не собирались терять свою добычу: три эсминца кинулись искать поврежденный корабль, чтобы добить его.
2 мая они настигли «Эдинбург» - под охраной эсминцев тральщики буксировали крейсер обратно в Мурманск. Начался бой, в ходе которого «Эдинбург» получил третью торпеду и начал погружаться в воду. Адмирал Картер приказал команде покинуть судно. Смертельно раненый корабль быт добит торпедой. 5,5 тонн золота ушли на дно.
Безработный водолаз флота Ее Величества
В конце 70-х в Москву прибыл бывший английский моряк Кейт Джессоп с необычным предложением поднять золото с «Эдинбурга». Советские спецслужбы отнеслись к предложению англичанина с недоверием: у безработного внезапно нашлись спонсоры, готовые выделить 100 миллионов долларов на поисковые работы. И допуск на изучение архивов Британского адмиралтейства тот получил на удивление легко… именно там Джессоп и нашел точные координаты гибели «Эдинбурга» - в стратегически важном районе базирования подводного флота СССР. А есть ли на том «Эдинбурге» золото – это еще вопрос: вопреки заверениям британцев в Москве подозревали, что слитки те успели забрать с тонущего крейсера.
В КГБ подозревали, что поиски золота – прикрытие для разведывательной, а может и диверсионной операции. Но решили включиться в игру, и осенью 1981 года в Баренцевом море над местом предполагаемой гибели крейсера закачалось специальное судно «Stephaniturm».
16 сентября подняли первый слиток золота. Каждый член экспедиции подержал его в руках. Среди счастливчиков были и находившиеся на судне представители советской стороны - Леонид Мелодинский и Игорь Ильин, о чьей принадлежности к спецслужбам не сомневался никто.
За первым последовал второй слиток, за ним третий. В течение нескольких дней были подняты 431 слиток. Золото сложили в отдельной каюте, получившей название «золотой». Корабль взял курс на Мурманск, команде было приказано отдыхать. Но к советским чекистам это не относилось.
Приключения разведчиков
Перебирая членов команды, Мелодинский и Ильин остановились на мистере Альфреде, должностные обязанности которого члены команды могли назвать с трудом. Большую часть времени Альфред находился у себя в каюте, возясь с какой-то аппаратурой. «За ним в оба глаза смотреть надо, - говорил Мелодинский товарищу. – Готов поспорить, что этот «ученый» - из НИИ «Интеллидженс Сервис». Спать разведчики решили по очереди.
В одну из ночей корабль замедлил ход и остановился. Мелодинский немедленно разбудил товарища и они оба бросились наверх. В рубке находился сам капитан – он и отдал команду остановить судно, а на палубе возился «мистер Альфред», готовясь спустить на воду мини-плот с какой-то аппаратурой.
Корабль был территорией Великобритании, ни арестовать, ни задержать агента Ильин и Мелодинский не могли, но они потребовали от Альфреда, угрожая оглаской, покинуть палубу и унести с собой свою «научную аппаратуру». Впоследствии специалисты предположили, что заданием агента было устроить подводный взрыв, чтобы отследить ответное действие системы противолодочной обороны, однако истинная суть задания так и осталась загадкой.
Каждому – по заслугам его
Операция по поднятию «эдинбургского» золота на сегодняшний день считается одной из наиболее успешных – на поверхность было поднято почти 99% затонувших сокровищ. Свою долю получил СССР, Великобритания и компания «Джессоп Марин Рикавериз».
Наверняка были отмечены и Мелодинский с Ильиным, но об этом сведений нет.
Klim Podkova
Читайте нас: