В ноябре 1943 года через Днепр на территорию, контролируемую гитлеровцами, скрытно переправилась диверсионная группа с заданием спасти от уничтожения подготовленный к взрыву ДнепроГЭС.
Остановленное наступление
Осенью 1943 года Красная Армия успешно форсировала Днепр в нескольких местах. Однако развивать успех не торопилась. Советские военачальники опасались, что в самый разгар наступления немцы взорвут Днепровскую плотину. Что в этом случае произойдет, генералы вполне себе представляли.
В 1941 году при отступлении в технологические галереи загнали два грузовика с взрывчаткой и подорвали. Задача стояла вывести из строя две турбины, но эффект оказался куда более страшным, чем рассчитывали.
В плотине образовалась брешь в 100 метров, произошел несанкционированный сброс воды. На нижнюю часть Запорожья обрушилось настоящее цунами. Были сметены причалы, пирсы, портовые склады с десятками тысяч тонн имущества, запасов продовольствия и боеприпасов. Десятки судов погибли вместе с командой. Уровень воды поднялся, и десятки тысяч красноармейцев оказались отрезанными.
Захватив Запорожье, гитлеровцы восстановили плотину и если теперь они примут решение взорвать ее, то не удовольствуются брешью в несколько сот метров, а обрушат полностью. Разведка подтвердила, опасения: в теле плотине размещены более 200 тонн взрывчатки и более 100 бомб, каждая весом 500 кг. Когда все они одновременно взорвутся – плотина рухнет на всем ее протяжении и вниз по Днепру пойдет волна высотой в несколько десятков метров.
По данным разведки, командный пункт, откуда пойдет сигнал на подрыв, находился в подземном укрытии на правом берегу. Решили нанести массивный бомбовый удар на территорию, примыкающую к плотине, перепахать снарядами землю, надеясь, что кабель, идущий от командного пункта к плотине, будет нарушен.
Пилотам предстояло выполнить виртуозную бомбардировку: накрыть площадь 300Х300 метров, ни метром больше и ни метром меньше. Ни одна бомба не должна была упасть на ДнепроГЭС. Летчики сказали, что боевую задачу выполнят. И стали ждать приказа, а его все не было.
Сколько бы бомб не было обрушено на крохотный клочок земли, все равно оставалась вероятность, что кабель уцелеет. Поэтому параллельно бомбовому удару готовился «план Б», в котором главную роль должны были сыграть диверсанты.
С соблюдением всех возможных методов секретности, набрали группу в 19 человек – саперов, разведчиков, водолазов. Отбор был поштучный, только добровольцы. Потом из 19 остались 4. Цели задания никто не знал, лишь «особо важное и очень опасное». Несколько недель бойцы осваивали основы альпинизма, в середине ноября они узнали, что задача группы – спасти ДнепроГЭС.
Группа сумела незаметно пересечь линию фронта. Плотину охранял батальон гитлеровцев, и все же 4 человека сумели незаметно пробраться на объект. В верхнем туннеле плотины жили немцы, а в нижнем, наполовину затопленном водой, диверсанты искали кабель. Почти полтора месяца по пояс, по грудь в воде (ноябрь месяц!) под носом у гитлеровцев они исследовали сеть бетонных коридоров и тоннелей внутри ДнепроГЭС.
В ночь с 29 на 30 декабря они кабель был найден. Бойцы вырезали почти десять метров и тут же в эфир полетели короткие точки-тире морзянки: задание выполнено. Через три часа началась артподготовка, советские войска начали наступление.
Получив приказ, гитлеровцы пытались привести в действие свою «адскую машину», но взрыва не последовало.
Они спасли ДнепроГЭС
- Гвардии лейтенант Николай Курузов (благополучно дожил до конца войны)
2. Гвардии сержант Насибулла Ямалов (дошел до Берлина, расписался на стене рейхстага)
3. Гвардии рядовой Петр Стародуб (погиб в 1944 в Польше)
4. Гвардии рядовой Абдрахман Шибанов (погиб в 1945 в Берлине)
Это были действительно герои.
Слава героям!
Klim Podkova
Читайте нас: