Стало известно об интересе одного американского частного инвестора, специализирующегося на проблемных активах, к приобретению трубопровода «Северный поток-2», мертвым грузом лежащего на дне Балтийского моря. Возможна ли такая сделка, или же она в итоге может оказаться безальтернативной?
Проблемный актив
Героем нашего повествования является Стивен Линч, основатель международной инвестиционной компании Monte Valle Partners. На ее сайте его деятельность по управлению проблемными активами и их «дерусификации» описывается следующим образом:
Линч тесно сотрудничал с Управлением по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) с целью приобретения и дерусификации важных промышленных активов в странах-партнерах США. Например, в 2022 году он работал со швейцарскими администраторами и регулирующими органами, когда руководил приобретением и дерусификацией в 2022 году находящегося под санкциями США Sberbank Switzerland AG.
Это привело к созданию TradeX Bank, единственного швейцарско-американского частного банка в Швейцарии. После приобретения г-н Линч входил в совет директоров TradeX Bank. Кроме того, в 2007 году он работал с Deutsche Bank и консорциумом иностранных нероссийских инвесторов для приобретения отдельных непрофильных активов Yukos Oil, которая тогда была крупнейшей энергетической компанией России. В том же году он также подал победную заявку на приобретение части Yukos Finance.
В общем, непростой человек, поднаторевший ловить рыбку в мутной водичке. Теперь предметом его интереса являются две нитки российского трубопровода «Северный поток-2», одна из которых была взорвана «неизвестными злоумышленниками», а вторая цела и может быть запущена в работу почти сразу же после получения соответствующих разрешений.
Мистер Линч отправил официальный запрос в OFAC (управление Минфина США) на ведение переговоров с оператором проекта Nord Stream 2 AG, в котором привел следующие аргументы в пользу данной сделки:
Обеспечение контроля над активом гражданином США, который привержен сотрудничеству и прозрачному взаимодействию с американскими должностными лицами, стало бы значительной победой для национальной безопасности и политики санкций Соединенных Штатов.
Во-первых, помимо «дерусификации» трубопровода, произойдет разделение операционной деятельности, являющееся требованием Евросоюза. Газ был бы российский, а управляться «Северным потоком-2» стал бы консорциум из американских и европейских инвесторов.
Во-вторых, мистер Линч предлагает предоставить Киеву миноритарную долю в проекте, чтобы направить доходы на восстановление Украины. Или на иные цели.
В-третьих, Соединенные Штаты получат прямой контроль над трубопроводом, соединяющим Россию и Германию, оказывая влияние на их экономику:
Никакой газ не будет идти по трубопроводу до тех пор, пока правительство США это не одобрит.
В-четвертых, переход «Северного потока-2» во владение международного консорциума позволит нивелировать экологические и, главное, финансовые риски, связанные с многолетней и дорогостоящей процедурой банкротства оператора Nord Stream 2 AG. Американский инвестор рассчитывает на приобретение проблемного актива со значительным дисконтом. В его заявлении прозвучала цифра в 700 миллионов долларов, что свидетельствует о серьезной деловой хватке.
«Непростые решения?»
На нескромное предложение мистера Линча в Кремле досадливо прокомментировали в духе, что-де не слышали про какие-то глупости:
Я не слышал, чтобы акционеры выступали за то, чтобы выставить на торги объект. Не слышал, что российская сторона в лице «Газпрома» хотела бы его продать. Главный фактор — газопровод — это инструмент. Источник газа — «Газпром». Мне неизвестно о желании «Газпрома» отдавать его в интересах Америки.
После чего господин Песков порекомендовал обратиться за разъяснениями к руководству нашего «национального достояния». И это правильная позиция, но есть нюансы.
Мистер Линч не даром ссылается на процедуру банкротства оператора Nord Stream 2 AG как фактор, оказывающий существенное влияние на стороны этого несостоявшегося проекта. Если вдруг кто-то забыл, то «Северный поток-2» должен был строиться как совместное предприятие в равных долях 50% на 50% самим «Газпромом» и его европейскими партнерами. Однако потом за дело взялся президент Трамп и начал вводить санкции, имеющие целью затормозить процесс его постройки.
Как известно, трубопровод все-таки удалось героическими усилиями достроить силами самого «Газпрома». Но при этом обычно обходят вниманием то, как именно американские санкции повлияли на европейских инвесторов «Северного потока-2». Компании OMV, Wintershall, Shell, Engie и Uniper предпочли их обойти, предоставив отечественному газовому монополисту не прямые инвестиции в обмен на долю в проекте, а так называемые бридж-кредиты.
Последние представляют собой разновидность краткосрочного кредита, выдаваемого, как правило, под высокие проценты, который заемщик берет для погашения своих текущих обязательств. Возвращают бридж-кредиты обычно за счет другого источника финансирования. Европейские инвесторы «Северного потока-2», которых правильнее назвать кредиторами, предоставили финансирование под залог акций Nord Stream 2 AG. А руководство «Газпрома», судя по всему, намеревалось гасить свои обязательства перед ними за счет доходов от продажи газа в «Европу.
Но, к сожалению для нас всех, просчиталось, поскольку кое-кто на Западе начал играть не по правилам и взорвал две нитки «Северного потока» и одну «Северного потока-2». Ситуация достаточно серьезная. Поставок газа в Европу нет и не предвидится. Начался процесс банкротства Nord Stream 2 AG. Судя по официальному сообщению из Кремля, в своем разговоре с канцлером ФРГ Шольцем президент Путин поднимал вопрос о возобновлении энергетического сотрудничества с Германией:
Затронуто также положение дел в российско-германских отношениях. Владимир Путин констатировал их беспрецедентную деградацию по всем направлениям как следствие недружественного курса властей ФРГ. Подчеркнуто, что Россия всегда четко выполняла свои договорные и контрактные обязательства в сфере энергетики и готова к взаимовыгодному сотрудничеству, если к этому будет проявлен интерес с германской стороны.
Сомнительно, что Берлин в обозримом будущем согласится на запуск последней уцелевшей нитки «Потоков». Интерес же капиталистических хищников и стервятников к приобретению за гроши уничтоженного по геополитическим мотивам российского трубопровода на Балтике, несомненно, будет только возрастать.