В октябре 1944 года сотрудники СМЕРШ проникли в оккупированную Ригу и захватили картотеку абвера, содержащую данные на несколько сот агентов, заброшенных в советский тыл.
Дерзкая идея подполковника Шурепова
Октябрь 1944 года. Готовится наступление Красной Армии в Латвии. К начальнику Управления контрразведки «СМЕРШ» 2-го Прибалтийского фронта Николаю Ивановичу Железникову зашел начальник следственного отдела управления Александр Алексеевич Шурепов.
- Разрешите?
- Давай.
- Товарищ генерал, нами обезврежен немецкий агент из латышей, некий Лангас. На допросах поет как соловей. Так вот, кроме прочего Лангас дал нам точные данные о дислокации в Риге одного из подразделений «Абверштелле — Остланд», как раз того, где хранится картотека …
Справка: «Абверштелле — Остланд» - структурное подразделение абвера, вело разведывательную и контрразведывательную работу на территории Прибалтики, Белоруссии и Псковской области. Имело разветвленную сеть агентов и осведомителей, несколько разведшкол.
- Так я вот что думаю, товарищ генерал: вместо того, чтобы вычислять и отлавливать агентов абвера поодиночке, захватить всю картотеку!
- Выделить отдельную группу во время штурма Риги?
- Немцы не дураки. Как только мы начнем штурм – вывезут документацию, а что не успеют вывезти – сожгут. Предлагаю захватить картотеку до штурма города. У меня уже на примете и подходящий офицер для выполнения задачи имеется.
Личное дело капитана Поспелова Михаила Андреевича
1921 г.р, из рабочих. В 1941г. добровольцем ушел на фронт. С осени 1941 года – комиссар партизанского отряда. Проявил себя как талантливый организатор диверсий: принимал участие в разработке операций по освобождению более 400 советских военнопленных, разгрома немецкого гарнизона в деревне под Старой Руссой, взрыва склада боеприпасов. В 1942 году отозван из-за линии фронта и направлен на работу в военную контрразведку, где приобрел большой опыт контрразведывательной работы и проявил себя как высококлассный специалист.
Группа капитана Поспелова
Поспелов, получив задание, высказал свои соображения:
- Предлагаю идти небольшой группой, 5-6 человек. Так через линию фронта легче просочиться и в Риге маленькая группа внимания не привлечет. В город проникнем под видом местных. Нападем ночью, когда в здании, занимаемом абверштелле (АСТ) никого не будет, за несколько часов до штурма Риги. Если удастся все сделать тихо – унесем картотеку и затаимся в городе, если же нет – захватим здание и будем держать оборону до подхода своих. Прошу включить в состав группы Лангаса – он не только укажет нам точно месторасположение АСТ, но и проведет к нему тихими дворами.
- Не боишься, что он немцам вас сдаст?
- Не думаю. Ну дадут ему немцы за «подвиг» крест на грудь, а потом отправят с новым заданием через линию фронта. Его снова поймают, только в этот раз уже расстреляют. Лангас это прекрасно понимает. К тому же, он постоянно у меня на глазах будет, если что – первая пуля ему. Это он тоже понимает.
Захват разведцентра
В ночь на 13 октября группа Поспелова пересекла линию фронта и вышла к предместьям Риги. Лангас вел смершевцев узкими улочками в старую часть города и наконец остановился:
- Вот оно, - он кивнул в сторону неприметного двухэтажного здания.
- Вперед, - тихо приказал Поспелов.
Часовых сняли бесшумно, проникли в здание разведцентра. И тут случилось непредвиденное: в абверштелле оказались немцы - более десятка сотрудников абвера готовили документацию и имущество АСТ «Остлад» к эвакуации. Чекисты открыли огонь и 12 работников абвера так и остались на своих рабочих местах.
«Сейф! Ищите сейф!» - подгонял своих товарищей Поспелов. Сейф нашли, вскрыли. «Командир, есть!» - чекисты выгребали из железного ящика стопки документов. Оставалась самая малость: уйти с драгоценной картотекой.
Бой в старой Риге
Но вот уйти смершевцы не могли - выстрелы услыхал патруль, здание окружили гитлеровцы. Чекисты заняли места у оконных проемов и начали отстреливаться. В ход пошло найденные в здании оружие и гранаты. «Держаться, держаться! На рассвете начнется наступление, надо только продержаться до утра» - каждый из группы понимал, что это – их единственный шанс.
К зданию прибывали все новые и новые подразделения, немецкий офицер постоянно гнал солдат в атаку – гитлеровцы тоже понимали ценность картотеки: когда в руках советской контрразведки окажутся личные дела заброшенных в советский тыл агентов – найти их и обезвредить будет делом техники.
Несколько часов держала оборону группа Поспелова. Многие из смершевцев были ранены.
На рассвете Поспелов и его товарищи услышали сухие очереди любимых ППШ: это Красная Армия входила в Ригу. Гитлеровцы бросились прочь от здания: теперь им уже юбыло не до картотеки - вопрос стоял об их собственных жизнях.
Все участники операции были представлены к наградам. Капитан Поспелов – к ордену Красного Знамени.
Klim Podkova
Читайте нас: