Лента новостей

01:07
Теракт в «Крокус Сити» и турецкий след: за и против
00:01
Пашинян «прогревает» Армению, как лягушку в кастрюле…
23:28
Телеграм блокирует вербовщиков-террористов, что вовсе не нравится СБУ и ГУР
23:27
Путин Беглову: почему мировой центр туризма Санкт-Петербург оказался на четвёртом месте в России?
23:26
The Times предрекает взятие российскими войсками Киева
21:32
Замминистра обороны РФ Николай Панков поздравил коллектив Управления физической подготовки и спорта ВС РФ со 100-летием
21:08
В ЛНР бесхозным признают имущество, у которого есть хозяева
21:07
Зеленский: мы ожидаем наступления российской армии в конце мая или июне
21:06
Зеленский и доктрина Гитлера. ООН не видит в уничтожении УПЦ нарушений прав верующих на Украине
21:05
Казахстан призвал своих граждан покинуть Одесскую и Харьковскую области
20:30
Польский генерал: Украина движется к катастрофе, а руководство страны грабит свою собственную армию
19:21
На Украине миллион уклонистов, которые не хотят умирать за интересы Запада и киевского режима
19:16
Расчёты АГС-17 «Пламя» уничтожают врага на купянском направлении (ВИДЕО)
19:14
«Нас интересует, кто заказчик». За терактами на территории России стоят западные спецслужбы?
19:10
Лавров допустил, что в мае легитимность Зеленского признавать не придется
18:43
Пугачёва рассказала, где должна быть скорбь после теракта в «Крокусе». Марков призвал не ругать релокантку
18:42
Зеленский связал бум рождаемости на Украине после конфликта с поставками ПВО
18:41
Следком РФ: террористы получали деньги с Украины и имели связь с украинскими националистами
18:40
Украинские войска ведут огонь по ДНР, Белгородской и Курской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 28 марта
18:32
Германия анонсировала новый пакет военной помощи Украине
17:57
Политолог Кеворкян назвал ООН ангажированной структурой
17:36
США обеспокоены развитием сотрудничества Китая и России
17:28
Киевские власти собрались восстанавливать школу за 337,2 млн гривен в 15 км от границы с Россией
17:27
Во Франции набирают безработных для участия в конфликте на Украине за €1970 в месяц. Власти отрицают свою причастность
17:26
Глава МИД Латвии Кришьянис Кариньш подал в отставку
17:25
Журналист из Японии опроверг украинские фейки о Мариуполе, лично посетив российский город
17:24
ВС РФ продвигаются на всех направлениях. Горящие Abrams уже обыденность
17:16
Asia-Plus: семью подозреваемого в теракте увезли из дома в Таджикистане
16:49
В ООН сообщили о пытках на Украине российских пленных. Украинские фашисты 25 раз казнили россиян
16:48
Власти Турции заявили о том, что теракт в «Крокусе» был проведён при помощи иностранной разведки
16:47
Дроны-камикадзе на службе Отечеству. Бойцы Угледарского фронта просят помочь в увеличении поголовья «птиц». Объявляем сбор средств
16:39
Ле Пен обвинила власти в намерении «обчистить» карманы французов
16:38
На странице Пенсионного фонда Украины появилась откровенная фотография
16:11
Украина заставит беженцев платить налоги с европейских пособий
16:10
В Харькове «Герани» уничтожили более 50 боевиков, в том числе, РДК
15:42
Данилова убрали ради снятия Зеленского?
15:35
Польша заберет у украинских беженцев еду, а Канада визы
15:34
Интим с военкомом. Начальника Ровенского военкомата засняли в момент пикантного «рекрутинга»
15:28
Россия поможет Африке избавиться от колониальных путей сообщения
14:59
В рядах ВСУ эпидемия игромании. 9 из 10 ВСУшников спускают деньги на онлайн-казино
14:58
Эксперт: новый секретарь СНБО не спасёт ВСУ от поражения на фронте
14:50
Украинские военкомы хотели забрать силой отца-инвалида пятерых детей на фронт
14:30
США возмущены темпами роста производства в Китае
14:22
Не противоречит международному праву. МИД Швеции не против вербовки наёмников посольством Украины
14:13
Захарова: из Армении пытаются сделать инструмент реализации опасных планов Запада
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»В пятом поколении Т-50 нет равных

В пятом поколении Т-50 нет равных


Новый двигатель, без которого перспективы ПАК ФА ставились под сомнения, готов

Взлет опытного истребителя Т-50 (ПАК ФА) Главнокомандующий Воздушно-Космическими силами (ВКС) генерал-полковник Виктор Бондаревсообщил журналистам в Жуковском, что завершен первый этап испытаний истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА — Перспективный авиационный комплекс Фронтовой авиации). «Переходим ко второму этапу испытаний. Также получена рекомендация о начале изготовления установочной партии самолетов», — сказал Бондарев.

Установочная партия будет состоять из 12 самолетов. Их поставка в ВКС начнется в 2019 году. Правда, два года назад производители обещали начать поставки к концу этого года. Вполне понятно, что при создании столь сложной техники желания не всегда совпадают с реальностью.

Необходимость проведения второго этапа испытаний вовсе не означает, что на первом проверены не все летно-технические характеристики, и что самолет не был обкатан на всех режимах работы. Просто у Т-50 заменяют важнейший узел — двигатель. Дело в том, что все десять уже изготовленных летных прототипов сейчас летают на двигателе, которого не будет на серийных машинах. С этим двигателем — АЛ-41Ф1 («изделие 117») — первый прототип Т-50 дебютировал еще в январе 2010 года. Примерно такой же используется на истребителе Су-35С. На форсаже он развивает прекрасную скорость. Но в бесфорсажном режиме «вытягивает» только околозвуковую, что не удовлетворяет требованиям к истребителям пятого поколения.

Новый двигатель имеет в настоящий момент только заводское обозначение — «изделие 30». Он разработан в рыбинском НПО «Сатурн» за десять лет. Столь внушительный срок объясняется тем, что это не модернизация какого-либо из сузествующих в авиации двигателей, а полностью новый агрегат. В котором применены новые конструкторские решения, некоторые являются уникальными, не имеющими мировых аналогов.

Наземные испытания «изделия 30» недавно завершены. И вот теперь, после установки двигателя на истребитель Т-50, начнутся испытания второго этапа. То есть — и самолета, и двигателя. По плану это должно начаться осенью.

«Изделие 30» существенно превосходит двигатель, уже облетанный на первом этапе. Его бесфорсажная тяга — 11000 кгс против 8800 кгс у «изделия 117». На форсаже — 19000 кгс против 15000 кгс. Существуют и другие отличия: более высокая надежность, экономный расход топлива, повышенный межремонтный интервал, стоимость эксплуатации.

На создание Т-50 ушло не так уж много времени, если соотнести трудозатраты с теми, которые потребовались на разработку двух первых в мире истребителей пятого поколения — американских F-22 Raptor и F-35 Lightning II. ОКБ Сухого, имея на руках концепцию нового самолета и несколько эскизов самого общего плана, приступило к ОКР в 2005 году. Первый прототип подняли в воздух, как было сказано, в 2010 году. Серийное производство должно начаться через девять лет после этого события.

Российский многофункциональный истребитель пятого поколения ПАК ФА Т-50, разрабатываемый
Российский многофункциональный истребитель пятого поколения ПАК ФА Т-50, разрабатываемый "ОКБ Сухого" в рамках проекта "ПАК ФА" (Фото: Сергей Бобылев/ТАСС)

Для сравнения: F-22 после первого полета в 1990 году начали производить только спустя пятнадцать лет — в 2005-м. На доведение до серии F-35 ушло примерно столько же времени. Однако тот самолет настолько сырой, что все еще находится в опытной эксплуатации.

Необходимо сказать, что внедрить в войска многоцелевой истребитель пятого поколения собираемся не только мы, но и Китай. И у него по этой части серьезные наработки. Хоть, судя по всему, китайский J-20 «Черный орел», совершивший первый полет в 2011 году, не по всем характеристикам соответствует требованиям, предъявляемым к «пятерочникам». Однако это не такая уж большая проблема. Например, F-35 нельзя назвать ни сверхманевренным, ни скоростным. Успех на поле боя, в конце концов, обеспечивается не догмами.

В связи с выходом Т-50 на финишную прямую представляется интересным сравнить его боевые возможности с возможностями двух американских машин и одной китайской. Хоть китайцы и хранят в секрете большую часть характеристик «Черного орла», но кое-что о нем известно.

По маневренности Т-50 вне конкуренции. Это предопределено и конструкцией планера, и отклонением вектора тяги двигателей в двух плоскостях со скоростью 60 град./с. У «американцев» двигатели отклоняются только в вертикальной плоскости.

Что касается незаметности, то это качество, выражаемое в эффективной площади рассеяния (ЭПР) волн радиолокатора противника, — тема для самых разнообразных домыслов. И базируются они на дезинформации, которую предоставляют разработчики либо в рекламных целях (когда надо продавать самолеты), либо в целях дезориентации противника (чтобы он не выстраивал заранее тактику воздушных боев и перехвата силами ПВО).

Можно лишь сказать, что наименьшее значение ЭПР у F-22. Наибольшее (т.е. наихудшее) — у F-35. Т-50 где-то в этом промежутке. О «китайце» ничего в этом плане неизвестно.

Важнейшим свойством современного самолета является не только его незаметность, но и способность к обнаружению целей и их уничтожению. И тут «запаздывание на старте» сыграло на руку разработчикам бортовой РЛС для Т-50, поскольку у нас сегодня появились новые радиоэлектронные компоненты. Также российские конструкторы учли, насколько это было возможно, опыт применения РЛС «Раптора».

Прежде всего, необходимо сказать о том, что плоскость активной фазированной решетки (АФАР) в Т-50 под наклоном. Благодаря чему снижена ЭПР этого самолета. Пойти на такую меру, при которой также уменьшается и мощность станции при работе по наземным целям, стало возможно благодаря прекрасным характеристикам РЛС Н036 «Белка» с АФАР. Она пришла в военную авиацию на замену РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис».

«Белка» эффективнее «Ирбиса», который, в свою очередь, в сравнении с американской станцией AN/APG-77 выглядит очень убедительно. Он обнаруживает цель с ЭПР 1 кв. м. на расстоянии 300 км. Американская РЛС — на 225 км. Для целей с ЭПР 0,01 кв. м. у нас показатель — 90 км. По «американцу» он не приводится.

Другие показатели «Белки» засекречены, но они точно выше, чем у «Ирбиса».

На Т-50 установлено сразу шесть РЛС — носовая, две бортовые, две крыльевые и кормовая. Одновременно ими можно сопровождать до 60 целей. А с их помощью обстреливать — до 15.

На негосударственном австралийском сайте, посвященном вопросам обороны, высказываются предположения относительно того, что РЛС российского Т-50 способна обнаруживать F-22 на расстоянии в 30 км, а F-35 — в 55 км. При боковом ракурсе обзора F-22 виден на расстоянии 85 км, F-35 — 100 км.

ПАК ФА Т-50, разрабатываемые
ПАК ФА Т-50, разрабатываемые "ОКБ Сухого" в рамках проекта "ПАК ФА" (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) (программа "И-21") (Фото: Сергей Бобылев/ТАСС)

Помимо радиолокационного обзора имеется оптико-электронная система ОЛС-50М, в состав которой входит уникальный по разрешающей способности и дальности действия тепловизор на QWIP-матрице. В этой области, по утверждению того же австралийского сайта, Россия является безусловным мировым лидером.

Впрочем, ОЛС есть и у F-35. Она предоставляет пилоту возможность обнаруживать цели (хоть и на меньшем удалении) с выключенной РЛС. А это снижает радиолокационную заметность самолета. У F-22 такой станции нет, что не лучшем образом отражается на его боевых возможностях.

Необходимо сказать и об одном достоинстве авионики F-35, которого нет у Т-50. Это шлем пилота, который делает самолет «прозрачным». То есть, в нем видимость не ограничена остеклением кабины. Вся панорама выводится на визоры пилота. Причем как в видимом, так и в инфракрасном спектре. Компьютер, отслеживая повороты головы и движения глаз, выдает необходимую панораму и снабжает летчика подсказками. А также управляет наведением оружия на цель.

А теперь о вооружении. У каждого из трех названных типов самолетов по пушке. У Т-50 — одноствольная калибра 30 мм. У F-22 — шестиствольная калибра 20 мм. У F-35 — четырехствольная калибра 25 мм.

Наиболее широкий ракетно-бомбовый арсенал у Т-50. Для него специально уже разработано 14 высокоточных ракет и корректируемых бомб. Половина принята на вооружение, половина — на испытаниях. Самая дальнобойная ракета «воздух-воздух» КС-172 имеет максимальную дальность стрельбы до 400 км. Это вдвое больше, чем у американской ракеты AIM-120D, улетающей всего максимум на 180 км. А вот «штатовская» ракета ближнего боя AIM-9X обладает прекрасной динамикой и эффективной матричной инфракрасной головкой самонаведения (ГСН), нечувствительной к тепловым ловушкам.

Среди ракет «воздух-поверхность» для Т-50 есть такие, которые в авангарде технических решений. С ними у летчика есть возможность осуществлять «свободную охоту». Такая ракета сама выбирает цель для атаки. «Американцы» оснащены ракетами, разработанными в лучшем случае в начале нулевых годов и модернизированными в этом десятилетии.

И в заключение — о китайском «Черном орле». Эксперты утверждают, что его планер сочетает черты F-22 и F-35. Что касается двигателей, то это предположительно российский АЛ-31ФН, в большом количестве закупленный Пекином у России. То есть, речь идет о модификации двигателя, использующегося на Су-27. Уже существуют как минимум два летающих прототипа «Черного орла».

Справка

 
Владимир Тучков
Фото в открытии статьи: Марина Лысцева/ТАСС


Опубликовано: Gladiator     Источник

Подпишись:





2 комментария

  1. Маршал
    Николай Черняк

    а японский где ? 

    Николаичь
    1. Майор
      cheburator

      Там же где и укараинский!

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх