Истребитель F-16 попытался приблизиться к самолету министра обороны Сергея Шойгу над нейтральными водами Балтики. Самолеты НАТО хотели сопроводить борт главы оборонного ведомства, когда он следовал в Калининград, однако министр летел с эскортом из истребителей морской авиации Су-27, один из которых «отогнал» F-16, вклинившись между натовским и российским бортом. Су-27 продемонстрировал натовцу вооружение, качнув крыльями. После этого F-16 отлетел на большое расстояние.
В свою очередь, в НАТО сближение с самолетом Сергея Шойгу назвали стандартной процедурой, отметив, что в подобных случаях остаются на безопасном расстоянии.
Проводя в Калининграде выездное заседание коллегии по вопросам безопасности на Западном стратегическом направлении Сергей Шойгу заявил, что ситуация у здешних границ России имеет тенденцию к ухудшению из-за военной активности НАТО в Восточной Европе и странах Балтии.
Как пояснил главный редактор журнала «Арсенал отечества», военный эксперт Виктор Мураховский, ситуация, которая произошла с бортом российского главы военного ведомства, журналисты не редко называют «перехват», однако, это категорически неверная оценка. Под упомянутым маневром подразумевается ситуация, когда два истребителя зажимают гражданский или военный борт и принуждают его сесть там, где нужно или перехватывают для поражения. По имеющейся пока небольшой информации, по мнению эксперта, речь идет о сопровождении гражданского самолета истребителем НАТО, и, судя по заявлению Минобороны РФ, было опасное сближение, нарушающие элементарные правила полетов в международном воздушном пространстве.
Чтобы делать какие-то более точные военно-экспертные анализы о произошедшем инциденте в небе над Балтикой, по мнению собеседника издания, необходимо обладать более широкой информацией и деталями.
«Во-первых, неизвестно, какой стране принадлежал самолет и с какой авиабазы он поднялся в воздух, соответственно, какое расстояние он преодолел, перед тем как попытаться приблизиться к российскому самолету. Если натовский самолет взлетал с эстонского аэродрома Эмари или с польской авиабазы, то это меняет характер произошедшего и поставленные цели, а также времени реакции командования НАТО на полет российского борта. Либо это было заранее отработано или руководство альянса в интерактивном режиме принимало решения, действуя по обстановке», — пояснил Виктор Мураховский.
Все самолеты гражданского типа, которые используются Минобороны РФ, летают по международным правилам и с включенным транспондером. В таком случае, натовское руководство и служба управления воздушным движением имели информацию, что это за самолет, учитывая, что каждый борт имеет уникальный идентификационный номер. С другой стороны, несмотря на то, что российская сторона неоднократно предлагала натовцам включать на военных самолетах опознавательные маячки, в альянсе отказались от этого. Поэтому, по мнению собеседника издания, с этой точки зрения приближения неопознанного военного объекта к борту, который летит по правилам международного сообщения, представляет определенную опасность.
Военный обозреватель газеты «Комсомольская правда», бывший пресс-секретарь Минобороны России Виктор Баранец считает, что произошедшее сближение натовского самолета с бортом главы военного ведомства РФ не стоит сильно драматизировать и наводить панику. Дело в том, что натовцы могли и не знать точно, кто находится в самолете. F-16, судя по кадрам, не совершал опасных маневров, а только пытался подтвердить заявленную цель, которую ему могли обозначить на земле. Поэтому, по мнению военного эксперта, учитывая остроту российско-американских и натовских отношений, не стоит раздувать эту новость до сенсации.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя инцидент, переадресовал Минобороны вопрос о том, сообщили ли о случившемся Владимиру Путину.
В последнее время подобные вещи все чаще имеют место быть, поэтому, по мнению заведующего аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, поведение натовского истребителя в международном воздушном пространстве, увы, сегодня можно расценить как обычную практику. Еще во времена холодной войны стороны активно использовали опасные подлеты, и такие маневры одно время воспринимались как нечто обыденное, в порядке вещей. Что касается сопровождения лайнера Сергея Шойгу российскими военными истребителями, то, как отметил собеседник, такой факт тоже вызывает серьезные опасения, напоминая один из элементов полномасштабного противостояния СССР и Запада.
Бывший главнокомандующий Военно-воздушными силами (ВВС) России, генерал армии Петр Дейнекин считает, что действия летчика Су-27 морской авиации Балтфлота, оттеснившего F-16, заслуживают уважения. При этом он пояснил, что в ходе полетов над открытым морем военные самолеты разных государств осуществляют взаимное сопровождение, порой на минимальных расстояниях друг от друга. Поэтому все действовали в пределах установленных законов и правил.
Накануне в небе над Балтикой произошел другой случай с участием американского самолета-разведчика RC-135. Российский Су-27 поднимался для его перехвата над Балтийским морем. Во время сопровождения американский самолет попытался сблизиться с Су-27 и выполнил провокационный разворот. Российский пилот отреагировал на маневр и продолжил сопровождение самолета-разведчика, пока тот не развернулся прочь от границы страны.
Сопровождение самолета российского министра, по мнению военного эксперта Бориса Рожина – это недружественный сигнал со стороны НАТО для российского руководства. Поэтому, возможно, это приведет к активизации взаимных ответных военных усилий, и Россия просто так без внимания инцидент не оставит.
По данным Минобороны, всего за последнюю неделю самолеты-разведчики США и стран НАТО совершили более полутора десятков полетов над Балтикой у границ России.
Читайте нас: