На слушаниях в комитете палаты представителей Конгресса США по вооруженным силам американские генералы сообщили парламентариям, что нынешняя боеспособность самой мощной армии мира не выдерживает критики и ставит под сомнение ее возможности по защите национальных интересов.
В частности, по словам заместителя командующего по морским операциям адмирала Уильяма Морана, как сообщает АР, более половины самолетов морской авиации страны не могут совершать полеты из-за необходимости ремонта или нехватки запчастей.
Накануне слушаний состоялась утечка в СМИ информации о состоянии парка палубной авиации. Обнародованные данные просто ужаснули американскую аудиторию. Согласно им, всего около 53% самолетов и вертолетов морской авиации США (из них две трети палубных самолетов семейства F/A-18) находятся в разной степени неисправности – некоторые даже не могут подняться в воздух. Это более половины из 1700 машин. Отметим, что именно авианосные группы традиционно рассматриваются Вашингтоном как один из главных инструментов глобального доминирования.
Еще печальней дела обстоят в сухопутных войсках, о чем законодателям поведал заместитель командующего Штабом сухопутных войск США генерал Дэниэл Аллин, отметив, что только три из 50 бригад полностью готовы к боевым действиям. Остальные, чтобы их можно было отправить в театр боевых действий, должны дополучить штатное оружие, оборудование и экипировку, а личный состав – пройти подготовку. Отметим, что речь идет не об учебных подразделениях или кадрированных частях, а об обычных соединениях, укомплектованных контрактниками, то есть как бы профессионалами, прошедшими через учебные центры.
Крайне нерадостная ситуация и в военно-морском флоте, о чем 6 февраля в крайне резкой манере объявил президент страны Дональд Трамп, выступая на базе Центрального командования в штате Флорида.
«Наш флот находится почти на таком же низком уровне, как в Первую мировую войну. Это было давным-давно. Очень давно. И такое больше не повторится», — приводит Time слова Трампа, который пообещал принять все меры, чтобы обеспечить вооруженные силы необходимым оборудованием и ресурсами, а также провести обучение, необходимое для выполнения поставленных задач.
Выступавшие перед парламентариями генералы однозначно обозначили причину столь бедственного положения армии и флота США. Вполне предсказуемо они указали, что виной всему жесткие лимиты на оборонные расходы, которые фактически обезоружили Дядю Сэма. Действительно, военные расходы США сократились с $691 млрд в 2010 году до $560 в 2015-ом. Но только ли в этом дело?
Деградация американской военной машины началась после распада социалистического блока и крушения СССР. После этого американская армия оказалась в положении накаченного допингами боксера, чей спарринг-партнер скоропостижно скончался, не успев выйти на ринг.
В качестве ее жизненно необходимого противника не смогли найти ничего более лучшего, чем «международный терроризм». В войне с этим полумифическим врагом накопленные за годы холодной войны ресурсы и оружие стали совершенно избыточными и ненужными. Впрочем, в отличие от европейских партнеров по НАТО, Пентагон и его структуры избежали тотального сокращения. Статус глобального гегемона обязывал.
Конечно, значительная часть танкового парка и бронетехники, созданной для масштабных баталий на полях Европы, была распродана в разные страны или утилизована. Впрочем, оставшаяся даже прошла модернизацию. Но в настоящий момент и «Абрамсы», и «Брэдли», и «Страйкеры», несмотря на все усовершенствования, уже безнадежно устарели. А для многочисленных войн низкой интенсивности были нужны не танки, а MRAP – бронемашины повышенной взрывозащиты на шасси гражданских грузовиков для движения в колоннах – недорогие и расходующие меньше горючего, чем полноценные боевые машины.
В соответствии с вопросами, решаемыми в контексте борьбы со слабо вооруженным и не слишком хорошо подготовленным противником, развивались всевозможные спецподразделения и ударные БПЛА, позволяющие наносить безнаказанные удары по противнику. Перечень же задач, решаемых обычными войсками постоянно сокращался, все большая их часть делегируются частным военным компаниям (ЧВК). Именно они осуществляют логистику военных баз в Афганистане, в том числе и проводят колонны. А часто и охраняют их периметр. Операторы ЧВК привлекаются и к обеспечению структур американского разведсообщества.
Логика Пентагона и ЦРУ вполне понятна – услуги «частников» стоят значительно дешевле и их потери можно не включать в официальные сводки. Но в результате в армии становится все меньше людей, имеющих реальный боевой опыт и умеющих воевать. Все это сказывается крайне негативно, прежде всего, на системе подготовки. Деградация американской военной школы отчетливо видна на многочисленных провалах в Мосуле, операция по освобождению которого была целиком и полностью подготовлена американскими офицерами.
Падает и качество личного состава армия США. Уже давно львиную долю добровольцев, вступающих в ее ряды, составляют представители беднейшей части населения страны. Причем, количество белых американцев среди них стремительно сокращается. То есть стандартный американский рекрут сегодня – человек с невысоким уровнем образования и часто с криминальным опытом. Кроме того, в войсках растет число иностранцев – соискателей американского гражданства. В основном это выходцы из стран третьего мира.
Как мы видим, проблема не только в дефиците военного бюджета. Причем, надо признать, что даже секвестированый Обамой военный бюджет не так уж и мал. И, во всяком случае, он значительно больше российского. То есть вопрос стоит и об эффективности расходования этих средств.
Напомним, что в середине января Трамп в рамках своего плана увеличения корабельного состава флота потребовал снизить стоимость строительства новых боевых единиц. И это не случайно – программа строительства трех эсминцев будущего типа «Зумволт» в 2016 году составила 22,5 миллиардов долларов. При том, что на выходе получили незащищенное, слабо вооруженное судно с низкой мореходностью.
Другая очевидно провальная программа, сожравшая аж 1,3 триллиона долларов, по созданию малозаметного истребителя нового поколения F-35 «Лайтнинг-2» (Lightning II) также дала более чем скромные результаты. Буквально в сентябре Военно-воздушные силы США приостановили эксплуатацию 10 истребителей пятого поколения F-35 из-за механических дефектов. Военные самолеты отозвали спустя месяц после того, как было объявлено об их боеготовности.
Это, несомненно, самые дорогие, но не единственные американские программы, впустую поглощающие военный бюджет США. Впрочем, в США немало экспертов, утверждающих, что эти программы принесли огромную пользу, поскольку в их рамках отработано много новейших технологий и найдено немало инновационных решений. Все это конечно так, но цена этих «лабораторий» изрядно завышена.
Тем не менее, подобные проекты постоянно появляются и, усилиями лоббистских групп, получают поддержку. И дело тут не только в увлечении американцев фантастическими триллерами и мечтами об абсолютном оружии. Просто программы подобного масштаба открывают широчайшие возможности для откатов и других коррупционных схем. То есть проблема не столько в ограниченности военного бюджета, на который напирали генералы, сколько в его нецелевом и неэффективном расходовании.
Однако, едва ли стоит буквально воспринимать выступление генералов в Конгрессе. Очевидно, что они всеми силами старались напугать парламентариев беззащитностью страны, чтобы выбить из них как можно больше денег. Несмотря на все существующие проблемы, вооруженные силы США все еще очень сильны и представляют немалую опасность для всего мира.
Читайте нас: