Ювелирная точность и скорость. Два параметра, заложенные в обновленную систему противоракетной обороны Центрального промышленного района – фактически Москвы и ее ближайших пригородов. Здесь, в подмосковном Софрино, развернута уникальная, полностью автоматическая система защиты от ядерного удара, построенная на ракетах-перехватчиках 53Т6, по классификации NATO – SH-08 GAZELLE, и системе их наведения – радиолокационной станции «Дон-2Н». Именно этот объект – последняя и самая важная скрепа обновленной системы предупреждения о ракетном нападении страны.
Российская система обороны от ракетного нападения состоит из трех элементов. Первый из них – космический. То есть спутники, фиксирующие сам старт баллистических ракет. По данным сайта «Стратегическое ядерное вооружение России», на июнь 2014 года в ее составе работали два аппарата, размещенные на высокоэллиптических орбитах, – «Космос-2422», «Космос-2446» и недавно выведенная на орбиту «Тундра».
Все вместе они входят в систему «Окно». Размещены на орбитах таким образом, что с интервалом не более 12 часов в сутки следят за территорией США на предмет возможных запусков баллистических ракет. Сегодня их планируют дополнить еще не менее десятью современными аппаратами, благодаря чему контроль станет постоянным.
Второй эшелон обороны – наземный. В него входят станции раннего предупреждения о ракетном нападении «Дарьял», «Днепр», «Волга» и новейший «Воронеж», размещенные по периметру страны. Эти антенны определяют направление удара. Именно они получают со спутников системы «Око» сигнал тревоги, обнаруживают летящие ракеты, определяют направление их полета и возможные координаты падения головных ядерных блоков.
Всего во времена СССР по периметру страны было построено восемь таких станций. Три объекта – под Москвой, Оленегорском и Иркутском, остальные пять – в Прибалтике, Белоруссии, на Украине, в Казахстане и Азербайджане. Сейчас из восьми полноценно работают только четыре. Станцию в прибалтийской Скрунде под нажимом США и латвийских властей взорвали. От аренды украинских в Мукачево и Севастополе Россия отказалась сама. Сейчас они не работают. Также была закрыта станция в азербайджанском городе Габала. Вместо них с 2008 года началось масштабное строительство новейших РЛС типа «Воронеж». Всего их будет девять.
Первая из них развернута в поселке Лехтуси под Санкт-Петербургом. В результате у военных сразу появилась возможность видеть все, что творится в воздухе и космосе от побережья Марокко до Шпицбергена, а по дальности – до восточного побережья США. Вторую станцию ввели под Армавиром в 2009 году. Она восполнила возможности Габалинской РЛС в Азербайджане – отслеживает то, что происходит на отрезке от Северной Африки до Индии.
На боевое дежурство поставлена РЛС в поселке Пионерское Калининградской области, закрывшая западный сектор, за который отвечали станции в Мукачево и белорусских Барановичах. Сдан объект в Иркутской области, который «пробивает» пространство от Китая до западного побережья США. Завершаются государственные испытания новых РЛС в Красноярском крае и Оренбургской области, начаты госиспытания РЛС в Алтайском крае, а также строительство новой станции в Заполярье под Мурманском.
Третий и самый важный рубеж обороны – РЛС «Дон-2Н» в подмосковном Софрино. Этот объект предназначен для обнаружения баллистических ракет, их сопровождения, измерения координат, анализа состава сложных целей и наведения противоракет, а также для автоматического обнаружения, определения параметров движения космических объектов и передачи траекторных измерений в Центр контроля космического пространства.
«Дон-2Н» выглядит как четырехгранная усеченная пирамида высотой 33 метра и длиной сторон 130 метров у основания и 90 метров по кровле с неподвижными крупноапертурными активными фазированными приемопередающими антенными модулями диаметром 18 метров. При максимальной мощности РЛС выдает сигнал в 250 мегаватт. Она способна пробить пространство в более чем несколько десятков тысяч километров и обнаружить объект размером в несколько сантиметров. При этом может вести наблюдение за более чем 100 целями и с высокой точностью навести на противоракеты 53Т6.
От ближайшей американской позиции баллистических ракет до Москвы – 21 минута лета. За семь минут до подлета к столице их обнаруживает «Дон-2Н». Именно столько времени у станции остается на то, чтобы высчитать траекторию их полета и точно рассчитать время встречи с «Газелями». Из-за высоких скоростей времени на принятие решения практически нет. Поэтому объект работает полностью в автоматическом режиме. Люди всего лишь контролируют исправность его систем.
РЛС построена таким образом, чтобы в случае ракетной атаки вести боевую работу в автономном режиме. Это обеспечивается независимыми системами электро- и водоснабжения, мощным холодильным оборудованием, ремонтными подразделениями, а также запасами продовольствия и воды. Все ее системы дублированы, поэтому замена элементов, узлов, агрегатов оборудования может производиться без отключений. Но есть одно но. Из-за высокой энергоемкости «Дон» практически большую часть времени «спит» в ожидании сигнала тревоги, который ему подают станции СПРН типа «Воронеж», работая в режиме малой излучаемой мощности.
Перевод станции в более активный режим осуществляется по необходимости. Сегодня ее «включают» только для обнаружения запусков ракет космического назначения и пусков баллистических ракет с космодромов Плесецк и Байконур, стартов баллистических ракет с подводных лодок из акваторий Баренцева, Белого и Охотского морей. Во время боевого дежурства в 2016 году РЛС «Дон-2Н» обнаружила более десяти пусков баллистических ракет и ракет космического назначения.
«В конце прошлого года объект прошел модернизацию, – говорит командир соединения ПРО отдельной армии ПВО-ПРО Воздушно-космических сил генерал-майор Андрей Чебурин. – Возможности станции и раньше позволяли сопровождать баллистические цели и космические объекты, оценивать их потенциальную угрозу.
Важно, что в ходе модернизации, несмотря на увеличение мощности, РЛС стала менее затратной и ресурсоемкой: потребление воды для охлаждения уменьшилось в шесть раз, а электроэнергии – в три. Оптимизация ресурсов важна не только в целях экономии средств, но и для обеспечения более длительной работы станции в автономном режиме».
Военные говорят, что это позволяет существенно расширить возможности применения «Дона». Теперь он может работать не только как локатор системы ПРО Центрального промышленного района, но и, как стации СПРН, в какие-то моменты подменять собой те же РЛС «Воронеж». Кроме того, в ходе модернизации было существенно увеличено быстродействие вычислительных систем объекта. А летом этого года начнутся испытания новой противоракеты. Андрей Чебурин говорит, что по своим параметрам она в два раза превзойдет несущие боевое дежурство «Газели».
Автор: Дмитрий Литовкин
Читайте нас: