Процесс дозаправки в воздухе осуществляется только в боевой и военно-транспортной авиации России, ведь умение заправляться в полете является отличительной чертой опытного пилота от молодого летчика.
Дозаправка в воздухе считается одной из самых сложных в исполнении операций в полете. Не зря этот процесс осуществляется только в боевой и военно-транспортной авиации, ведь умение заправлять топливные баки во время полета является отличительной чертой опытного пилота от молодого летчика, сообщает tvzvezda.ru. Заправка такого типа имеет массу преимуществ: полет становится длиннее и продолжительнее, а на борт можно брать больше вооружения. То, что новый авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50 оборудован специальным оборудованием для заправки топлива в полете, говорит о перспективности этого метода.
О принципе работы «воздушной АЗС», о подготовке пилотов к выполнению этой сложной операции и о том, что нужно знать летчику, чтобы заправить самолет на большой скорости и высоте, телерадиокомпании tvzvezda.ru рассказал журналист Алексей Егоров.
Когда баки «на нуле».
Среди российских ракетоносцев, возможность заправки в воздухе есть к Ту-160, Су-27 и Су-34. Многие строевые летчики называют процедуру дозаправки во время полета маневром высшего пилотажа. Заслуженный летчик-испытатель России, полковник запаса, Герой России Сергей Богдан первый летчик, который заправил на высоте российский ПАК ФА.
По словам Богдана, Т-50 не обладает какими-то существенными особенностями по сравнению с другими самолетами во время дозаправки в воздухе. Все замечания Сергея Богдана были учтены и использованы в доработке и корректировке системы управления самолета.
Отметим, что заправка в воздухе выполняется в определенном диапазоне, который вымеряется заранее и зависит от конструкции самолета. Пилоты говорят, что во время заправки «потрясывает». Это не удивительно, ведь на малых дистанциях между самолетами появляется так называемый «спутный след». Но для подготовленного пилота это не проблема и никаких трудностей с устойчивостью и управляемостью самолета не возникает.
Что касается Т-50, то в этом новом и во многом революционном самолете российской авиации, система дозаправки реализована в более совершенном варианте. Штанга, принимающая топливо «спрятана», а конструкция машины позволяет пилоту практически не ощущать «спутного следа».
Небесные «ювелиры».
В ВКС России основным и классическим заправщиком является Ил-78. Задачи подобного типа эти самолеты выполняют несколько десятков лет. Размах крыла Ил-78 – 50 метров, а максимальная взлетная масса – 210 тонн. Отметим, что более половины этого веса составляет как раз авиационное топливо. Цистерны для этого топлива занимают почти весь грузовой отсек, но это еще не все: топливо закачивается в крылья самолета, которые соединены с баками в грузовом отсеке в единую систему.
Главный специалист Научно-производственного предприятия «Звезда» Василий Елисеев рассказал в краткой форме tvzvezda.ru технологию заправки. По его словам, топливо из баков заправочного самолета специальными насосами подкачивается в подвесной агрегат, после чего открывается передний воздухозаборник, который дает доступ воздуха к торбонасосной системе. От этой системы и спускаются шланги с конусообразным наконечником к самолету, который необходимо заправить.
Что касается НПП «Звезда», то это уникальное предприятие, которое создало множество оригинальных устройств для отечественной авиации. Здесь же был разработан конус, который является ключевым элементом системы воздушной заправки. Этот конус можно назвать «аэроюбкой», которую размещают в конце топливного шланга для того, чтобы он плавно парил в воздухе. Пилоту остается только пристыковаться к этому конусу, при этом как можно ближе к центру.
Опытные летчики, которым приходилось заправляться во время полета, сравнивать этот процесс с попаданием ниткой в ушко иголки, с одним лишь уточнением: оба самолета двигаются на огромной скорости. Миг-29 во время заправки в воздухе движется со скоростью более 500 километров в час.
Обучение пилотов заправке в воздухе отрабатывается на специальном тренажере, сообщает tvzvezda.ru. По словам инструкторов, заправляемый самолет во время процедуры словно «танцует» в воздухе, что требует от пилота точность исполнения. От летчика требуется не только ровно держать машину, но и удерживать постоянную скорость. Для того, чтобы хоть как-то помочь пилотам, был разработан специальный датчик дозаправки, который помогает самолету быть устойчивее.
Как работает воздушная АЗС.
Ил-78 способен заправлять во время полета боевые самолеты разного типа. Помимо названных выше, стоит упомянуть Миг-31 и Су-24. Во время заправки топливо подается под огромным давлением, что позволяет заправить истребитель за 8 минут, а тяжелый ракетоносец за 20. Также практикуется парная заправка, когда необходимо заправить сразу две машины.
Заправочный конус стыкуется со штангой с помощью мощных электромагнитов. Их мощность около 80 килограмм. Топливный шланг также сложно назвать обыкновенным: он никогда не провисает и автоматически подматывается, если это необходимо.
В tvzvezda.ru отметили, что Ил-78 оборудован тремя агрегатами дозаправки, что открывает возможность для заправки сразу трех самолетов. Но специалисты относятся к этой возможности скептически, называя этот процесс «цирковым номером» из-за неистовой сложности маневра. Василий Елисеев отметил, что гораздо комфортнее заправлять два самолета: в этом случае расстояние между крыльями самолетов безопасное, при сохранении пространства для маневра.
Система заправки во время полета есть и в армиях стран НАТО. Там процессом в большей степени руководит командир самолета-танкера, в то время как в авиации России большая ответственность лежит на пилотах машин, которые необходимо заправить. По мнению российских специалистов это логично, поскольку с танкера невозможно адекватно оценить параметры полета. Для России же это открывает возможность использовать в качестве танкера и другие самолеты, которые возможно оборудовать соответствующим оборудованием. Сергей Богдан считает, что это может пригодиться в палубной авиации. Самолеты могут заправлять друг друга, существенно увеличивая дальность полета. При этом самолет, который выступает в роли танкера, может быть даже не оборудован специальной аппаратурой, а отдавать топливо из собственных баков, оставляя запас для безопасного завершения собственного полета.
Под крылом - вся планета.
Инновации и новые технологии используются и в сфере обеспечения самолетов топливом, сообщает tvzvezda.ru. Баки машин сейчас защищены пенополиуретаном, который защищает бак от взрыва топлива из-за попадания, например, снаряда. Пенополиуретан также не дает «плескаться» топливу в баке, защищая самолет от «раскачивания». В tvzvezda.ru подчеркнули, что эта технология используется только в боевых самолетах. В, например, Ил-78 топливо закачивается в цистерны по обычной схеме.
Эти самолеты находятся на вооружении авиационного полка в Рязани. Там же организован единственный в ВКС России специальный учебный центр, где ведется подготовка пилотов «летающих АЗС». Командир части Михаил Максимов отметил уникальность подготовки специалистов, ведь в тренировках участвует сразу весь экипаж, отрабатывая все действия сразу.
Авиация России ожидает поступления новых, модернизированных заправщиков. Их индекс Ил-78М-90А. Их сборкой занимается Ульяновский авиастроительный завод. Ил-78М-90А отличается от своего предшественника новым крылом, которое выполнено как единая конструкция. Устройство для дозаправки будет также новое, с большей мощностью. В сумме новый танкер сможет принять на борт 40 тонн топлива. Этого достаточно, чтобы заправить четыре истребителя Су-35. В tvzvezda.ru отмечают, что любой танкер в короткие сроки может быть переделан в обыкновенный военно-транспортный самолет. В этом случае демонтируются баки в грузовом отсеке, на место которых устанавливаются сиденья.
Командующий Дальней авиацией, генерал-майор, Герой России Сергей Кобылаш считает, что самолеты-заправщики в будущем будут еще более востребованы в авиации. Ведь благодаря им появляется возможность облететь земной шар без промежуточных посадок для пополнения топливных баков.
Читайте нас: