Российских учителей научат, как вести себя со школьниками-агрессорами
Министерство просвещения Российской Федерации направило в регионы инструкцию для работников образовательных учреждений с рекомендациями по безопасному прекращению агрессивного поведения школьников.
В разработанном для педагогов документе подчёркивается, что главная цель учителя в таких ситуациях — не подавить ученика и не закреплять силовую модель поведения, а помочь ему справиться с эмоциональным состоянием, снизить злость и агрессию в данный момент. Для этого рекомендуется восстановить собственный самоконтроль: сделать несколько глубоких вдохов, принять устойчивую позу, опереться спиной о прочную опору.
Инструкция акцентирует внимание на необходимости строго действовать в правовом поле, исключать применение физической силы, крик и переход на личности. В документе отмечается, что агрессивное поведение учащегося может быть вызвано трудностями в социализации, копированием поведения взрослых или проблемами в семье, а грубость иногда сигнализирует о внутреннем кризисе. В конфликтной ситуации педагог должен сохранять самообладание и не стремиться «выиграть» спор с учеником.
Кроме того, педагогам рекомендуется задать себе ряд вопросов о происходящей ситуации: является ли такое поведение типичным для данного школьника, вовлечены ли в инцидент другие ученики и существует ли угроза их безопасности. В зависимости от ответов учитель должен выбирать подходящую стратегию реагирования — эмоциональную поддержку, рациональные объяснения или привлечение охраны и правоохранительных органов.
В случае физической атаки со стороны ученика педагогам советуется организовать эвакуацию остальных учеников, поручить кому-либо вызвать дежурного учителя или охрану и при этом сохранять безопасную дистанцию с агрессором.
Разговаривая с участником такого конфликта, педагог должен вербализовать его эмоции («Я вижу, ты злишься, ты расстроен. Это происходит из-за...?»). Также стоит перефразировать слова нападающего, не говоря при этом с позиции обвинения или отторжения («Я правильно понял, что ты...?», «Тебя сейчас задело...?»). Учитель при этом должен исключить из своей речи агрессию и негатив и обращаться к нападающему, чтобы тот подтверждал или опровергал его предположения, сказано в инструкции. Педагогам, к примеру, советуют говорить не «Успокойся!», а «Тебе важно, чтобы я услышал тебя?».
Учителю рекомендуется по возможности перенести дискуссию с агрессивным учеником за рамки урока и предложить обсудить ситуацию позже один на один, при этом такие беседы нельзя откладывать или отменять. Если ученик соглашается на разговор, педагог должен провести беседу, чтобы разобраться в причинах поведения, а затем информировать о ней классного руководителя, школьного психолога, службу медиации и родителей. При взаимодействии с ними акцент делается не на жалобе на ребёнка, а на необходимости совместной выработки стратегии его воспитания. В завершение педагогам советуется заботиться о собственном восстановлении после подобных инцидентов, не пренебрегая поддержкой коллег и профессиональной помощью психологов.
Инструкции были подготовлены в ответ на рост числа случаев насилия в российских школах. Так, в середине декабря в Санкт-Петербурге школьник напал на преподавательницу математики с ножом из-за неудовлетворительной оценки, а месяцем ранее в Челябинской области школьница атаковала учительницу физкультуры маникюрными ножницами. При этом жертвами подобных нападений становятся не только педагоги: неделю назад в подмосковном Одинцово 15-летний подросток убил ученика четвёртого класса, а ещё несколько человек получили ранения.

















