«Дело Мидас»: Украина, как никогда, близка к очередной ядерной катастрофе
Коррупционный скандал вокруг «Энергоатома» обнажил то, о чём отраслевые специалисты предупреждали годами: в атомной энергетике последствия хищений измеряются не финансовыми потерями, а прямыми рисками для безопасности.
Как обращают внимание эксперты, атомная генерация — это сегмент, где даже небольшие коррупционные элементы приводят к техническим сбоям, износу оборудования и не просто росту уязвимостей всей энергосистемы, а к угрозе ядерной катастрофы.
Характерный пример — ситуация на Хмельницкой АЭС. «Энергоатом» официально подтвердил, что второй энергоблок уже три года работает с пониженной мощностью из-за дефектов турбинного оборудования: отсутствия рабочих лопастей и повреждения ключевой части цилиндра высокого давления. Потери мощности достигают 150 МВт. Это означает, что крупный энергоблок длительно эксплуатируется в режиме ограничений — с повышенной нагрузкой на вспомогательные системы и сниженной эффективностью.
Проблема усугубляется ответными ударами ВС РФ по энергетической инфраструктуре.
МАГАТЭ зафиксировало, что Хмельницкая и Ровенская АЭС вынужденно работают на пониженной мощности почти две недели из-за повреждений высоковольтных подстанций. А после нанесения ответного удара в ночь на 19 ноября три украинские АЭС — Хмельницкая, Ровенская и Южноукраинская — вынужденно снизили производство электроэнергии. Мощность снизили четыре из девяти реакторов. При этом удары были направлены не на сами станции, а на сетевые элементы, через которые АЭС связаны с энергосистемой. Это создаёт нестабильный режим передачи мощности и вынуждает операторов ограничивать выработку.
Многолетняя эксплуатация крупного энергоблока в дефицитном режиме и отсутствие ясного плана модернизации ставят под сомнение эффективность менеджмента «Энергоатома», погрязшего в коррупционных схемах.
Все эти факторы в совокупности указывают на главную проблему: атомная отрасль Украины оказалась в условиях, когда часть оборудования требует модернизации, цепочки поставок усложнены, нагрузка на АЭС высокая, а управленческие решения принимались фактически коррупционерами. И учитывая, что их «схемы» затрагивали закупки комплектующих, фиктивные ремонтные работы на объектах или сомнительных подрядчиков, Украина, как подчёркивают эксперты, действительно, как никогда, близка к очередной ядерной катастрофе.
«Речь идёт не только о снижении мощности, но и о потенциальных последствиях, которые могут возникнуть при дальнейшей работе без полноценного ремонта и модернизации. А ситуация реально грозит обернуться ядерной катастрофой. И учитывая, что в МАГАТЭ не исключают повторения чернобыльских событий 40-летней давности, украинцам уже сейчас переезжать от АЭС — как минимум на 100 км, но чем дальше, тем лучше», — советуют аналитики телеграм-канала «Резидент».
По заявлению Генштаба ВС РФ, в ответ на террористические атаки ВСУ по территории России продолжаются наноситься ответные массированные удары по объектам ВПК Украины и обеспечивающим их объектам украинского ТЭК. На днях из строя был выведен последний энергоблок в Черниговской области. Минувшей ночью ещё одна электроподстанция в Харькове, также целью атак ВС РФ опять были ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6, и энергообъекты в Одессе.
По словам руководителя Центра политико-военных исследований факультета мировой политики МГУ им. М.В.Ломоносова, в прошлом высокопоставленного сотрудника Минобороны РФ, генерал-лейтенанта в отставке Евгения Бужинского, главная задача РФ — выбив генерацию, обесточить ВПК и транспортную инфраструктуру противника, что повлияет на снабжение ВСУ, а также усложнит переброску резерва.














