По информации Reuters, частичная эвакуация американского посольства в Ираке происходит в момент обострения напряжённости в регионе, который уже охвачен пламенем после 18 месяцев войны в Газе, вызвавшей опасения по поводу более масштабного конфликта между США и Израилем, с Ираном и его союзниками. Трамп неоднократно угрожал нанести удар по Ирану, если переговоры по его ядерной программе провалятся, а в среду он заявил, что всё меньше верит в то, что Тегеран согласится прекратить обогащение урана – ключевое требование США, добавляет агентство, указывая, что Соединённые Штаты имеют военное присутствие в основных нефтедобывающих регионах, с базами в Ираке, Кувейте, Катаре, Бахрейне и Объединённых Арабских Эмиратах.
Министр обороны Ирана Азиз Насирзаде также заявил в среду, что, если Иран подвергнется ударам, он ответит ударом по американским базам в регионе. А Британия предупреждает все танкеры и другие суда оставаться наготове при пересечении Персидского залива.
Примечательно, что несколько дней назад американское агентство Bloomberg
«Трамп на этой неделе справедливо заявил, что США не позволят Тегерану получить какие-либо возможности по обогащению урана (хотя высокопоставленные помощники посылали противоречивые сигналы). Иран, напротив, неубедительно утверждает, что будет использовать свои возможности по обогащению не для создания атомного оружия, а для обеспечения топливом атомных электростанций», – пишет Ставридис, отмечая, что «ситуация в целом выглядит не очень хорошо», что можно понять как намек на то, что надо бомбить. А потому тут же он начинает по-военному конкретно рассуждать, как конкретно могут нанести совместный удар по ядерным объектам Ирана Израиль и США.
Наиболее очевидным и необходимым элементом такой операции была бы, считает отставной генерал, атака с воздуха: сочетание крылатых ракет, беспилотников и пилотируемых летательных аппаратов. Но, прежде чем сбрасывать бомбы на иранские ядерные объекты в Натанзе и Фордо, потребуется значительная военная подготовка. Во-первых, это будет всеобъемлющая наступательная кибервойна, которая, вероятно, совпадет с массированным ударом крылатых ракет и беспилотников по оставшимся в Тегеране российским зенитно-ракетным комплексам С-300 и С-200, а также по иранским системам противовоздушной обороны, таким как «Бавар-373» или «Хордад-15». Кибернаступление лучше всего начать с военной электросети Тегерана: у израильтян, вероятно, есть такая возможность – по сути, киберсапоги на земле, предлагает Ставридис.
Израильтяне, вероятно, продолжает он, также задействовали бы спецназ. Удар, который они нанесли по иранским ракетным объектам в Сирии в 2024 году,
Сочетание крылатых ракет и атак беспилотников – вот где в игру вступит боевая мощь США, особенно с учётом залповых пусков крылатых ракет «Томагавк» большой дальности с эсминцев класса «Арли Бёрк» и крейсеров класса «Тикондерога». Подводные лодки США также могут внести свой вклад, хотя их запасы ракет намного меньше, чем у надводных кораблей. Крылатые ракеты будут нацелены на уничтожение иранских зенитных батарей, электросетей, радаров раннего предупреждения и стратегических узлов связи.
Одновременно с этим, считает Ставридис, будет отправлена волна беспилотников, чтобы уничтожить иранские военно-воздушные силы до того, как они поднимутся в воздух. Самолёты Тегерана в основном устарели по современным боевым стандартам, включая древние истребители F4 и F14 американского производства (вспомните Тома Круза в фильме «Лучший стрелок» 1980-х годов), и у них серьёзные проблемы с техническим обслуживанием.
На этом этапе будут использоваться как израильские, так и американские самолёты. Самые совершенные самолёты, которыми располагают обе военно-воздушные силы, – это истребители пятого поколения F-35 Joint Strike Fighter, которые могут действовать с наземных баз в Объединённых Арабских Эмиратах и Катаре и заправляться в воздухе с помощью супертанкеров KC-135 и KC-46. Американские самолёты также могут прибывать с моря – лучше всего иметь как минимум два авианосца с 80 боевыми самолётами на каждом. (В настоящее время в регионе находится только одна ударная авианосная группа, но ещё одна может прибыть менее чем через две недели.) Старые израильские F-18 и F-16, а также палубные американские F/A-18 «Хорнет» могут быть использованы для уничтожения оставшихся иранских самолётов после того, как противовоздушная оборона будет полностью подавлена.
Затем последует главное событие: массированные авиаудары, вероятно, возглавляемые американскими стратегическими бомбардировщиками B-2 «Спирит», несущими 30-тонные проникающие боеприпасы Massive Ordnance Penetrators, также известные как «разрушители бункеров». США недавно разместили до восьми таких бомбардировщиков-невидимок на ударных позициях на острове Диего-Гарсия к юго-востоку от Ирана в Индийском океане.
Генерал, конечно, при этом понимает, что добиться желаемого результата будет не так-то просто. А потому напоминает, что «лучшая защита Ирана – это не ракеты и не самолёты, а то, что большая часть программы по обогащению урана спрятана глубоко под землёй и защищена от бомбардировок. Тем не менее я бы не хотел оказаться в центральных помещениях с центрифугами, когда прилетят B-2. Консервативные оценки ущерба от боевых действий показывают, что программа будет приостановлена как минимум на год», с удовлетворением заключает он, добавляя, что «Иран – огромная страна, почти в два с половиной раза больше Техаса, большая часть которой покрыта горами, и её трудно полностью контролировать из космоса. Это действительно была бы сложная миссия».
Ну а что же Иран? Будет пассивно наблюдать, как его громят Израиль и США? Нет, конечно, матерый вояка Ставридис понимает, что Тегерану есть чем ответить на агрессию. «Иран, – пишет он, – решительно отреагирует на массированный удар. Контрнаступления будут как прямыми, так и асимметричными и почти наверняка включат в себя ещё один залп баллистических ракет по Израилю (намного более масштабный, чем неэффективная атака в прошлом году), а также удары с использованием того, что осталось от арсенала "Хезболлы" в Сирии. Вероятны взрывы в посольствах США и Израиля и на коммерческих объектах по всему миру, а также кибератаки».
Мало того, Ставридис предупреждает, что нападение чревато и другими весьма неприятными последствиями. «Тегеран, – как считает генерал, – может перекрыть Ормузский пролив минами, небольшими судами и ракетами класса «земля-земля» малой дальности. Это остановит 35% мировых поставок нефти и газа, и США и их союзникам, возможно, потребуются месяцы, чтобы вновь открыть пролив. Тегеран также может нанести удар по морским нефтегазовым объектам Саудовской Аравии или ОАЭ или даже атаковать основные энергетические объекты Саудовской Аравии на суше».
Однако все это не пугает бравого Ставридиса, который, несмотря на все свои звания и на многочисленные боевые награды, никогда не воевал против такого сильного противника, как Иран. Потому в заключение он угрожающе заявляет: «Говорят, что прародитель Ирана, Персидская империя, была одним из первых государств, где играли в шахматы. Если Тегеран упустит этот шанс на переговоры с США, его ждёт очень мрачный эндшпиль».
Однако понятно, что Ставридис – отставник и его прогнозы – всего лишь личное мнение американского «ястреба», хотя и авторитетного, но уже в штатском. На самом деле в Израиле и в США все-таки понимают, что нападение на Иран может обернуться непредсказуемыми последствиями. Поэтому те, кто принимают решения, колеблются. Как сообщает Axios со ссылкой на осведомленные источники, Израиль
«Мы успокоили американцев и сказали им, что нет никакой логики в том, чтобы начинать атаку, если можно найти хорошее дипломатическое решение. Вот почему мы собираемся дать ему шанс и подождать с любыми военными действиями, пока не станет ясно, что переговоры исчерпаны и (представитель Белого дома) Стив Уиткофф сдался», – заявил один из собеседников портала.
По словам израильских официальных лиц, обещания были даны во время визита в Вашингтон на прошлой неделе министра по стратегическим вопросам Рона Дермера, директора «Моссада» Давида Барнеа и советника по национальной безопасности Цахи Ханегби. Белый дом все еще ждет ответа Ирана на предложение заключить ядерную сделку. Иранские же власти сообщили, что в настоящий момент работают над ответом. Как известно, переговоры по иранской ядерной программе ведут Стив Уиткофф и глава иранского МИД Аббас Аракчи при посредничестве Омана.
Однако в среду верховный лидер Ирана Али Хаменеи заявил, что условия, выдвигаемые США для урегулирования проблемы ядерной программы Тегерана, противоречат иранским интересам. «Первое слово США звучит так: у Ирана не должно быть ядерной промышленности, и он должен зависеть от Соединенных Штатов (...) Наш ответ на нелепости США ясен: они совершенно ничего не смогут сделать в этом вопросе», – сказал Хаменеи в телеобращении.
Между тем генерал-майор (в отставке Яаков Амидрор, бывший глава
«Это должно повлиять на нас. Мы должны понимать, что, если не будет достигнуто хорошее соглашение, у нас
Так что ситуация в регионе все больше накаляется, и ее исход пока трудно предсказать.