Франсуа Олланд дал понять, что Киев сам виноват в срыве мирных соглашений
Президент Франции Франсуа Олланд на сессии ПАСЕ 12 октября сделал небольшое, но значимое замечание. Он заявил, что сначала должны быть проведены выборы «в отдельных районах Луганской и Донецкой областей» и политическое урегулирование. И только потом допуск Украины к контролю за границей в Донбассе. Именно такой точки зрения придерживается и Россия.
В общем-то, Олланд признал очевидный порядок, зафиксированный в тексте Минских соглашений. Новое в его заявлении только то, что до сих пор западные лидеры делали вид, что их не касаются все эти детали. Они просто обвиняли Россию в невыполнении «Минска-2», не задумываясь даже о том, что Россия официально не является стороной конфликта в Донбассе. Таким образом, они как бы соглашались с тем, что утверждал Киев: сначала отдайте нам контроль над границей между Донбассом и Россией, а там уж мы сами разберёмся.
Как киевские власти «разберутся» при таком варианте развития событий, было понятно. Тем не менее, раньше их безоговорочно поддерживали США и ЕС. А вот теперь всё же «оговорочка» прозвучала. Не случайно она вызвала такую раздражённую, если не сказать — истеричную реакцию главы украинского МИД Арсена Авакова.
Почему Олланд, который в последнее время не очень-то лестно отзывался о России в связи с сирийским кризисом, решил намекнуть Киеву, что это из-за его позиции Минские соглашения находятся в тупике?
— До сих пор все было всё понятно без подтекста — Минские соглашения зашли в тупик, — говорит заведующий Отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов. — И одновременно ясно, что любые подвижки, как в урегулировании конфликта в Донбассе, так и в целом в российско-европейских отношениях возможны только при условии выполнения этих соглашений.
Как разрешить это противоречие в Евросоюзе и, частности, во Франции, входящей в «нормандскую четвёрку», попросту не знали. Идей не было. Но при этом никто и не пытался ставить вопрос ребром, чтобы нарушить сложившийся статус-кво «невыполнения Минских соглашений».
Ситуация существенно изменилась в последние дни. Не просто стало понятно, что «Минск-2» в тупике, и, главным образом, из-за позиции Украины, которая при каждом удобном случае заявляла о невозможности выполнения соглашений. Теперь уже глава МИД Украины Павел Климкин позволяет себе официально озвучивать эту позицию. И вот здесь европейцы попадают в очень тяжёлую политико-дипломатическую ситуацию. Дальше уже невозможно возлагать всю ответственность за невыполнение «Минска-2» на Россию. При всём желании. Приходится признавать, что основное препятствие для мирного урегулирования в Донбассе — позиция Киева.
— Какие действия европейцев могут последовать за этим признанием?
— Трудно сказать. Наиболее оптимально было бы разработать конкретный план, или, если хотите, дорожную карту, показывающая, как стороны будут продвигаться к выполнению каждого из пунктов Минских соглашений. Если говорить о проведении выборов в Донбассе, то тут должно быть максимально подробно разъяснено, кто может в них участвовать с точки зрения Киева. В частности, могут ли быть представлены во власти в ДНР и ДНР те, кого считают персонами нон-грата на Украине? Согласятся ли с этим в непризнанных республиках?
И таких вопросов много. При этом трудно разложить чётко по пунктам, в какой последовательности они должны выполняться. Хотя совершенно ясно, что без местных выборов в Донецке и Луганске, без проведения конституционной реформы Украины отдавать Киеву под контроль донбасский участок границы нецелесообразно.
Также и в вопросе амнистии в отношении ополченцев ДНР и ЛНР. Она обязательна, и объявлять её также необходимо в преддверии выборов, а не после.
На Западе сейчас понимают, что выйти из тупика невозможно только путём наращивания давления на Россию. Необходимо работать с Украиной, нужно дополнять Минские соглашения конкретными договорённостями, которые должны заключаться при непосредственном участии ДНР и ЛНР.
Ещё одним фактором сегодняшней ситуации является близость президентских выборов в США. Сейчас у администрации Обамы несколько уменьшились возможности влиять на ситуацию на Украине, и Европа чувствует большую свободу действий. Возможно, она как раз использует этот «пересменок» между двумя американскими президентами, чтобы значительно изменить ситуацию в Донбассе и на Украине в целом.
Нельзя забывать и о том, о чём многие сейчас предпочитают не говорить. Всё более назревает необходимость пересмотра договорно-правовой базы отношений между Украиной и Россией. В частности, Договора о дружбе и сотрудничестве. Он выглядит крайне парадоксально на фоне того, что из Киева постоянно звучат заявления об агрессии России. А вот договор этот там не разрывают. Тем не менее, повторяю, жизнь подталкивает к его пересмотру. Вопрос — как при этом не сжечь оставшиеся мосты между Россией и Украиной — очень серьёзный.
— Ждёте ли вы подвижек в выполнении «Минска-2» в ходе встречи «нормандской четвёрки» 19 октября?
— Если честно, я не уверен, что она вообще состоится. Именно сейчас обстановка такова, что много факторов препятствует этому. Если она всё же состоится, то серьёзных подвижек ждать не стоит. Во-первых, потому, что отношения между Россией и Францией сильно осложнены в связи с сирийским кризисом. Кроме того, скоро состоится Совет Евросоюза. Это значит, что Франция и Германия больше будут заинтересованы не столько в результативности встречи, сколько в том, чтобы представить итоги этой встречи, скажем так, в формате европейского единства и консенсуса. При этом Владимиру Путину, конечно, нет смысла ехать без предварительных конкретных договорённостей только для того, чтобы в очередной раз убеждать своих партнёров, что «Москва не виновата».
— Можно, конечно, поиронизировать на тему, что, наконец-то господин Олланд прочитал текст Минских соглашений, — говорит заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. — Из текста ясно следует, что сначала должны быть проведены выборы, и не только они. А уже потом передана под контроль Киева граница между Донбассом и Россией.
Европейцы, не говоря уже о киевских властях, и не вспоминают о том, что, согласно соглашениям, ещё полтора года назад они должны были начать восстанавливать банковскую систему в Донбассе, которая бы позволила выплачивать пенсии и прочие выплаты жителям ЛНР и ДНР. И, кстати, Франция и Германия обещали принять в этом участие.
Европейцы поняли, что бессмысленно без конца давить на Россию, поэтому начали предъявлять претензии Киеву. Но киевские власти при этом ведут себя так, словно ничего не происходит. Они всем своим видом показывают: вы нам не начальники. Имеется, видимо, в виду, что новый начальник появится после президентских выборов в США. В Киеве надеются, что будет избрана Хиллари Клинтон, которая даст команду Минских соглашений не выполнять.
Поэтому от встречи 19 октября я не жду серьёзных результатов.
— О чём говорит крайне раздражённая реакция главы МВД Украины Арсена Авакова на слова президента Франции?
— Как раз о том, что Олланд, вольно или невольно, мешает Киеву спокойно дожидаться того момента, когда из Вашингтона будет дана отмашка не соблюдать «Минск-2». И это осложняет им задачу в срыве Минских соглашений обвинить исключительно Россию. А Европа признает, что это Киев не выполняет взятых на себя обязательств. Следующим шагом станет вопрос: а почему, если это Киев виноват в срыве Минских соглашений, санкции действуют только против России?
Алексей Полубота
Фото: Zuma/TASS
Читайте нас: