Президент РФ Владимир Путин
Принцип «ответственности за защиту» лежит на каждом государстве
Как отмечается в Итоговом документе Всемирного саммита, утверждённом Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 60/1 от 24.10.2005, каждое государство обязано защищать свое население от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности. Эта обязанность влечет за собой необходимость предотвращения таких преступлений, в том числе подстрекательств к ним, путем принятия соответствующих и необходимых мер (п. 138).
Политические лидеры мира в Итоговом документе Всемирного саммита подтвердили свою решимость действовать не только когда преступления (геноцид, военные преступления, этнические чистки и преступления против человечности) уже совершаются, но также, когда они назревают, с использованием всех допустимых и необходимых средств.
Международное сообщество должно принять соответствующие меры для того, чтобы содействовать и помогать государствам в выполнении этой обязанности, и должно поддержать усилия Организации Объединенных Наций (далее – ООН) по созданию возможностей раннего предупреждения (превентивных мер).
Необходимо отметить, что меры, связанные с защитой населения от преступлений, должны охватывать весь спектр насильственных и ненасильственных принудительных действий, доступных Совету Безопасности ООН, с учетом особенностей глав VI, VII и VIII Устава ООН (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945).
В докладе Международной комиссии по вопросам вмешательства и государственного суверенитета (ICISS), «Обязанность защищать» (The Responsibility to Protect, Ottawa, 2001) обращено внимание на то, что, военное вмешательство в целях защиты людей оправданно, чтобы остановить или предотвратить крупномасштабные человеческие жертвы, фактические или в высшей степени вероятные, связанные или не связанные с геноцидом, как результат преднамеренных действий государства либо его бездействия или неспособности действовать либо паралича государственной власти; или крупномасштабные этнические чистки, фактические или в высшей степени вероятные, осуществляемые путем убийства людей, насильственного вытеснения с обычных мест проживания, актов террора или изнасилования.
В международном праве появляется норма коллективной «ответственности за защиту» («A More Secure World: Our Shared Responsibility», 2004).
Другими словами, речь идет не о праве (какого-либо государства) вмешиваться, а об «ответственности за защиту», лежащей на каждом государстве, когда дело касается людей, страдающих в результате катастроф, которых можно было бы избежать, массовых убийств и изнасилований, этнической чистки, выражающейся в изгнании и запугивании людей, и умышленного создания условий, в которых люди голодают и подвергаются воздействию болезней.
На самом деле практика ООН определяется принципом приоритета права человека над суверенитетом и территориальной целостностью для освобождения колониального населения от угнетения и тирании, то же применимо к неколониальному населению, которое сталкивается с правительством, не представляющим его и проводящим политику дискриминации и нарушений прав человека.
Именно человек является центром международного права, права человека сегодня являются главным фактором легитимации международного права. Как новый универсальный язык эсперанто, язык международного права в области прав человека сосредоточен на человеке, а не на государстве. Ответственность за защиту прав человека является основной ролью суверенитета.
Хотя мир – основная забота международного сообщества и Организации Объединенных Наций, которые стремятся избавить грядущие поколения от бедствий войны, это не должен быть непрочный мир, установленный и поддерживаемый на основе систематического принесения в жертву прав человека населения государства или его части его собственному правительству. В таких случаях международное сообщество имеет обязанность защищать жертвы всеми строго необходимыми средствами (Постановление ЕСПЧ от 16.06.2015 по делу «Саргсян против Азербайджана»).
Миротворческая миссия ООН по разрешению конфликтов
Операции ООН по поддержанию мира проходили на Ближнем Востоке, в Индии и Пакистане, Западной Новой Гвинее (Западном Ириане), Йемене, на Кипре, в Афганистане, в Ираке, Анголе, Центральной Америке, в бывшей Югославии, Хорватии (Восточной Славонии, Баранье и Западном Среме, а позже – в Придунайском районе), бывшей Югославской Республике Македонии, в Боснии и Герцеговине, Косово (Югославия), Восточном Тиморе. Список можно продолжить.
Остановимся на некоторых примерах участий ООН в установлении мира.
Контролируемые Индонезией боевики занимались убийствами жителей Восточного Тимора, Генеральный секретарь ООН был вынужден угрожать правительству Индонезии международным преследованием за преступления против человечности, совершаемые вместо сотрудничества с международным сообществом и допущения принципа самоопределения Восточного Тимора (см. пресс-конференцию Генерального секретаря ООН в штаб-квартире ООН от 10.09.1999).
Были подписаны Соглашения между Индонезией и Португалией о Восточном Тиморе 1999 года и Соглашения между ООН, Индонезией и Португалией о процедурах проведения плебисцита в Восточном Тиморе на основе прямого голосования и в отношении мер безопасности 1999 года (Резолюция Совета Безопасности ООН № 1272 от 25.10.1999).
Переговоры проходили между правительством Португалии и Генеральным секретарем ООН о мирной и надлежащей передаче власти над Восточным Тимором ООН.
В рамках Резолюции Совета Безопасности ООН № 1272 были установлены следующие положения: обеспечение безопасности и поддержание правопорядка на всей территории Восточного Тимора; создание эффективной администрации; оказание помощи в развитии гражданских и социальных служб; обеспечение координации и предоставления гуманитарной помощи и помощи в целях восстановления и развития; оказание поддержки в создании возможностей для самоуправления; оказание содействия в создании условий для устойчивого развития.
Полномочия временной администрации под эгидой ООН в Восточном Тиморе были определены в документе ООН (Regulation № 1999/1 от 27.11.1999).
В частности, временная администрация ООН (UNTAET) вправе была назначать и освобождать от должности любых лиц в сфере гражданской службы Восточного Тимора, в том числе в рамках системы судопроизводства.
В документе устанавливалось прямое действие всех универсальных международно-правовых инструментов в области защиты и поощрения прав человека (Всеобщей декларации прав прав человека 1948 года, Пактов 1966 года, Конвенции против пыток 1984 года, Конвенции о правах ребенка 1989 года и т.д.). Подтверждалось действие всех законов, действовавших в Восточном Тиморе до учреждения UNTAET, если они не противоречили международным договорам.
Кроме того, временная администрация вправе осуществлять нормотворческую деятельность посредством издания регуляторных документов, которые действуют во времени до тех пор, пока не будут отменены новой властью уже после передачи UNTAET своих функций демократическим институтам власти Восточного Тимора.
Другим примером реализации миротворческой миссии ООН является бывшая Югославия (Косово).
ООН подчеркнула, что соответствующие мандаты и ответственность временной администрации под эгидой ООН (МООНК) изложены в Резолюции Совета Безопасности ООН № 1244 от 10.06.1999.
Мандат, подтвержденный Советом Безопасности ООН, являлся выражением воли государств-членов наделить какой-либо орган ООН властью (в отличие от обязанности) принимать решения и действовать в соответствии с ними: этот орган не имел обязанности предоставить результат. При осуществлении мандата операция ООН сохраняла за собой, если иное не было предусмотрено отдельно, полномочия по определению путей реализации мандата, в том числе сроки и приоритеты.
МООНК основывалась на четырех главных принципах, соответствовавших возложенным на нее задачам. Исполнение каждого принципа контролировалось Специальным представителем Генерального секретаря ООН и возглавлялось одним из заместителей Специального представителя Генерального секретаря ООН. Принцип I в момент его появления касался гуманитарной помощи и осуществлялся Верховным комиссаром ООН по делам беженцев. Новый принцип I (осуществление полицейских функций и правосудия) был установлен в мае 2001 года и исполнялся непосредственно ООН, так же, как и принцип II (гражданское управление). Принцип III, касавшийся демократизации и институционального строительства, исполнялся Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее – ОБСЕ), а принцип IV (реконструкция и экономическое развитие) – Европейским Союзом.
В качестве первого шага при применении главы VII Совет Безопасности ООН в Резолюции № 1244 прямо сослался на главу VII Устава ООН и привел необходимое определение существования «угрозы международному миру и безопасности». Кроме того, Совет Безопасности ООН, inter alia, напомнил о своей ответственности» за поддержание международного мира и безопасности (Решение ЕСПЧ от 02.05.2007 по вопросу приемлемости жалобы «Ажим Бехрами и Бекир Бехрами против Франции» и жалобы «Ружди Сарамати против Франции, Германии и Норвегии»).
По сути, Совет Безопасности ООН делегировал полномочии по гражданскому управлению вспомогательному органу ООН (МООНК), созданному Генеральным секретарем ООН.
В Резолюции № 1244 перечислялись многочисленные обязанности МООНК (временное управление; организация и контроль за развитием временных институтов самоуправления до достижения политического урегулирования, включая проведение выборов).
Ещё одним примером перехода территории под управление ООН является Восточная Славония (Резолюция Совета Безопасности ООН № 1037 от 15.01.1996).
В частности, Совет Безопасности в своей Резолюции № 1037 предоставил временной администрации (ВАООНВС) мандат, в основе которого лежала помощь в организации выборов, оказании содействия в их проведении и удостоверении легитимности результатов выборов.
Представленный выше опыт участия миссии ООН в установлении мира, является полезным для его транслирования на территорию Украины. Инициаторами долгосрочного мира выступают Россия и США – постоянные члены Совета Безопасности ООН. Инициатива, предложенная Президентом России Путиным В.В., по введению внешнего управления на территории Украины, является реализуемой.
Заключение
Необходимо отметить, что одним из важных факторов в построении мира (в том числе, на территории Украины) является создание многофункциональной операции (с участием временной администрации под эгидой ООН, стран-переговорщиков, заинтересованных в долгосрочном мире) по его поддержанию. По мере достижения успеха в деле восстановления мира, функции персонала временной администрации под эгидой ООН, в дальнейшем, передаются различным институциям системы ООН, которые занимаются соответствующими видами деятельности, из которых складывается миростроительство. Ответственность Совета Безопасности за принятие решений переходит к Генеральной Ассамблее или иным межправительственным органам, несущим ответственность за продолжение выстраивания мирного процесса.
В особенности обращаем внимание на рекомендацию в докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам от 01.12.2004 Совету Безопасности ООН о создании на основании статьи 29 Устава ООН Комиссию по миростроительству.