Дональд Трамп встретил начало 2025 года новой порцией заявлений о смене юрисдикции
Речь идет о полярном архипелаге, расположенном в Северном Ледовитом океане. Он состоит из трех крупных и нескольких мелких островов общей площадью 62 тыс. квадратных километров. Название Spitsbergen происходит от нидерландского словосочетания "острые горы". Русские поморы, первыми освоившие архипелаг, именовали острова Груманом, то есть продолжением "Груланда" – Гренландии. По мнению геологов, Шпицберген некогда был связан с крупнейшим островом мира сухопутной грядой, которая вследствие движения тектонических плит ушла под воду.
Архипелаг богат полезными ископаемыми. Здесь разрабатываются месторождения каменного угля, запасы которого оцениваются в 10 млрд тонн. В перспективе планируется добыча нефти, газа, редкоземельных металлов. Наконец, Шпицберген контролирует вход в Баренцево море. Это доступ к
Первоначально международно-правовой статус архипелага был установлен в 1872 году соглашением между Российской империей и Объединенными королевствами Швеции и Норвегии. Стороны определили острова международной зоной и признали равенство всех стран в эксплуатации природных ресурсов.
В преддверии Первой мировой войны Россия, Швеция и Норвегия провели серию международных конференций, на которых договорились совместно владеть островами (кондоминиум). Однако после революции 1917 года эти договоренности были нарушены.
Норвегия воспользовалась Гражданской войной в России и в одностороннем порядке аннексировала Шпицберген. Этот захват поддержали правительства Англии, США и Франции. В 1920 году они заключили с Норвегией Трактат о Шпицбергене. Этот документ, признавший суверенитет Осло над архипелагом, был открыт для подписания другими странам. В соглашении было два важных условия. Острова признавались демилитаризованной зоной. Участникам трактата гарантировались равные права на экономическое освоение архипелага.
Вначале Советская Россия протестовала против аннексии. Однако затем, ввиду приближения
Надо признать, что при этом норвежцы воспользовались отдельными действиями российской дипломатии. В 2010 году Дмитрий Медведев подписал с премьер-министром Йенсом Столтенбергом договор о "демаркации российско-норвежской границы". По соображениям укрепления региональной безопасности тогдашний президент России отказался от прав на 175 тыс. квадратных километров территории в Баренцевом море. В результате морские границы России были отодвинуты от Шпицбергена, который таким образом оказался внутри норвежской морской зоны. Это породило спор о режиме свободного доступа на архипелаг. Этот спор обострился в 2022 году, когда Осло присоединился к антироссийским санкциям и распространил их на Шпицберген. Тогда представители норвежского правительства заявили о праве досматривать и даже задерживать российские суда. Возникла угроза блокирования русских поселений на архипелаге. Кроме того, норвежское правительство выступило за создание польского поселения на базе исследовательской станции Хорнсунн. О явном намерении втянуть страны Евросоюза в конфликт из-за архипелага свидетельствует и другой шаг Осло – недавнее заявление МИД Норвегии: "Шпицберген является неотъемлемой частью НАТО". Это фактический отказ от демилитаризованного статуса архипелага.
В июле 2022 года Вячеслав Володин поручил комитету Госдумы по международным делам изучить вместе с МИД РФ возможность приостановки или денонсации договора 2010 года. Конкретно был поставлен вопрос о поиске достаточных международно-правовых оснований для пересмотра соглашения. Заявление Трампа об уступке Гренландии дает одно из решений.
Будущий хозяин Овального кабинета аргументирует свою позицию требованиями Устава ООН. Базовый документ международной организации гласит о всеобщей деколонизации. Гренландия, согласно классификации ООН, считается "зависимой территорией" Дании. Она подпадает под требование деколонизации. Но под это же требование подпадает и Шпицберген.
Архипелаг, формально считаясь частью Норвегии, в отличие от остальных ее провинций, лишен права на местное самоуправление. Территория под названием Svalbard управляется представителем министерства юстиции. Существуют ограничения и в вопросе обеспечения гражданских прав. Еще одно свидетельство зависимости – отсутствие капиталовложений в развитие. Большую часть добытого угля Норвегия, в отличие от России, экспортирует. Но если Москва до 2022 года ежегодно субсидировала в развитие Шпицбергена 700–800 млн рублей, то Осло и сегодня выделяет ноль.
Добавим, что ООН определяет "зависимыми территориями" Норвегии не только Шпицберген, но и острова Ян-Майен, Буве, Землю королевы Мод. Все они также подпадают под статью о деколонизации.
Читайте нас: