Российский рынок ВКС закончит год с совокупным объемом выручки в 24 – 24,5 млрд рублей. По сравнению с показателями 2023 года - 19,7 млрд рублей - это рост на весомые 25%. В следующие 3-4 года рост рынка слегка замедлится – по разным оценкам, составит от 15 до 18% в год, и в последующие годы будет расти, но уже не такими высокими темпами. Но стагнации сегмента в обозримом будущем, по крайней мере, до 2028 года, ожидать не стоит.
До составления детальных рейтингов текущего года пройдет еще несколько месяцев. Но итоги 2023 года показали, что 20 крупнейших игроков увеличили свою выручку более, чем в два раза, заработав, в совокупности, почти 17 млрд рублей. При этом на пятерку лидеров рейтинга – IVA Technologies, ТКС, NexTouch, «Сател» и «Вебинар Технологии (МТС Линк)» - пришлось более 70% этой суммы.
По оценкам экспертов, в текущем году среди отечественных сервисов самые высокие доли рынка ВКС по числу пользователей занимали «Яндекс.Телемост» (около 20%), «МТС Линк» (порядка 15%), «VK Звонки» (около 13%), SberJazz (почти 11%). Совокупная доля популярнейших зарубежных сервисов по числу пользователей постоянно снижается, но они по-прежнему занимают лидирующие позиции. Так, исследования рынка показывают, что услугами Zoom в текущем году пользовались свыше 67% клиентов, и его доля за текущий год даже выросла (с 51% в 2023 год). Предпочтения сервисам Skype отдают немногим более 44%.
Исключительно
Как полагают аналитики, процесс импортозамещения в сегменте, который начался с уходом и ограничениями для российских пользователей западных решений с российского рынка, в ближайшие год-два будет сохранять высокие темпы. Это связывают с близким окончанием срока еще действующих лицензий на западные решения. Ряд экспертов полагает, что говорить о полном переходе госкомпаний на отечественные ВКС также пока еще рано. По некоторым оценкам, на российские сервисы 80-90% госкорпораций перейдет лишь к 2030 году, а 100%-ного замещения иностранных решений в госсфере в обозримом будущем ждать не приходится.
Еще один движитель роста – сегменты Enterprise и малого бизнеса, которые освоены сервисами ВКС пока лишь на 30-40%. Самыми востребованными функциями ВКС-сервисов пользователи назвали интеллектуальное шумоподавление (ее используют примерно 25% абонентов), распознавание речи (около 20%), онлайн-переводчик (18%), размытие фона (16%), голосовое управление оборудованием и ПО (15%), а также фильтрация ненормативной лексики и интеллектуальное управление изображением (примерно по 13% на каждую позицию).
К 2028 году, по прогнозам аналитиков, объем продаж российских систем ВКС вырастет до 44,5 млрд рублей, среднегодовой темп роста этого показателя составит 35%.
Объем продаж отечественных систем корпоративной телефонии (виртуальные АТС на серверах, ПО, IP-телефоны) вырастут до 56,1 млрд рублей. Среднегодовой тем роста в этом секторе достигнет 22-23%.
Сегмент почтовых решений вырастет к указанной дате до 30 млрд рублей, продемонстрировав среднегодовой темп роста в 40% Темпы роста продаж отечественного ПО для ВКС и корпоративных мессенджеров будут в ближайшие 4 года самыми высокими – до 59-60% в год, и в 2028 году превысят 28 млрд рублей.
Как оценили аналитики, в текущем году топ-5 рынка по функциональным возможностям, техническим характеристикам и критериям безопасности составили сервис TrueConf от компании ТКС, продукт для проведения многоточечных видеоконференций VideoMost от компании SPIRIT, платформа 1F Teams для совместной работы, видеоконференций и чатов от компании «Первая Форма», корпоративный мессенджер Контур Толк от СКБ Контур и платформа для ВКС SaluteJazz от Сбер.
Читайте нас: