Госдеп США опубликовал обновленный список "несостоявшихся" государств, в который попали Афганистан, Гаити, Демократическая республика Конго, Йемен, Ливия, Мали, Сирия, Сомали, Судан, Центральноафриканская республика, Чад, Южный Судан. Основанием для такой публикации послужили следующие обстоятельства.
Устав ООН декларирует принцип суверенного равенства государств, предполагающий гарантии соблюдения государственного иммунитета. Это означает, что ни одна страна не вправе навязывать свою волю другой, присваивать её имущество. Однако из-за противодействия западных стран ООН до сих выработала единую общемировую практику по обеспечению иммунитета государств, в т. ч. по защите их зарубежного имущества.
Вместо этого США выдвинули концепцию, согласно которой бремя практической реализации принципа государственного иммунитета перекладывается на внутреннее законодательство отдельных стран. Вопрос только в том, что в каждом государстве собственное понимание того, как указанный иммунитет следует обеспечивать. Так в США принцип государственного иммунитета сочетается с концепцией "несостоявшихся государств" (failed state).
Она была введена в американское право в 1990-х годах. Под термином failed state подразумеваются (дословно) "государства, которые не в состоянии поддерживать своё существование в качестве жизнеспособной политической и экономической единицы". Квалифицирующим признаком "несостоятельности" определялась (дословно) "неспособность правительств контролировать некоторую часть государственных территорий и/или неспособность осуществлять те или иные государственные функции". Наличие этого признака является основанием для того, чтобы не признавать за тем или иным государством право на иммунитет. Его активы можно арестовывать, а территорию – оккупировать.
Впервые концепция failed state была применена США по отношению к Сомали. В 1991 году правительство Сиада Барре в ходе гражданской войны утратило контроль над большей частью территории. Эти события стали основанием для ареста сомалийских золотовалютных резервов на 23,1 млн. долларов США.
С тех пор Госдеп ввёл практику периодической публикации официального списка "несостоявшихся государств". Формальным основанием для его составления является индекс "нестабильности государств". Он формируется американским Фондом мира, созданным банком JPMorgan. Публикации Госдепа уже послужили основанием для ареста активов таких "несостоявшихся" стран, как Йемен, Афганистан, Ливия. Теперь США нацелились на золотовалютные резервы Мали, ЦАР и Сирии.
Но самое страшное даже не это. Вашингтон открыто декларирует намерение распространить концепцию "несостоявшихся" за пределы своих внешних границ, на всю планету. О необходимости её применения другими странами прямо указано в заявлении Госдепа.
В связи с этим нельзя не заметить следующее. В мире действительно существует целый ряд стран, которые то и дело оказываются в ситуации нестабильности. С этой точки зрения Устав ООН, декларирующий равенство и суверенитет всех государств, нуждается в коррекции. В то же время такая коррекция должна исходить из анализа первопричин указанного явления.
Как правило, нестабильность испытывают те страны, которые длительное время находились в зависимости от Запада. Их нестабильность часто является следствием незавершённости процесса деколонизации. Яркий пример демонстрирует Сирия.
Некогда эта ближневосточная страна входила в состав Османской империи. Тогда она была частью провинции Сирия, в которую, помимо, собственно, Сирии, входили современные Палестина, Израиль, Иордания, Ливан и турецкий Искендерун (Александретта). Все эти территории до сих пор считаются "Большой Сирией". После распада Османской империи, а именно – в 1920 году, они вошли в состав независимого Королевства Сирия. Однако существование этого самопровозглашенного образования было недолгим. Его оккупировали Англия и Франция. Они разделили Большую Сирию на несколько государств. После восстановления независимости Дамаск отказался признавать этот раздел. С тех пор у Сирии сохраняются территориальные споры практически со всеми соседями.
Сирийцы считают своей юридической территорией Александретту (Искендерун), некогда переданный французами Турции. Между Сирией и Ираком сохраняется спор о территориальной принадлежности долины реки Хабур. Граница здесь также была проведена англичанами и французами. Ни Сирия, ни Ирак её не признали. Похожая ситуация с Иорданией. Что же касается Ливана, то в Дамаске "сирийской территорией" считают всю страну, некогда созданную Францией. Наконец, в 1981 году Кнессет Израиля, поддержанный США, аннексировал сирийские Голанские высоты. Этот акт Сирия также не признаёт. Всё это и позволяет Госдепу США на протяжении многих лет утверждать, что сирийское правительство "не контролирует часть территории". Вследствие этого Сирия и попала в госдеповский список "несостоявшихся".
В то же время в этом списке только те, кто пытается противостоять давлению Запада. А где остальные? Но главное даже не это. Подавляющее большинство "партнеров" США демонстрируют то, что концепция failed state определяет, как "неспособность осуществлять те или иные государственные функции". Органы управления стран ЕС, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Японии, Южной Кореи исполняют только то, что указывают им США. С этой точки зрения они первые претенденты на присутствие в списке "несостоявшихся". С этим человечеству еще предстоит разобраться.
Читайте нас: