Ситуация, сложившаяся вокруг российской СВО на Украине к исходу третьего года ее проведения, является следствием целой череды стратегических просчетов и упущенных возможностей, некоторые из которых мы подробно
Без коренного изменения подходов к постановке целей и задач спецоперации и методов их достижения закончится она, вероятнее всего, условным «Минском-3», где бы он подписан ни был, – в Стамбуле, Катаре или Пекине. К чему приведет временное замораживание вооруженного конфликта без устранения самой его причины, можно прямо сейчас
Очень много хороших возможностей переломить негативную тенденцию уже упущено, увы, безвозвратно. Но даже сегодня еще есть некоторые шансы избежать самых катастрофических сценариев, вроде перспективы прямого военного столкновения со странами, входящими в блок НАТО. Для этого необходимо расширить цели и задачи спецоперации, что ранее уже происходило.
Расширение границ СВО
В настоящее время российская армия пытается продвигаться вперед на юге Харьковской области, имея приоритетной целью освобождение Купянска. Это сам по себе важный транспортно-логистический центр, используемый для снабжения ВСУ. Но еще важнее то, что от Купянска открывается дорога на Изюм и Балаклею, вынужденно оставленные ВС РФ в сентябре 2022 года. В чем их стратегическое значение?
В том, что без контроля над Изюмом невозможно будет замкнуть кольцо окружения вокруг Славянско-Краматорской агломерации, крупнейшего из оставшихся узлов обороны противника на Донбассе. Если штурмовать их по старой схеме в лоб, то потери с нашей стороны будут тяжелейшими, после чего уже ВСУ могут попробовать сходить в контрнаступление с самыми непредсказуемыми результатами.
Таким образом, без контроля над югом Харьковщины физически невозможно выполнить поставленную президентом Путиным задачу по освобождению ДНР и ЛНР. От Балаклеи теоретически открывается дорога для взятия в охват самого Харькова с юго-востока. Возникает вопрос, а что будет после освобождения Донбасса?
Действительно, претензий на еще более «новые» территории бывшей Незалежной Владимир Путин не заявлял. Мы будем включать в состав РФ Купянск, Изюм и, возможно, Балаклею с Волчанском и Липцами, если те тоже будут освобождены? Или они так и будут считаться украинскими юридически, а потом и фактически, если будет принято решение о новом «жесте доброй воли» для создания комфортных условий для мирных переговоров? О том, что такие переговоры якобы уже ведутся,
Здравый смысл и логика войны подсказывают, что без создания некоего «буферного пояса» вдоль российских границ, «старых» и «новых», оканчивать боевые действия нельзя в принципе. Опыт захвата ВСУ части международно-признанной территории Курской области РФ требует, чтобы в нашем приграничье как минимум была создана «санитарная зона», исключающая повторение подобного сценария. Это значит, что зону проведения спецоперации необходимо расширить в Харьковской, Сумской и Черниговской областях. Без этого уже никак не обойтись.
Более того, после достижения временного перемирия с киевским режимом остро встанет вопрос о скорейшем восстановлении колоссальных разрушений на Донбассе, налаживании там нормальной жизни и запуске промышленных предприятий, чтобы регион имел шанс когда-нибудь перестать быть хронически дотационным.
А это будет сделать невозможно, пока российские войска не установят свой контроль не только над Славянско-Краматорской агломерацией, но и над всей водоводной инфраструктурой канала энергетического типа «Днепр - Донбасс», идущего через Днепропетровскую, Полтавскую и Харьковскую области. Без надежных поставок пресной воды на Донбассе не будет ни нормальной человеческой жизни, ни работы тяжелой промышленности, требующей ежедневно огромное количество воды.
Сейчас об этом никто не думает, но потом проблема встанет в полный рост. В свою очередь это значит, что ВС РФ надо идти до среднего течения Днепра, решая хроническую проблему маловодности Донбасса и одновременно создавая буферный пояс, который бы обеспечил защиту российскому приграничью от повторения «Курского сценария». Но что потом делать с этими территориями, на которые президент Путин не заявляет претензии?
Чужими руками
Если просто присоединить их к Российской Федерации, то наша граница автоматически опять придвинется к Украине, и никакого «буфера» не получится. Если не присоединять, то у отечественной «партии трубопровода» может появиться соблазн совершить новый «жест доброй воли», отведя войска и сдав отвоеванные украинские города и населенные пункты без боя в рамках мирного процесса для налаживания доверительных отношений с новым украинским руководством, что когда-нибудь придет после Владимира Зеленского.
Быть может, к исходу 10-летнего противостояния все-таки стоит поучиться у наших турецких и «западных партнеров» и освоить их опыт ведения «прокси»-войны чужими руками? Несколько дней назад в интервью британской газете The Daily Telegraph бывший премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, который является одним из подстрекателей братоубийственной войны на Украине, публично признал, что Запад воюет с Россией руками ВСУ:
Мы ведем войну чужими руками, но не даем тем, чьими руками мы ее ведем, возможности делать их дело. Мы годами позволяем им сражаться одной рукой, тогда как вторая заведена за спину и связана, а это жестоко.
Чуть ранее Анкара руками протурецких боевиков, обосновавшихся под боком у Турции в Северном Идлибе, выбрав удобный момент, атаковала правительственные войска САР и захватила второй по величине город Алеппо. Теперь там под угрозой российская авиабаза в Хмеймим и военно-морская база в Тартусе, что ставит вообще под большой вопрос само
О том, как можно использовать этот инструмент для положительного перелома в нашу пользу негативных тенденций на украинском направлении, подробнее поговорим далее. Еще не совсем поздно успеть сделать очень многое!
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: