На днях в Интернете автору попалась небольшая новостная статья, посвящённая успехам вьетнамского судостроения. К материалу вопросов нет, в нём лишь рассказывалось о том, как Вьетнам в последние годы активно наращивает темпы строительства судов, составляя этим конкуренцию традиционным гигантам отрасли: Китаю, Республике Корее и Японии. Но вот первый же комментарий под статьёй стоит упоминания в качестве наглядной иллюстрации мышления определённого типа людей.
Тип этот можно обозначить как «украинствующие/всепропальщики/бытовые либералы». Ведь отличия между этими понятиями заключаются лишь в незначительных смысловых оттенках. Магистральные же взгляды на жизнь у них совпадают.
Так, в упомянутом выше примере комментатор (который, по всей видимости, строчил свой опус с территории 404 и которого, стало быть, можно отнести к первой категории) восхищается успехами Вьетнама и при этом (что просто обязательно для обозначенного типажа) ехидно иронизирует по поводу успехов России, которых, по его мнению, за 25 лет нет от слова «совсем».
Казалось бы, неадекватность подобных взглядов очевидна и не подлежит сомнению. Но ведь у этого товарища сразу нашлось множество сторонников! И так всегда в подобного рода темах. Хотя это то же самое, что шутить в 2024 году про якобы плохие дороги России (откровеннейшая ложь, в чём каждый может убедиться сам, просто выйдя на улицу), но только этим по-прежнему не брезгуют юмористы с федеральных телеканалов!
Когда наблюдаешь подобного рода дискуссии, складывается впечатление, что объективная реальность не имеет никакого значения. Миф (заскорузлый и пыльный от древности) занимает первое место в головах этих людей.
А ведь Россия является одним из мировых лидеров по объёмам судостроения! В 2020 году она заняла второе место на планете по этому показателю. Профильное издание «Корабел.ру» отмечает: «Известное английское аналитическое агентство Clarkson Research опубликовало рейтинг, в котором Россия заняла второе место в мире по судостроению… Россия заняла вторую строчку рейтинга, подвинув КНР». И это не мы сами про себя сочиняем духоподъёмную статистику, это англичане пишут!
А вот что по этому поводу думают гении из Интернета…
Образец психиатрического расхождения с реальностью
Впрочем, ходить за примерами в 2020 год совсем не обязательно. Буквально пару недель назад в Санкт-Петербурге был спущен на воду атомный ледокол «Чукотка». При этом на завершающей стадии достройки находится ледокол «Якутия». В январе этого года был торжественно заложен ледокол «Ленинград» (событие было приурочено к 80-й годовщине освобождения Ленинграда от фашистской блокады). Также заказан на Балтийском заводе «Сталинград». Ледоколы «Арктика», «Сибирь» и «Урал» уже обрели дом в порту Мурманска и трудятся в морях Северного Ледовитого океана.
Всё это корабли проекта 22220 — самые мощные в мире ледоколы с двумя энергетическими установками в виде ядерных реакторов «РИТМ-200». Но это ещё не всё. На Дальнем Востоке, на судостроительной верфи «Звезда», идёт строительство уникального исполина — флагманского ледокола «Россия» проекта 10510 «Лидер». Этот гигант длиною более двухсот метров будет самым большим и мощным судном в таком классе из когда-либо создаваемых за всю историю.
Рождение гиганта
Для чего же России строить так много подобных судов? Ответ содержится в том числе в речи президента В. В. Путина, которую он произнёс на церемонии спуска на воду ледокола «Чукотка»: «Вновь подчеркну: от укрепления ледокольного флота страны прямо зависит реализация наших планов по обустройству арктических территорий, по наращиванию грузопотока на трассах Северного морского пути. Здесь у нас, как известно, амбициозные цели. Работы впереди много. <…> В целом нам предстоит заметно нарастить безопасность и надёжность судоходства в этом регионе. Для этого продолжим улучшать качество спутниковой навигации, связи, мониторинга ледовой обстановки, будем модернизировать инфраструктуру арктических портов, прокладывать к ним необходимые железнодорожные магистрали. Речь в том числе о расширении и увеличении мощностей ближних и дальних железнодорожных подходов к Мурманскому транспортному узлу, а также о строительстве Северного широтного хода с перспективными выходами к портам Ямала, Таймыра и севера Красноярского края».
То есть на высшем государственном уровне принято решение максимально активно развивать Северный морской путь (это судоходный маршрут по морям Северного Ледовитого океана, что омывают Россию с севера): поступательно увеличивать его грузопоток, расширять, усложнять и совершенствовать инфраструктуру пути.
Разумеется, в истории про Северный морской путь несколько составляющих: во-первых, речь идёт об освоении колоссальных богатств Арктики, которая является нетронутой кладовой нашей страны со стратегическими запасами самых необходимых элементов; во-вторых, это принципиальный вопрос безопасности (страны НАТО во главе с США пускают хищные слюни на данный регион), не случайно на арктических островах наше Министерство обороны в последние годы открыло несколько суперсовременных военных баз (и это не говоря уже про базирование самого мощного в стране Северного флота); и лишь в-третьих можно говорить про перспективу транзитного судоходства, которое в будущем должно озолотить транспортную и логистическую отрасли нашей страны.
Впрочем, одно другому не мешает, и строительство флота, портовой и иной инфраструктуры (например, трансарктического подводного оптоволоконного кабеля между Мурманском и Владивостоком), автономных энергетических комплексов (плавучая АЭС «Академик Ломоносов») взаимовыгодно для всех трёх обозначенных выше составляющих.
Тем не менее именно проект превращения легендарного Севморпути в транзитный грузовой коридор мирового уровня можно назвать наиболее амбициозным и захватывающим.
Речь идёт о выстраивании полноценной альтернативы сложившимся международным судоходным маршрутам, по которым на сегодняшний день перемещается большинство мировых грузов. Ведь это наиболее короткий путь между Восточной Азией (мировой фабрикой товаров) и Европой. Он примерно на 10 тысяч километров короче маршрута через Суэцкий канал (в среднем 24 тысячи километров против 14 тысяч).
В то же время не стоит забывать, что в плане транзитных грузопотоков Россия может предоставить альтернативу (вернее, дополнение) Севморпути в виде так называемого Восточного полигона, то есть железнодорожных магистралей Транссиба и БАМа. О чем, к слову, в своей речи упоминал президент.
Иными словами, в России прямо сейчас выстраивается колоссальных масштабов единый транспортный коридор, включающий в себя Северный морской путь, Транссибирскую и Байкало-Амурскую железнодорожные магистрали, а также автодорожную сеть.
Напомним, что скоростная автомагистраль М-12 «Восток» уже практически проложена до Екатеринбурга (в этом году ожидается открытие), далее её путь лежит в Тюмень (он тоже готов отдельными участками), ну а после неё дорога пойдёт во Владивосток. Таким образом, берега Тихого океана соединятся с Балтикой бессветофорной скоростной автодорогой высшего качества.
Получается, что из Восточной Азии (прежде всего Китая) кратчайшим путём через территорию России пойдёт огромный поток товаров, часть которого, безусловно, будет в ней оседать и концентрироваться, что должно превратить нашу страну в своего рода товарный хаб. Идти эти товары смогут как морем, так и железной дорогой, и автотранспортом.
Кто-то скажет, что всё это пустые фантазии, а на деле большинство грузов идёт через Индийский океан и нет никаких предпосылок для того, чтобы ситуация коренным образом изменилась. Возможно, сегодня это выглядит именно так. Но это сегодня.
Давайте просто посмотрим на карту Евразии. Россия, расположенная на севере материка, словно крыльями, одновременно соприкасается как с атлантическим, так и с тихоокеанским регионом. Уникальное географическое положение. Впрочем, вы правы, это и так хорошо известно. Взглянем-ка лучше на Китай. Что же мы наблюдаем? На западе — Индия, которая, как известно, является крупнейшей демократией мира (а мы хорошо знаем, что значит слово «демократия» в наше время и кто является её главным эмитентом на планете), а по совместительству геополитическим соперником КНР. На юго-западе — Вьетнам, с которым у Китая был вооружённый конфликт и который сейчас активно осваивается западным капиталом в качестве дешёвой и безопасной альтернативы последнему. Именно там формируются производственные мощности новой мировой фабрики. На востоке — контролируемый американцами Тайвань, а также Южная Корея и Япония. На юго-востоке — бывшая американская колония Филиппины, где Запад разместил ракетные комплексы средней дальности.
Про «азиатское» НАТО в виде новоявленного военного блока AUKUS, думается, слышали все. Если вновь обратиться к карте, то мы увидим, насколько на самом деле уязвим Китай. Один из его крупнейших портов — Шанхай — расположен на берегах Восточно-Китайского моря, которое окаймляют, как бы закрывая его, Японские острова и Тайвань. Южно-Китайское море с востока подпирают Филиппины, а с запада — Вьетнам. Таким образом, если у западных хищников возникнет желание и необходимость устроить морскую блокаду Китая, то это без труда может у них получиться.
Конечно, сейчас об этом речи не идёт, ведь большинство товаров КНР как раз и производит для Запада (при непосредственном участии западного капитала). Но вспомним политику Трампа в прошлый президентский срок. Вспомним долгосрочную тенденцию на диверсификацию производственных площадок, перенос производств в другие страны, включая собственно США.
Не будем забывать и про то, что Китай зависит от импорта продовольствия, энергоносителей и рудного сырья (железная руда из Бразилии и Австралии, к примеру), а он, разумеется, осуществляется морем.
Пускай всё обозначенное выше лишь мрачная фантазия, но, кажется, вполне очевидно, что Россия с её уникальным географическим положением и мощнейшим транспортным комплексом, который создавался столетия и продолжает строиться и совершенствоваться по сей день, является в условиях возможных мировых катаклизмов единственным доступным альтернативным транспортным коридором для КНР.
Для нас же, в свою очередь, очевидны выгоды быть крупнейшим и главным транспортным узлом самого большого континента на планете. Ведь и Индия в перспективе будет к нему подключена.
Сергей Газетный,
Читайте нас: