С 22 по 24 октября 2024 г. Россия организовала и провела в Казани XVI саммит БРИКС с внушительным представительством руководителей зарубежных стран и участием Генсека ООН. Решение о проведении встречи было принято в апреле 2023 г.
На фоне текущей международной обстановки: конфликт РФ и стран НАТО в форме СВО на Украине, разрастающаяся война на Ближнем Востоке, деколонизация стран Сахеля, — а также других проблем и составных элементов эпохи разрушения «старого миропорядка» ход, тональность и результаты саммита максимально показательны.
Вообще, считается, что система западного колониализма рухнула во второй трети XX в., но само появление и существование БРИКС доказывает, что как минимум от её тяжёлого наследия мир ещё не избавился.
Что такое БРИКС? Обычно установочная информация о БРИКС начинается с рассказа о каком-то там сотруднике «Голдман Сакс», с лёгкой руки которого первые буквы пяти стран составили эту известную аббревиатуру, фонетически напоминающую английское слово «кирпичи» (bricks). Далее перечисляются совокупные параметры участников: население (40 процентов от земного), доля в экономике (около трети) и т. д. И между делом сказано, что это неформальное объединение стран.
Если свежим взглядом посмотреть на состав стран, так или иначе задействованных в БРИКС, то, кажется, единственным объединяющим их признаком будет то, что они незападные. Самая «западная» в цивилизационном смысле страна в БРИКС — это… мы. Поэтому, может быть, не так удивительно, что именно Россия стала инициатором создания БРИКС.
Второе, что можно подметить, — это то, что создатели БРИКС: Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР — это крупные незападные страны, представляющие все континенты.
Если бы мы с вами были евроатлантическими ястребами, то наверняка бы наклеили на БРИКС ярлык клуба обиженных. Крупные государства, чувствующие недостаток суверенитета и уважения к себе, собрались, чтобы жаловаться друг другу на западных колонизаторов. Примерно такое отношение и было к БРИКС на заре его формирования в далёком 2006 г. Или, как это политкорректно подаётся, БРИКС — объединение стран с крупными развивающимися экономиками, которые хотели бы играть более важную роль в мире.
«Развивающаяся экономика» — это такая лицемерная характеристика стран, которые якобы догоняют «развитые» западные экономики и всё ещё не смогли добиться высокого уровня жизни. Как будто западным экономикам уже развиваться не нужно, они, по Фукуяме, достигли уже всего, развились до полного благоденствия и даже «высокого уровня жизни». И как будто «развитые» экономики изолированы от «развивающихся», они, словно марафонцы, которые уже достигли финиша и ожидают отстающих.
Третье, что бросается в глаза при даже поверхностном ознакомлении с БРИКС, — это то, что объединение не имеет формально-юридического значения, это не организация, не какая-либо институция. БРИКС не имеет международно-правового статуса, устава, программы, членства, аппарата. Декларации и решения БРИКС не имеют обязывающего характера, юридической силы, не требуют ратификаций и т. д. Дух БРИКС сформулирован следующим образом:
«Взаимоуважение и взаимопонимание, суверенное равенство, солидарность, демократия, открытость, инклюзивность, укрепление сотрудничества и консенсус».
То есть это «джентльменский клуб», совещания руководителей государств, их неформальное общение и совместные декларативные заявления.
И до недавнего времени западные страны не особо переживали из-за нашего «клуба обиженных». Даже наоборот, всякие голдмансакс-аналитики рассматривали БРИКС как площадку «развивающихся экономик», присмотревшись к которой, можно было уловить некоторые тенденции экономического развития для более выгодного инвестирования.
В последние же годы БРИКС в западной и незападной прессе часто преподносится как альтернатива если не НАТО, то разрушающемуся проамериканскому миропорядку, пирамидообразному западному империализму, в котором настоящие демократии и развитые экономики щёлкают по носу догоняющим. Американская и европейская дипломатия прилагает усилия, чтобы БРИКС не расширялся. Западная пресса наводит тень на БРИКС, придумывая скрытые мотивы китайцев и русских.
«Так чего же на самом деле хочет Китай? — пишет Би-би-си в статье про казанский саммит. — Говоря прямо, Си Цзиньпин хочет сделать мир более гостеприимным для авторитарных правителей».
За кого в Би-би-си держат своих читателей? На самом деле редакция понимает нелепость подобных пассажей, но что-то же нужно сказать, нужны скрытые мотивы и тайные замыслы.
БРИКС действительно играет всё более значительную роль как для отдельных участников, так и для международного процесса в целом, но не становясь альтернативой прозападным структурам или средством изоляции. БРИКС пока меньше всего похож на «Восточный блок», который из него малюют некоторые западные политики и аналитики.
Разумеется, объективные процессы раскола мира на два лагеря затрагивают всех членов БРИКС. Однако сама группа БРИКС, как объединение, в этом смысле играет прямо противоположную роль.
Единственным участником казанского саммита, в речи которого можно было прямо прочитать противопоставление БРИКС Западу, был президент Ирана М. Пезешкиан:
«Мы стремимся к новому миропорядку, более справедливому и более безопасному.
Период односторонности, когда процветание и развитие могут быть реализованы только на пути, определенном на западных направлениях, подходит к концу. Могу сказать, что результат подобного подхода западных стран может только усугубить ситуацию во всех уголках мира. И с большим сожалением я должен сказать, что американцы способствовали разрастанию конфликтов, а также войн по всему миру. Это развязывание разных войн, разных конфликтов, и мы прекрасно понимаем, что именно сейчас происходит в Ливане и Палестине.
Формирование и расширение БРИКС за последние 15 лет стало для стран мирового сообщества возможностью не связывать свою судьбу исключительно с желаниями и стремлениями западных держав, а идти по пути более широкого партнерства во всех сферах.
Некоторые западные аналитики в первые годы после образования этой группы не рассматривали возможность того, что БРИКС станет серьезным игроком на международной арене, но, к счастью, сегодня эта группа фактически утвердила свою роль в качестве альтернативного пути».
БРИКС по своему формату и по намерениям ведущих стран-участниц служит не процессу раскола мира и утверждению блоковости, а, напротив, попытке сохранить нормальные отношения в среде хотя бы незападных стран. Противостояние с Западом, НАТО или США не является условием получения входного билета в БРИКС. Западные страны не участвуют в БРИКС только потому, что сам клуб возник из-за их чванства.
В. Путин: «Очень хорошо сказал премьер-министр Индии, он сказал, что БРИКС — это не антизападное объединение, оно просто не западное, это очень важно, в этом большой смысл есть, то есть БРИКС никому себя не противопоставляет».
Нельзя даже однозначно сказать, что рост торгового и инвестиционного сотрудничества членов БРИКС прямо угрожает экономическим интересам США. Не везде и не всегда.
Ни Бразилию, ни Индию, ни ЮАР нельзя назвать государствами, проводящими антиамериканскую или независимую от США политику. И вряд ли участие в БРИКС и развитие отношений с Россией это изменит. Но американская гегемония объективно ослабевает. Например, бегство американской военщины из Афганистана сильно подорвало авторитет США как патронов:
«Мы не можем рассчитывать только на американцев, — говорил в интервью секретарь по иностранным делам Индии в отставке и бывший посол в России, Турции, Египте, Франции К. Сибал. — И мы видели, что произошло в Афганистане. Американцы, по сути, отдали страну талибам и Пакистану. Так что нам нужна стратегическая автономия».
Что говорить об украинском конфликте, поведение Европы и США в котором стало катализатором роста антиколониальных настроений по всему миру.
Формату БРИКС предшествовал такой же, но с более крупнокалиберной конфигурацией участников — РИК (Россия — Индия — Китай). Встречи РИК проводились с 2002 г. и как раз были элементом той самой «стратегической автономии» всех трёх участников. Но сразу стало ясно, что между Индией и Китаем слишком много конфронтационных противоречий, поэтому тройку расширили до четвёрки (+Бразилия), а затем и пятёрки (+ЮАР). Со временем под воздействием различных факторов Россия и Китай избавились от остатков «стратегической автономии», перейдя к стратегической независимости.
Кстати, РИК существует до сих пор, но последняя встреча лидеров держав была аж в 2006 г.
И последнее по поводу формата. Естественно, «джентльменский клуб» лидеров крупнейших держав, которые встречаются и «сверяют часы», был позаимствован у «Большой семёрки». В своё время руководство США планировало через G7 управлять мировой политикой и экономикой, но это не особо сработало. Тем не менее с иным содержанием инициаторы БРИКС переняли саму концепцию.
Нужно понимать, что для большинства участников (кроме Ирана, России, Белоруссии и отчасти Китая) БРИКС представляет собой средство того, что называют многовекторностью. То есть они признают гегемонию США, не борются с ней, но и показывают характер и зачатки самостоятельности, общаясь с «осью зла». Но это не значит, что из БРИКС принципиально не может вырасти военно-политического блока. Вектор БРИКС может повернуться от внеблоковости и «мы объединяемся не против кого-то» к организованному разрушению старого миропорядка, если такая трансформация затронет политические режимы крупнейших участников. Но пока только иранцы гнут свою линию. Пока БРИКС — это скорее дипломатические мероприятия, слабо определяющие политику.
Следует отметить, что идеология построения нового мирового порядка, многополярного, инклюзивного и т. д., не особо на практике пока работает, потому что перед тем, чтобы что-то продуктивно созидать, необходимо разрушить на этом месте старое. Так уж устроена жизнь.
Впрочем, саммит в Казани всё же некоторые важные политические моменты в этом плане имел. И они, безусловно, могут считаться тем новым, что вымещает, разрушает старое. Движение вектора БРИКС против гегемонии США, против Запада.
Прежде всего, это новая мировая финансовая архитектура, которая продвигается в БРИКС.
«Мы подчеркиваем необходимость реформирования нынешней международной финансовой архитектуры для решения глобальных финансовых проблем, включая глобальное экономическое управление, с тем чтобы сделать международную финансовую архитектуру всеобъемлющей и справедливой» (из Казанской декларации БРИКС).
Доллар и евро являются главными расчётными валютами международной торговли, что является важным фактором доминирования США и их стран-союзников из Европы. Доллар и евро тоже конкурируют, как потенциально США и ЕС, но страшным для Запада является отход от их «мировых валют». То же и с другими финансовыми институтами и инструментами. Например, платёжными системами. В рамках БРИКС решено запустить новую платёжную систему (Мост БРИКС). Или банками. В рамках БРИКС давно учреждён «Новый банк развития» (ему даже построили целый небоскрёб в Шанхае), который профинансировал 100 проектов на 33 млрд долларов США (очень мало в масштабах участников БРИКС). Или другими инструментами. Так, в рамках БРИКС появится своя зерновая биржа, инвестиционная и другие платформы для роста экономических связей. И, конечно же, БРИКС продвигает расчёты между странами в национальных валютах.
Однако все проекты движения к финансовой независимости от Запада находятся пока в крайне зачаточном состоянии. Уйти от доллара и евро сложно не потому, что кто-то шибко любит США, а потому, что за доллары и евро на мировом рынке можно купить практически всё, а за рубли, рупии, реалы и даже юани — нет. Для продуктивной дедолларизации нужно больше производить востребованной за рубежом продукции, повышая привлекательность рубля. Либо меньше закупать зарубежных товаров, покрывая внутренний спрос собственными силами. В общем, и так и сяк России нужно больше производить.
Казалось бы, куда уж больше производить Китаю. Почему он не может перевести торговлю на свои юани? Потому что значительная часть произведённых в Китае товаров принадлежит… западным корпорациям, которые, естественно, предпочитают торговать ими в долларах и евро. А там, где Китай может, он и так переводит расчёты в юани.
Судя по объёмам, услугами банка БРИКС мало кто пользуется. Поэтому неудивительно, что западные аналитики пока констатируют, что экономическая интеграция в БРИКС находится на низком уровне, значимого влияния на мировую экономику не оказывает. На самом деле даже экономическая интеграция РФ и КНР только последние годы начала приобретать очертания, отличные от простого взаимодействия субъектов мирового рынка.
Второе, что однозначно можно трактовать как противовес Западу, — это согласованная позиция по Ближнему Востоку и реформе ООН.
В Казанской декларации осуждается Израиль, призывается к созданию Палестины со столицей в Восточном Иерусалиме и выполнению ядерной сделки с Ираном. В декларации также выражается поддержка Сирии и осуждается «незаконное военное присутствие» известно кого на её территории.
Такая политическая линия БРИКС прямо противоречит позиции США и согласованной поддержке западными странами Израиля. Весь мир чётко видит, что Америка и Запад поддерживают геноцид и развязывание большой войны на Ближнем Востоке, а незападные страны выступают за мир и справедливое разрешение конфликтов.
Было бы, конечно, лучше, если бы такая позиция из разряда декларации переходила в практическую плоскость, но для этого, видимо, ещё не пришло время.
В продолжении к прошлой, йоханнесбургской, декларации БРИКС торпедирует ООН:
«Признавая Йоханнесбургскую декларацию 2023 года, мы подтверждаем поддержку всеобъемлющей реформы ООН, в том числе ее Совета Безопасности, в целях повышения ее демократичности, представительности, эффективности и действенности, а также расширения представленности развивающихся стран во всех категориях членства в Совете, с тем чтобы он мог надлежащим образом реагировать на насущные глобальные вызовы, и поддерживаем законные устремления развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки, в том числе государств БРИКС, играть более значимую роль в международных делах, в частности в ООН, включая ее Совет Безопасности. Мы признаем законные устремления африканских стран, отраженные в консенсусе Эзулвини и Сиртской декларации».
Причём формулировка стала более чёткой и радикальной по сравнению с 2023 г. Вообще говоря, если западные государства не уступят, требования к реформированию ООН (особенно Совбеза) членами БРИКС, представляющими уже сейчас большинство населения Земли, могут просто разрушить эту организацию. А переформатирование ООН уже очень давно назрело. Эта организация никогда не отличалась эффективностью, а после развала СССР превратилась в «площадку, где люди общаются между собой» (Путин).
Для Китая саммит БРИКС является площадкой, с одной стороны, для продвижения экономического влияния, проекта «Один пояс, один путь», с другой — повышения международного престижа.
Си Цзиньпин в своей речи ничего не сказал против Запада и империализма, но призвал к рахметовщине в деле развития БРИКС как формы единства Глобального Юга:
«Сегодня, когда мир вступает в новый период турбулентности и трансформации, мы стоим перед судьбоносным выбором. Пусть будет таким турбулентным, или вернуть его в русло мирного развития? Кстати, насколько помнится, русский писатель Чернышевский в романе "Что делать" делает героя человеком с исключительно твердой волей и решительностью в достижении своих целей. Вот такая сила духа сегодня нам очень нужна. Чем сложнее эпоха, тем важнее вести упорную борьбу, проявляя непоколебимую волю, авангардную смелость и способность реагировать на изменения, тем самым развивать БРИКС в качестве главного канала для укрепления единства и взаимодействия стран Глобального юга и авангарда в трансформации глобального управления».
Ясно, что сверхволевое развитие БРИКС и сплочение ради спасения мира через трансформацию глобального управления встретит на своём пути сопротивление Запада. Но это всё между строк.
Для РФ саммит БРИКС в Казани стал настоящим дипломатическим триумфом. И в данном случае наши представления (мы не в изоляции, «накося выкуси» — как сказала М. Симоньян) полностью совпали с западной пропагандой, которая признала полный провал попыток изоляции России.
Что касается позиции БРИКС по Украине, то эволюция формулировок выглядит следующим образом.
Пекин 2022 г.: «Мы обсудили ситуацию на Украине и напоминаем о позициях наших стран, озвученных на профильных площадках, а именно в Совете Безопасности ООН и на Генеральной Ассамблее ООН. Мы поддерживаем переговоры между Россией и Украиной. Мы обсудили также озабоченности в связи с гуманитарной обстановкой на Украине и вокруг нее и выразили поддержку усилиям Генерального секретаря ООН, учреждениям системы ООН и Международного комитета красного креста (МККК) по оказанию гуманитарной помощи в соответствии с руководящими принципами гуманности, нейтралитета и беспристрастности, установленными резолюцией 46/182 Генеральной Ассамблеи ООН».
Йоханнесбург 2023 г.: «Мы вновь обозначили свои национальные позиции в отношении ситуации на Украине и вокруг нее, озвученные на соответствующих форумах, включая СБ ООН и ГА ООН. Мы отмечаем с признательностью соответствующие предложения о посредничестве и добрых услугах в интересах мирного урегулирования конфликта посредством диалога и дипломатии, включая Мирную миссию лидеров африканских стран и предлагаемый ею путь к миру».
Казань 2024 г.: «Мы напоминаем о национальных позициях в отношении ситуации на Украине и вокруг нее, обозначенных на соответствующих форумах, включая СБ ООН и ГА ООН. Мы подчеркиваем, что все государства должны действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН во всей их полноте и взаимосвязанности. Мы с удовлетворением отмечаем соответствующие предложения о посредничестве и добрых услугах, призванные обеспечить мирное урегулирование конфликта посредством диалога и дипломатии».
К последнему можно добавить слова Си Цзиньпина с казанского саммита:
«Важно продвигать мирную повестку БРИКС во имя защиты общей безопасности. Человечество живет в неделимом сообществе безопасности. И лишь реализация концепции общей, комплексной, совместной и устойчивой безопасности позволит выйти на путь всеобщей безопасности. В контексте затягивания украинского кризиса Китай, Бразилия и страны Глобального юга создали Группу друзей мира по урегулированию украинского кризиса, направленную на объединение больших голосов в поддержку мира. Важно на основе принципов "недопущения перелива конфликта и его распространения на третьи стороны, избежания эскалации боевых действий и отказа от подливания масла в огонь" содействовать скорейшей деэскалации ситуации».
Победой РФ такие формулировки назвать сложно, но и поражением они явно не являются. По крайней мере по ту сторону линии фронта такое мнение:
«Я считаю, что те, кто присутствовал на саммите БРИКС и говорил о своем нейтралитете, говорил о желании помочь разрешить этот конфликт, выглядят более пророссийски настроенными» (Зеленский).
В итоге БРИКС далёк от того, чтобы стать средством новой холодной войны, формирования некоторого антизападного блока, но при этом вектор антизападности в БРИКС имеется. А экономическая интеграция крупнейших незападных экономик, даже без прямого противовеса США и ЕС на мировом рынке, в любом случае выгодна всем участникам. Кроме того, расширение БРИКС сильно нервирует США, становясь таким образом рычагом давления на них. Ярлык клуба обиженных постепенно переходит к Западу. Как метко подметили в английском «Спектейторе»: «Америка теряет статус мирового жандарма, становясь обиженным гегемоном».
Анатолий Широкобородов,
Читайте нас: