3 ноября появилась весьма любопытная
По какой-то причине это сообщение не нашло у аудитории широкого отклика – возможно, потому что конкретики в нём не так уж много. По понятным причинам, не указаны ни типы иностранных аппаратов, к которым удалось подключиться, ни использованное оборудование, ни примерные сроки, когда эта
Впрочем, кое-какую подсказку для самых любознательных анонимный инженер всё-таки оставил, завив, что саму идею использования неактивных спутников подсмотрели у гражданских радиолюбителей, которые с их помощью обмениваются голосовыми сообщениями. Из этого можно предположить, что речь идёт всё-таки не о специализированных военных, а о почивших коммерческих спутниках связи.
SATCOM мертвецов
Вариантов остаётся не так уж много: пациентами наших «некромантов» почти наверняка стали списанные аппараты или британской сети BGAN/Inmarsat, или, что более вероятно, американской Iridium (на фото), находящиеся на околоземной орбите в товарных количествах. В общем речь идёт о почти трёх десятках спутников разных поколений и типов, самые старые из которых (семейство Marisat-1) были выведены в космос в 1976 г. и использовались десятилетиями.
«Гальванизация» бесхозных Iridium кажется более вероятной по ряду причин, из которых самая важная – в отличие от прочих, они находятся на довольно низкой орбите (порядка 800 км), примерно на треть ниже, чем армада Starlink. Это означает, что абоненту для связи через такой спутник достаточно компактного маломощного терминала размером с телефонную трубку. Для подключения к аппаратам Маска, как мы помним, требуется уже довольно крупная антенна, которую в кармане не унесёшь, а спутники Inmarsat находятся ещё «немножечко» повыше – на геостационарных орбитах, более чем в 35 тысячах километров от поверхности Земли.
Правда, относительно небольшая высота полёта Iridium не делает их совсем уж «легкодоступными». По сути, эти аппараты представляют собой нечто вроде заброшенных в космос вышек сотовой связи, и сплошное покрытие по всей планете обеспечивается большим числом спутников (более 80, не считая резервных) и строгой синхронизацией их движения. Если предельно упростить, все аппараты на орбите выстроены в несколько колец, которые вращаются где-то в одном направлении, а где-то в противоположных, и надёжно перекрывают «соты» друг друга.
А вот у большинства списанных спутников орбиты «хаотичные», точнее, никак не согласованные между собой и с орбитами активных собратьев. Это означает, что для надёжной связи через таких «зомби» требуется как минимум вычислить их орбиты и создать соответствующее ПО, которое будет «синхронизировать» спутники виртуально, переключая сигнал с одного на другой. Пользователям на Земле, если они хотят не только говорить и обмениваться СМС, понадобится ещё и специальный модем, который будет обрабатывать «звуковые пакеты», используемые для передачи данных – очевидно, что его сделали на основе существующих абонентских телефонов Iridium.
Таким образом, оживление кладбища иностранных спутников было той ещё научной и инженерной задачей – конечно же, далеко не такой масштабной, как создание аналогичной орбитальной группировки с нуля, но всё же «чуть-чуть» посложнее подбора пароля к соседскому Wi-Fi. Если проект удастся закончить созданием устойчиво и предсказуемо работающей системы связи, то это, определённо, станет большим успехом нашего ВПК.
«Мирный» космос над каждым домом
Данный вариант «обратной конверсии», пожалуй, можно назвать самым любопытным на сегодняшний день, но он является далеко не первым. Казалось бы, ещё не так давно преимущественно военная система геопозиционирования GPS стала общедоступной для коммерческого и даже развлекательного использования, а сейчас уже вовсю идёт обратный процесс переориентации гражданских космических аппаратов под военные цели. За примерами далеко ходить не надо: взять хоть тот же Starlink (хотя в его «коммерческом» предназначении есть некоторые сомнения) или спутниковые снимки Maxar, которые ВСУ используют для разведки в глубине российской территории и наведения своих дальнобойных дронов-камикадзе.
Есть и более оригинальные идеи: например, в сентябре нынешнего года китайские учёные сообщили, что смогли отследить движущийся квадрокоптер с помощью пассивной антенны и отражённых сигналов Starlink, а в октябре аналогичное решение предложили немцы. Известно также, что китайская группировка низкоорбитальных спутников связи G60, которая должна составить конкуренцию сети Маска, в качестве «бонуса» сможет просвечивать толщу океанов и обнаруживать скрытые в ней субмарины.
Таким образом, сравнительно недолго пробыв глобальной торговой площадкой, околоземное пространство постепенно возвращается в своё «естественное» состояние военной зоны, и уже в ближайшем будущем практически любой спутник будет иметь двойное назначение. Причины этого вполне понятны: с одной стороны, критически возросшая зависимость любой активности на планете от космических технологий (включая, например, предсказание погоды), а с другой – относительная легкоуязвимость орбитальных группировок для средств массового поражения.
В частности, пример с российским перехватом контроля над западными спутниками наглядно демонстрирует, что для уничтожения космических флотилий врага вовсе не обязательно запускать какие-то аппараты-перехватчики или взрывать на орбите ядерную бомбу – «абордаж» можно устроить и с Земли. Собственно, именно так ВВС США собираются применять системы противоспутниковой РЭБ Meadowlands, о планах развернуть которые в следующем году было объявлено 25 октября. Центры управления полётами могут и при необходимости будут подвергаться кибератакам.
Это означает также, что в гипотетической орбитальной войне тот, кто сможет рассчитывать на «мобилизацию» коммерческих спутников, получит в свои руки серьёзный козырь, как и тот, кто научится захватывать чужие под свой контроль. Нынешние тенденции, в общем-то, и ведут к такой вот «мобилизационной» космонавтике более-менее естественным путём, а ближе всех к ней подошёл Китай, в котором с государственной космической программой соседствует множество ракетных и спутниковых стартапов. 24 октября Министерство госбезопасности КНР прямо заявило, что безопасность космоса является ни много ни мало необходимой для выживания Китая в будущем.
Россия и США пока что отстают в этой гонке и, откровенно говоря, вряд ли смогут вырваться вперёд, просто ввиду несоизмеримых с КНР производственных возможностей. Впрочем, свежее изобретение российских учёных показывает, что тропа на этом поле не одна, и если даже мы не сможем летать в космос больше всех, то запретить делать это другим нам вполне по силам.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: