«Снайперский набор» с винтовкой Э. Майнарда 1-ой модели. Фотография аукционной компании «Колледж Хилл Арсенал» (все остальные фотографии этой винтовки принадлежат этой же компании)
— Да, — сказала миссис Тарлтон. Голос ее потеплел. — Нам казалось, что это очень хорошая надпись, — они ведь погибли почти одновременно. Сначала Стюарт, а потом Брент — он подхватил знамя, выпавшее из рук брата.
«Унесенные ветром» Маргарет Митчелл.
«Унесенные ветром» Маргарет Митчелл.
Рассказы об
Однако правильнее будет сказать, что винтовок, оснащенных телескопическими прицелами, уже тогда было много, причем самых разных. И одной из них была очень редкая и оригинальная винтовка известного стоматолога-хирурга и новатора огнестрельного оружия доктора Эдварда Мейнарда. Прежде всего, известен изобретением капсюльной ленты в виде полоски лакированной бумаги с небольшими количествами фульмината ртути, всем хорошо известную с детства, поскольку она применялась в игрушечных пистонных пистолетах.
Правительство США заплатило Мейнарду 75 000 долларов за использование его патента (№ 4208, выдан в 1845 году), причем это было не единственное его изобретение. В общей сложности он получил 23 патента США, связанных с инновациями или усовершенствованиями конструкций огнестрельного оружия.
Винтовка с установленным снайперским прицелом
Вот и конструкция карабина Мейнарда представляла собой новинку по тем временам. Это было казнозарядное ружье, в котором использовался фирменный латунный патрон, снаряженный порохом и смазанной салом пулей, и в котором использовалась система ленточного капсюля Мейнарда для воспламенения, так как в самом патроне капсюля… не было. А что было? А было отверстие в донышке, замазанное воском.
По конструкции это было ружьё-переломка. Ствол при помощи рычага, выполненного заодно со скобой спускового крючка, опускался, открывая патронник. В него вкладывался майнардовский патрон, после чего ствол поднимался и запирался опять же рычагом. Теперь нужно было взвести курок, и вот в этот-то момент капсюльная лента автоматически подавалась из специальной ёмкости и накладывалась на брандтрубку. При нажатии на спусковой крючок курок, как и положено, ударял по капсюлю, и луч огня от последнего достигал донышка патрона, где прожигал восковую пробку и воспламенял порох в патроне. Гильза которого, кстати, была очень прочной и могла выдержать множество повторных снаряжений, что особенно ценили именно южане.
В 1853 году Мейнард заплатил «Спрингфилдскому арсеналу» 116,37 долларов за изготовление полномасштабной модели своего карабина, и эта модель впоследствии была испытана Департаментом вооружений в 1856 году с весьма положительными результатами. Успешные испытания привели к появлению «Массачусетской оружейной компании» уже в 1857 году, которая была создана с целью производства казнозарядного оружия конструкции Мейнарда. Выпускались как карабины, так и длинноствольные винтовки, со стволами в 20 и 26 дюймов соответственно. Калибры — .35 и .50.
В 1858 году армия США провела дополнительные испытания длинноствольного оружия с заряжанием с казенной части, и простота эксплуатации винтовки Майнарда, а также скорострельность и надежность позволили его фирме выиграть контракт на 400 карабинов .50 военного образца.
В конце 1859 года Служба налоговых инспекций США заказала дополнительно 200 карабинов «Майнард». Хотя первые 100 заказанных единиц оружия именовались «винтовками», считается, что все 200 из этих ружей на самом деле были карабинами под патрон .50 Майнард. В феврале 1860 года ВМС США заказали 50 карабинов Майнард 1-й модели, и тоже калибра .50. Одновременно это оружие продавалось на коммерческом рынке.
Винтовка в положении для заряжания
Выпускались винтовки и карабины как с разной длиной ствола, так и разного калибра, часто со вторым стволом, инструментами для заряжания и различными дополнительными аксессуарами. По словам исследователя оружия, автора и историка Джеймса Д. Маколи, ряд известных (и вскоре ставших знаменитыми) южан приобрели спортивные образцы винтовок Майнарда. Среди этих людей были Уэйд Хэмптон из Южной Каролины, сенатор от Джорджии Роберт Тумбс и вице-президент Джон Брекенридж из Кентукки; и все они стали генералами Конфедерации во время Гражданской войны в США. По состоянию на 1 октября 1860 года компания продала около 1400 единиц своих винтовок и имела в общей сложности ещё 3527 единиц на складе.
Трубка прицела, крепления и нож Боуи.
Интересно, что приблизительно 90% этого оставшегося запаса винтовок и карабинов «Майнард» 1-й модели купили южные штаты и ополченческие компании в период с 1 октября 1860 года по апрель 1861 года. Большая часть оружия отправилась в штаты Миссисипи, Флорида и Джорджия.
Так, Флорида приобрела в общей сложности 1030 ружей в декабре 1860 года, все имели стволы в 20 дюймов и стреляли патронами калибра .35. Миссисипи приобрела 800 ружей в декабре 1860 года. Их закупка включала как карабины (всего 625), так и винтовки (ствол 26 дюймов, всего 175), калибров .50 и .35, причем все 175 винтовок и 300 карабинов были калибра .50, а оставшиеся 325 карабинов — .35. Все 650 ружей, купленных Джорджией, были карабинами калибра .50. В то время как Флорида и Миссисипи приобрели свое оружие у компании Майнарда напрямую, Джорджия купила свою партию в январе и марте 1861 года у фирмы «В. Джей Симс и братья» из Нью-Йорка. Syms продала еще 1700 Maynard в период с октября 1860 года по май 1861 года.
В общем, южане купили так много винтовок и карабинов Майнарда, что значительное количество полков Конфедерации было, по крайней мере, частично вооружено его винтовками и карабинами 1-й модели. Несколько карабинов 1-й модели было выдано даже экипажу броненосца конфедератов «Атланта». Тут на предприятии случился пожар, и производство было остановлено. Но после пожара доктор Мейнард выкупил доли всех различных партнеров и владельцев компании и к 1863 году вновь запустил производство карабина 2-й модели уже для Департамента вооружений США.
Ствольная коробка с открытой дверцей емкости для капсюльной ленты. В закрытом положении дверцу придерживал специальный рычажок
Интересно, что некоторые винтовки 1-ой модели продавались в комплекте с роскошным кейсом, в котором, кроме самой винтовки и принадлежностей к ней, находился ещё и снайперский прицел, и нож в стиле Боуи с длиной клинка в 6 дюймов, и телескопический прицел длиной 26 дюймов. Кроме того, имелись крепления для прицела. Большая медная пороховница, одна кожаная фляга для пуль, форма для отливки пуль калибра .35, две банки капсюлей и одна оловянная масленка. Был предусмотрен деревянный молоток для шомпола — выбивать застрявшие гильзы, и различные чистящие принадлежности. То есть достаточно было купить вот такой набор, и можно было идти и записываться в снайперы.
Емкость в прикладе для капсюльной ленты
В общем, этот дошедший до нас образец по-настоящему уникален, потому что, по сути, это единственная сохранившаяся с тех времен снайперская винтовка в столь полной комплектации. Скорее всего, этим набором пользовался снайпер-конфедерат, но вот какова была его судьба, выяснить — дело нелегкое. Но даже сама по себе винтовка интересна тем, что представляет собой образец «снайперки» под очень необычный патрон. Доктору Майнарду не хватило буквально одного шага до того, чтобы взять и поместить капсюль в отверстие в донце своего патрона и прославиться на всю жизнь в качестве автора патрона «центрального боя». Но чему не суждено было случиться, то и не случилось!
«Чемоданчик» с инвентарём был двухъярусным!
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: