17 августа делегация Узбекистана посетила Кабул. В ходе переговоров стороны отметили, что «отношения между странами основаны на принципах дружбы, сотрудничества и добрососедства», а Узбекистан рассматривает Афганистан как неотъемлемую часть Центральной Азии.
Обсуждались вопросы развития торговых отношений, вывода эффективного сотрудничества в сфере энергетики на новый уровень, реализации совместных проектов разработки месторождений меди, железа, нефти и газа, а также в сфере транспорта и логистики, сельского и водного хозяйства, образования, развитие межрегиональных отношений. Представители Узбекистана и Афганистана отметили, что есть все возможности для увеличения взаимного товарооборота до 1 млрд долларов в 2024 году и до 3 млрд долларов в ближайшем будущем, а для этого необходимо «последовательно реализовывать незадействованные ресурсы на взаимовыгодной основе».
Между странами подписано 35 инвестиционных и торговых соглашений на сумму 2,5 млрд долларов. В частности, в течение следующих двух лет будут проведены геолого-разведочные работы в провинциях Забуль, Майдан Вардак и Бамиан на предмет поиска месторождения нефти, газа, железной и медной руды.
Узбекистан готовится стать третьей страной в мире, после Китая и ОАЭ установившей официальные дипотношения с движением «Талибан»* (запрещенная в РФ террористическая организация). Ожидается, что назначенный кабульской властью посол Афганистана в Узбекистане Абдул Гаффар Бахр в ближайшие дни вручит верительную грамоту президенту Шавкату Мирзиёеву, сообщает
Доктор исторических наук Анвар Юлдашев отметил, что Ташкент стремится укрепить сотрудничество с Афганистаном, чтобы воспользоваться экономическими возможностями региона. Он подчеркнул, что соседний Казахстан уже активизирует свои контакты с афганскими властями, а Россия рассматривает вопрос о признании «Талибана» и его исключении из списка террористических организаций.
«Узбекистан стремится реализовать экономический потенциал Афганистана и создать рабочие места для миллионов афганцев. Наша цель — экономическое возрождение Афганистана и улучшение жизни его народа», — заявил в Кабуле после очередного подписания соглашений спецпредставитель президента Узбекистана по Афганистану Исматулла Иргашев.
Политолог Ойбек Сирожов подчеркнул, что сотрудничество с Афганистаном — это стратегически обоснованный шаг для Узбекистана. Афганистан представляет собой перспективный рынок, а железнодорожное сообщение через Узбекистан играет важную роль в обеспечении транспортных связей Афганистана с внешним миром. При этом, по мнению Сирожова, Узбекистан не ограничивается инвестициями в Афганистан лишь с целью «умиротворения» движения «Талибан», а обладает необходимыми рычагами влияния на Кабул.
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД РФ Александр Князев считает, что Узбекистан сейчас лидирует своей активностью на афганском направлении среди всех стран-соседей и не только. В том, что касается безопасности, у руководства Узбекистана, судя по всему, есть понимание того, что утвердить стабильность в Афганистане можно в первую очередь только успешным социально-экономическим развитием этой страны. А такое развитие невозможно без внешнего участия, включая и инвестирование.
«Кроме того, Афганистан — очень даже неплохой рынок для продукции промышленности Узбекистана, а еще есть трансграничные проекты, в которых заинтересован Ташкент. Это, конечно, касается прежде всего проекта строительства трансафганской железной дороги с выходом к пакистанским портам на побережье Аравийского моря. Реализация этого проекта откроет возможности сотрудничества, прежде всего торговли, с огромными рынками стран бассейна Индийского океана и Персидского залива», — отметил эксперт.
Говоря об афганской политике Узбекистана, он убежден в том, что она не сиюминутна, в высокой степени стратегична, направлена в будущее. «Конечно, во взаимодействии с действующим кабульским правительством есть немалые риски: абсолютно нельзя исключать, что США и их союзники могут достаточно резко изменить свою политику в отношении Афганистана и профинансировать эмигрантскую оппозицию.
В этом случае Афганистан может вновь погрузиться в хаос, и об экономических и транспортных проектах, как и о безопасности, можно будет на длительное время забыть», — считает Князев. Но это, по его словам, пессимистический сценарий, в Ташкенте же предпочитают вкладываться в сценарий оптимистический: в мирное развитие соседней страны. «Действующее правительство Афганистана — непростой партнер, готовность к выполнению им своих обязательств можно проверить только временем, но разве это только к Афганистану относится?» — спросил эксперт.
Он также обратил внимание на участие узбекской стороны в решении водных проблем, связанных с Афганистаном: «В то время как другие страны бассейна Амударьи заражены алармизмом в отношении строительства канала Куш-Тепа на афганском севере, Узбекистан соглашается с правом афганской стороны на забор воды, пусть даже это и снизит возможности водозабора для Узбекистана. Но при этом Ташкент и здесь готов к конструктивному сотрудничеству, предлагая афганцам помощь своих специалистов».
Возвращаясь же к вопросу о политическом сотрудничестве Ташкента и Кабула, Князев отметил, что подобная позиция в высокой степени способствует утверждению Республики Узбекистан как действительно регионального лидера в Центральной Азии: не на словах, а на деле. И повышение уровня дипломатических отношений — приемом посла от действующего правительства, не акцентируя внимание на признании или непризнании этого правительства, — это важный и абсолютно верный шаг.
* – запрещенная в РФ террористическая организация
Читайте нас: