Неприсоединение к санкциям против стран – членов БРИКС является одним из условий вступления в объединение,
Группа БРИКС, состоящая ныне из 10 государств (РФ, КНР, Индия, Бразилия, ЮАР, Иран, Египет, Эфиопия, Саудовская Аравия, ОАЭ) в обозримой перспективе может пополниться ещё несколькими десятками частников. Официальные заявки или уведомления поступили, например, от Азербайджана и Турции, Таиланда и Малайзии, Вьетнама и Камбоджи, Лаоса и Шри-Ланки, Алжира и Бангладеш, Монголии и Венесуэлы. Эти страны к 2026 году будут включены в БРИКС или получат статус наблюдателей / ассоциированных участников этого блока. Вряд ли организация может полностью удовлетворить интерес всех желающих присоединиться стран,
На днях стало известно о заявке Сирийской Арабской Республики на вступление в БРИКС. Кроме того, официальный запрос о вступлении в БРИКС в качестве государства-партнёра направило правительство Кубы. 4 октября посол РФ в Мехико Н. Софинский
Москва уважительно относится и к намерению присоединиться к БРИКС со стороны Турции, отметил С. Рябков, добавив, что расширение организации всегда должно быть направлено на укрепление объединения, повышение его потенциала и международного авторитета. Все решения в БРИКС принимаются консенсусом. Известно, что под давлением со стороны Вашингтона многие контрагенты в Турции и некоторых других государствах вынуждены на частичное сворачивание сделок с российскими предприятиями, блокируют банковские счета, запрашивают дополнительную информацию, ведущую к затягиванию сделок и т. д.
Проблема требует безотлагательного решения. Совместно со странами БРИКС Россия работает над созданием собственного платёжного контура для независимого обслуживания внешней торговли, заявил Президент России, выступая на недавнем форуме «Российская энергетическая неделя – 2024». Новая система
Так или иначе, реализуемый участниками БРИКС курс на международное политико-экономическое равноправие и противодействие неоколониализму Запада притягателен и безальтернативен для всё большего числа государств. Совокупный вклад стран БРИКС в нынешнем составе в общемировую экономику уже превышает показатели «Большой семерки» (G7). Как
Одновременно ускоряется переход на национальные валюты во взаиморасчетах стран БРИКС на национальные валюты. Например, доля рубля во взаиморасчетах с другими странами БРИКС к середине 2024 г. превысила 35%.
Переход на нацвалюты позволяет предотвращать недооценку или завышенные цены на взаимно поставляемые товары. Дело в том, что валютно-курсовая политика Федеральной резервной системы США и Европейского центрального банка традиционно нацелена на курс доллара и евро, выгодный исключительно коллективному Западу при экспорте и импорте ими товаров и услуг, в том числе в торговле с участниками БРИКС. Соответственно, такая политика наносит ущерб «незападным» странам в их взаимной торговле, если та идёт в «западных» валютах. Отсюда – и экономически обоснованные поиски альтернативных механизмов расчётов.
При этом проблемной остаётся взаимная конвертация национальных стран, то есть прямой перевод, например, российского рубля в бразильский реал (и наоборот) или южноафриканского рэнда и бразильского реала в рубль РФ (и «обратно»), без «промежуточной» привязки к курсам доллара или евро к этим валютам. Очевидно, что использование этих курсов приводит к завышению конечных цен на товары, взаимопоставляемые в рамках БРИКС.
Согласно многим экспертным оценкам (2023 г.), совокупные экономические потери стран БРИКС при их взаиморасчетах в американских долларах США и евро и при взаимной валютной конвертации через эти западные валюты ежегодно превышают 20 млрд. долл.
Соответственно, один из приоритетных секторов сотрудничества в рамках БРИКС – укрепление финансово-экономических позиций стран-участниц объединения, что, как упомянуто выше, предполагает формирование собственной системы взаиморасчетов. По словам главы российского государства, «прорабатывается вопрос создания в БРИКС общей резервной валюты – на основе "корзины" нацвалют стран-участниц». В этой связи, «мы видим возможности обсуждения создания единых расчетных систем. Это может быть расчетная единица для стран БРИКС. Не то что единая валюта, как в ЕС, а сперва безналичная расчетная единица как альтернатива доллару, в которой могут выражаться цены товарных поставок. Чтобы не зависеть от единой валюты или того эмиссионного центра (ЕЦБ или ФРС. – Прим. ред.), который непонятно как осуществляет эмиссию этих денежных знаков»,
Согласно одному из
Для продвижения совместных капиталовложений ещё десять лет назад был учреждён Новый банк развития (НБР) БРИКС со штаб-квартирой в Шанхае с уставным капиталом около 120 млрд. долл. К настоящему времени банк профинансировал свыше 90 проектов в странах БРИКС более чем на 33 млрд. долл. – в сфере транспорта, водоснабжения, чистой энергетики, социальной инфраструктуры, городского строительства. В России банк участвовал в финансировании 18 инфраструктурных проектов и программ общей стоимостью 4 млрд. долл.
По многим экспертным оценкам, привлекательность и дееспособность БРИКС существенно повысятся при условии поддержки стабильного валютного курса нацвалют стран-участниц, призванного ускорить создание единой расчетной системы. Немаловажное значение имела бы также минимизация, вплоть до отмены по ряду позиций, экспортно-импортных пошлин в торговле между участниками объединения. Наконец, главным приоритетом в совместных капиталовложениях могли бы стать проекты, нацеленные на индустриализацию экономик стран БРИКС с перспективой расширения экспорта.
Читайте нас: