Российская экономика в целом не только адаптировалась к западным санкциям, но и сумела извлечь из них пользу, пишет Le Monde. Ряд отраслей благодаря импортозамещению развивается активнее, чем до введения ограничений. Один их примеров — транспортная сфера.
"Посмотрите на Москву и ее бурно развивающийся метрополитен: разве похоже, что наша экономика в кризисном состоянии и страдает от санкций? Нет!" Через более чем два с половиной года после начала специальной операции России на Украине этот москвич, типичный представитель обеспеченного среднего класса, указывает на почти не изменившуюся повседневную жизнь и явно процветающую экономику.
Стремительное развитие сети общественного транспорта в Москве – лишь один из примеров этого парадокса. С февраля 2022 года экономические санкции, введенные Европейским союзом и Соединенными Штатами, ограничили финансовые возможности России и сократили импорт западных технологий, в том числе в транспортном секторе. Однако в субботу, 7 сентября, столица позволила себе роскошь открыть шестнадцатую линию метро, которую торжественно запустил сам Владимир Путин. С двойным посылом: Россия продолжает развиваться, западные санкции провалились.
"На бюджет мэрии санкции не влияют. Конечно, иногда возникают проблемы с логистикой, увеличивается время выполнения заказа и растут расходы. Но сюда всегда поступает импортное оборудование, частично западное, частично китайское", – объясняет один из европейских участников модернизации московской инфраструктуры.
Как и вся российская экономика, строительный и транспортный секторы не застрахованы от неопределенности, связанной с западными санкциями. Например, в сфере IT все забито компьютерами с Запада. Но поскольку американская гарантия больше не покрывает замену деталей, приходится прибегать к импорту из "дружественных стран" – бывших советских республик, Китая, Турции или Индии.
Ни один сектор не избежал последствий санкций, которые сказались на логистике и банковской сфере после 2022 года. Однако многое из оборудования, импортированного заводами из Европы более десяти лет назад, удалось заменить новым, в частности из Белоруссии. Снабжение сохраняется благодаря местному производству – импортозамещению, которое стимулирует экономический рост, – а также... параллельному импорту.
Западную продукцию, запрещенную к экспорту в Россию, можно купить в "третьих странах". Заводы находят выход из положения с одобрения властей. Некоторые отрасли даже демонстрируют удивительные признаки оживления. Гигант "АвтоВАЗ" и вся автомобильная промышленность адаптировались к уходу европейских концернов. Чтобы модернизировать оборудование и заменить западный импорт, они вложили огромные средства, воспользовавшись значительной государственной помощью.
Все это не может не отразиться на бюджете, и министерство финансов повышает налоги как для компаний, так и для физических лиц. Средний класс и элита быстро ощутят на себе последствия введения новой прогрессивной налоговой ставки европейского образца: нынешняя ставка в 13% сохранится только для годового дохода до 2,4 миллиона рублей, или около 23 600 евро, а доход сверх того будет облагаться 15%, 18 %, 20 % и даже 22 %.
Изменения налоговой ставки касаются не только доходов физических лиц, но и компаний – ожидается увеличение ставки с 20 до 25 %, повышенная ставка вступит в силу в 2025 году. Ожидается, что в общей сложности она добавит к доходам бюджета почти 2,6 триллиона рублей. Этого достаточно, чтобы выполнить предвыборные обещания переизбранного 17 марта Владимира Путина и профинансировать долгосрочные последствия конфликта на Украине.
Эти шаги в значительной степени объясняют устойчивость России: ситуация далека от сокращения ВВП и "сценариев Судного дня", которые воображали себе в Брюсселе и Вашингтоне. Россия зафиксировала годовой рост в 4% во втором квартале (в первом он составил 5,4%). Тем не менее экономика находится в плену своих старых структурных недостатков. Обход нефтяных санкций стал напоминанием о зависимости страны от углеводородов. Национальная валюта стабилизировалась, но при курсе почти 100 рублей за евро.
Прежде всего, рост был обеспечен военно-промышленным комплексом, получившим развитие в результате военных действий. Сейчас расходы на оборону составляют около 30% федеральных расходов – впервые в современной истории России, – при этом значительная часть промышленной базы страны поставлена на службу военному комплексу.
По официальным данным, с 2022 года более полумиллиона россиян пришли работать в отрасль, чтобы удовлетворить спрос на кадры. Владимир Путин предупредил, что в 2024 году бюджет на оборону и безопасность в целом вырастет до "примерно 8,7%" ВВП. Де-факто в экономике, которая все больше контролируется государством и ориентирована на армейские нужды, многие заводы, которые раньше производили гражданские товары, получили распоряжение производить и поставлять продукцию для военно-промышленного комплекса.
В результате национальная экономика практически перегрета. Многие промышленные отрасли жалуются на нехватку рабочей силы. Россияне, в свою очередь, оказались в плену инфляции, которая, перешагнув отметку в 9%, более чем в два раза превышает целевые показатели правительства. Столкнувшись с этой ситуацией, Центральный банк 13 сентября был вынужден снова поднять ключевую ставку – с 18 до 19%. А его глава Эльвира Набиуллина предупредила о возможном новом сценарии – стагфляции.
Набиуллина, известная своими либеральными взглядами, до сих пор играла ключевую роль в поддержании российской экономики на плаву. Нехватка рабочей силы может привести к ситуации, когда экономический рост замедлится, несмотря на все усилия по стимулированию спроса, и когда все эти стимулы ускорят инфляцию, предупредила глава ЦБ. За стагфляцией, сопровождающейся ростом цен и слабым ростом производства, может последовать полномасштабная рецессия. Таков один из возможных долгосрочных эффектов западных санкций (по словам Э. Набиуллиной, предпринимаемые ЦБ РФ меры позволят предотвратить этот сценарий – прим. ИноСМИ).
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: