Что-то больно дорого-богато для крестьянской вдовы...
Образ женщины-повстанца настолько яркий, что не мог не попасть в художественную литературу: романов про Алёну написано с полдюжины. Вот, например, описание встречи Разина с Алёной в романе С. Злобина «Степан Разин»: «Ишь, какая ты! Усмехнулся Разин. Я мыслил, что ты ростом в косую сажень, а ходишь в портах и кофте, и лет тебе за пятьдесят, и саблю на поясе носишь... недаром же «старицей» кличут». И какое дело автору, что Разин с Алёной встретиться не мог физически – воевал, в момент её нахождения в Темникове, в районе Астрахани и Царицына?
К. В. Смирнов «Бой Алёны» 1979 год Темниковский музей имени Ф. Ф. Ушакова
Надо сказать, что Алёна Арзамасская – действительно была, на самом деле участвовала в восстании и правда была сожжена. В остальном реальность настолько переплелась с вымыслом, что распутать этот узел – непростая задача.
Дело в том, что русские документы об этой неординарной женщине крайне скудны, хоть и дают важную информацию – где жила, откуда родом, за кем была замужем и так далее. А все самые красочные детали берутся из трудов иностранных авторов, в первую очередь Иоганна Фриша, автора «Поучительных бесед» (1677 год), диссертации Иоганна Юстуса Марция «Стенько Разин, донской казак-изменник» (1674 год) и «Сообщения, касательно подробностей мятежа, учинённого в Московии С. Разиным» 1671 года.
Например, у Фриша встречается рассказ о «последнем бое» Алёны: «Когда часть его (Разина – Прим. авт.) войск была разбита Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом ещё семерых или восьмерых, а после того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула её и с распростёртыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она была найдена и пленена. Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук». Просто не женщина, а Терминатор (не говоря уже о том, что лук в России – дворянское оружие)!
Старица-воевода руководит боем
А в «Сообщении» указано, что: «Среди прочих пленных была привезена к князю Юрию Долгорукому монахиня в мужском платье поверх монашеского одеяния. Монахиня та имела под командой своей отряд в семь тысяч человек и сражалась храбро, покуда не была взята в плен». Семь тысяч? Это прямо дивизия военного времени, в XVII веке командовать ею женщина могла разве что в сказках.
Диссертация же Марция, как и положено научной работе, предельно кратка: «Но никого не наказывали строже, чем казаков мордвинов, если не считать некоей женщины, которую сожгли за то, что монашеский чин, к которому раньше принадлежала, она сменила на военные одежды и дела».
Ни о возрасте, ни о внешности Алёны Арзамасской сведений не сохранилось, так что каждый художник имеет право на своё видение персонажа
27 сентября 1670 года отряды повстанцев, поднятые («прельщённые» в тогдашней терминологии) на борьбу «воровскими письмами», берут город Темников. Примерно в это время в Арзамас прибывает для борьбы с «ворами» воевода Юрий Долгоруков (в «Сообщении» ошибочно назван Долгоруким). Князь начинает рассылать по окрестностям отряды, которые берут один населённый пункт за другим.
6 октября повстанцы нападают на один из таких отрядов у села Керенки, но терпят поражение. После допроса пленных и появляются первые сведения о монахине в рядах повстанцев: атаман Андрей Осипов и абыз (священник) мурза Смаил Соколов рассказывают, что слышали о старице, которая собирает людей в Шацком уезде для «воровства».
Во время оно, нормальное воровство называлось «татьба», то есть здесь речь идёт именно о государственной измене. Осипов называл старицу ведуньей из села Красная слобода и говорил, что она собирается из Шацка двинуться на Касимов. Численность отряда Соколов и Осипов называли разную – от 200 до 600 человек. И, да, имени ведуньи ни тот, ни другой не называли.
После поражения при Керенках атаман Фёдор Сидоров собирает в Темникове ближайшие отряды разинцев, скорее всего, с одним из них прибыла в город и старица.
Сразу стоит уточнить «старица» – не возраст! Это – монашеский чин, можно было быть старицей и в 20 лет, и в 60.
Но восставшим снова не везёт: 30 ноября их опять бьют. И дальше происходит то, что в таких случаях случается регулярно: жители Темникова решают, что им с революцией не по пути и выдают воеводе Долгоруокву повстанцев: 18 крестьян, попа и старицу Алёну. Сразу объясняя, что это не старица никакая, а воровка и еретичка («заговорные письма», коренья и прочий реквизит – прилагаются).
Есть определённое приближение к реальности...
На допросе старица рассказала, что: «Алёною зовут, родиною де, государь, она города Арзамаса, Выездные слободы крестьянская дочь, и была замужем тое ж слободы крестьянином; и как де муж её умер, и она постриглась... А в нынешнем де, государь, 197 (т. е. 1670) году пришла она из Арзамаса в Темников и забирала с собой на воровство многих людей, и с ними воровала, и стояли в Темникове с атаманом Федькою Сидоровым и ево учила ведовству».
В общем, воевода Долгоруков резину не тянул (до изобретения процесса вулканизации каучука оставалось лет двести с лишним): в первый день – допрос с пристрастием и приговор – сжечь в срубе, вместе с письмами и кореньями. На следующий день приговор привели в исполнение. Всё в соответствии со статьёй 1 главы 1 «О богохульниках и церковных мятежниках» Соборного уложения 1649 года.
Была ли Алёна атаманом и сражалась ли с правительственными войсками?
Ну... В русских судебных документах скрупулёзно соблюдались малейшие протокольные детали. Если кто-либо был атаманом, то этот человек во всех документах иначе чем атаман, к примеру, Васька Косой, и не назывался! Тот же Фёдор Сидоров во всех документах проходит как «атаман Федька Сидоров» и никак иначе. По отношению к Алёне оное наименование не применяется – только «старица». Да и не назначали казаки женщин атаманами (не говоря уже о том, что все документы утверждают: Алёна собирала людей, но нигде не написано, что она ими командовала).
Второй принцип официальных документов времён царя Алексея Михайловича (да и ранее, сильно ранее!) – скрупулёзное соблюдение иерархии. Сначала в «воеводской отписке» всегда указывались самые важные пленники, а потом – все остальные по нисходящей. У Долгорукова порядок следующий: «сельский поп Савва, 18 крестьян разных сёл и деревень, вор и еретичка-старица».
В общем, из всей своей добычи Алёну князь ставит на последнее место.
Нина Кошелева в роли старицы. Балет «Алёна Арзамасцева», Государственный театр оперы и балета имени И. М. Якушева, Саранск
Отчего же столь высокое место в иностранных источниках заняла старица Алёна?
Тут дело в европейской интеллектуальной моде. В середине XVII века с подачи кардинала Ришелье во Франции начинается «медийная раскрутка» Жанны дАрк. Нет, её знали и раньше, и канонизировали уже давно, но хитрый кардинал на волне очередного конфликта с Англией делает из неё не просто благочестивого проводника воли Божьей, а натуральную амазонку.
И иностранцы, провели элементарные параллели: участвовала в войне, сожжена на костре – вот она, русская Жанна дАрк и есть!
А то, что на реальную Алёну образ Жанны не налезает, от слов «вообще» и «совсем»... Кому это важно?
Уж больно красивая литературная история получается. Даже балет «Алёна Арзамасская» поставили...
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: